Волшебная комната

Сошнева Людмила Ивановна

 

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует:

- улучшению эмоционального состояния;

- снижению беспокойства и агрессивности;

- снятию нервного возбуждения и тревожности;

- нормализации сна;

- активизации мозговой деятельности;

- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sensornoy_komnaty.docx41.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Волшебная комната» занятий в сенсорной комнате для детей 7-11 лет.

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа «Волшебная комната» занятий в сенсорной комнате для детей 7-11 лет.

Основания для разработки Программы

- Закон  РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»

- Постановление главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.07.2010 №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

 -    Устав учреждения

Заказчик Программы

Родительская общественность

Исполнитель программы

Педагог – психолог

Целевая группа

Для детей 7-11 лет, посещающих учреждение

Составители программы

Педагог – психолог Сошнева Людмила Ивановна

Цель программы:

способствовать формированию устойчивого, произвольного внимания и стабилизации эмоционально - волевой сферы детей 7-11 лет.  

Задачи программы:

  • восстановить психоэмоциональный статус (статокинетический баланс психических процессов);
  • развивать умения выражать свои эмоции (психомоторное взаимодействие с внешним миром);
  • перестройка коммуникативного поведения (приобретение навыков гибкого взаимодействия с использованием языка невербальных сигналов, стремление к диалогу);
  • формировать навыки стрессоустойчивого поведения;
  • формированию произвольного внимания.

Ожидаемые конечные результаты

- умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, восстановление психологического статуса и формирование умений действовать в группе.

Сроки и этапы реализации программы

  Один год

Пояснительная записка

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сенсорные комнаты используются в медицинской и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:

- обучение на основе сенсорной стимуляции,

- психотерапия.

            В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует:

- улучшению эмоционального состояния;

- снижению беспокойства и агрессивности;

- снятию нервного возбуждения и тревожности;

- нормализации сна;

- активизации мозговой деятельности;

- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

           Сенсорные комнаты используются в работе с детьми. Отсутствие опасных предметов, дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В  условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В  ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.

      Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций).

Сенсорная комната может использоваться для развития произвольности внимания и коррекции синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Актуальность: Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас, при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС.

      Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.

       Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно  безобразноВ сенсорной комнате, возможно,  создать условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.

 В данной программе использовалась адаптированная  программа А.Л. Сиротюк нейропсихологического развития и коррекции детей 7–11 лет.

.

Предлагаемая программа – дополнительное средство помощи детям в системе коррекционно – развивающих мероприятий, которые проводят в школе.

В основу программы положены комплексные упражнения для  детей с проблемами в эмоционально - волевой сфере и  наблюдаются проблемы  в развитии внимания. Эта программа позволит стабилизировать эмоциональное состояние, оптимизировать уровень тревожности и агрессии (произвольная регуляция и смыслообразующая функция психомоторных процессов), а так же коррекцию внимания.

Цель программы: способствовать формированию устойчивого, произвольного внимания и стабилизации эмоционально- волевой сферы детей 7-11 лет.  

       Задачи программы:

  • восстановить психоэмоциональный статус (статокинетический баланс психических процессов);
  • развивать умения выражать свои эмоции (психомоторное взаимодействие с внешним миром);
  • перестройка коммуникативного поведения (приобретение навыков гибкого взаимодействия с использованием языка невербальных сигналов, стремление к диалогу);
  •  формировать навыки стрессоустойчивого поведения;
  • формированию произвольного внимания.

Организационно-методические аспекты:

  1. Презентация возможности проведения реабилитационной работы в сенсорной комнате, оснащенной специальным оборудованием, (встреча с педагогами и формирование мотивации на совместную работу).
  2. Сбор анамнестических данных, психологическая диагностика с целью уточнения травмирующего события и выявления актуального уровня развития познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка и зоны его ближайшего развития.
  3. Программа рассчитана на 7-11 занятий с периодичностью встреч один раз в неделю по 40 минут. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции или проведение занятий индивидуально.

Количественный состав групп. Оптимальное количество участников 6 человек, включая взрослых.

Качественный состав группы. Дети  ОВЗ, инвалиды. В группу подбираются дети, не имеющие противопоказаний для групповой работы.

Противопоказания: обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.

Принципы комплектования группы и организации работы:

  • добровольное участие;
  • недирективность позиции взрослого;
  • учет психофизических особенностей детей;
  • индивидуализация, то есть актуализация максимума различий между участниками группы (противодействие псевдосплоченности «Мы товарищи по несчастью»).

Ориентировочная структура занятия:

  1. Ритуал приветствия. Разминка. Состоит из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
  2. Основная часть направлена на решение задач данной программы. В нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация.
  3. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия). Ритуал прощания.

Формы работы. При реализации программы используются когнитивно-поведенческие, игровые методы и арт-терапевтические техники психологической коррекции, большое внимание уделяется дыхательным упражнениям и обучению самомассажу, особенно на первом этапе занятий.

Требования к ведущему:

  1. Психологическая компетентность (наличие психологического образования, опыта участия в тренингах и опыта ведущего групповой психологической работы).
  2. Наличие знаний и опыта работы с детьми с неврозоподобным состоянием, постстрессовыми расстройствами, системными расстройствами.
  3. Открытость в выражении чувств.

Оборудование сенсорной комнаты:

  • Мячи-ежики.
  • Пузырьковая колонна.
  • Светозвуковая панель «Фонтан».
  • Ковер «Млечный путь».
  • Песочница.
  • Зеркальная панель «Дождя».
  • Конструкторы.
  • Музыка для релаксации и визуализации.

Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, фломастеры; бланки для диагностических процедур по числу участников.

Оценка эффективности работы. Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса коррекции и по завершении занятий, по результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за обучающими на каждом занятии.

Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, восстановление психологического статуса и формирование умений действовать в группе.

Темная сенсорная комната

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся шарики, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена "Мягкой платформой".

Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» - водопад огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут разноцветные «звездочки» Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают. Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» с гребнем - гребень позволяет расстелить светооптические волокна по стене, создавая эффект красивого водопада. Можно повесить у входа или как световую штору. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения .Этот элемент, является отличным дополнением к сенсорной комнате. Занятия с использованием фиброоптических волокон способствуют развитию внимания. Фиброоптические волокна, закрепленные на стене, образуют светящийся шатер, зайдя в который, Вы ощутите приятное умиротворение. Фиброоптический дождь идеально использовать для релаксации в сочетании со спокойной музыкой или сказками для детей.

Световая каскадирующая труба “Веселый Фонтан” - каскад светооптических волокон в виде фонтана с боковой подсветкой. При последовательном освещении возникают разнообразные световые эффекты, напоминающие струи воды и брызги фонтана.

Ковер “Звездное небо” (напольный и настенный) - оптические волокна, вплетенные в ворс черной ткани, завораживают эффектом мерцания с постоянным изменением цветов. Летящие кометы и целые галактики переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет. При помощи фибероптического волокна с использованием программного блока возможно создание не только "мерцающего неба", но и последовательное или хаотичное высвечивание созвездий, эффекта северного сияния, падающей кометы и т.п. поможет Вам погрузиться в настоящую сказку мечтаний о бесконечности и красоте Вселенной. Размеры ковра могут быть различными.

Световой модуль для рисования песком «Радуга» предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения, игровой терапии.

№ п/н

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

Кол - во часов

1.

Вводное занятие. Знакомство. Диагностика (наблюдение)

Ознакомление с работой в группе, знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров перед общением друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения.

«Знакомство с волшебной комнатой. Ознакомление с работой в группе, знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров перед общением друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнение А.Л. Сиротюк «Колечко»

1

2.

Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения «Познавая себя и других».

Учить выделять общие  и отличительные признаки человека и его подобия. Знакомить с отличительными особенностями внешности – цветом глаз и волос.

Упражнение «Ребенок и кукла». Игра «Все, мы разные». Работа с панелью «Фонтан». Упражнение А.Л. Сиротюк «Кулак – ребро – ладонь». Работа с пластилином.

1

3

Что тебе нравится?

 Помочь детям понять,  что их вкусы и предпочтения могут быть разными.

Развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов. (Пузырьковая панель, Тактильная панель, релакс - музыка). Рисунок «Передай свое настроение». Упражнение А.Л. Сиротюк  «Лезгинка»

1

4.

Чувства, желания, взгляды. Грусть и радость.

Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных  состояний (радость - грусть), учить определять их по внешним проявлениям.

Функциональное упражнение «Море волнуется…».  Включается ковер «Млечный путь» - релаксация. Игра  «Цветик – семицветик». Упражнение А.Л. Сиротюк «Змейка»

1

5.

Изменение настроения.

Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения.

Упражнение А.Л. Сиротюк «Зеркальное рисование». Строим мир своего настроения (песокотерапия). упражнение «Изобрази, на что похоже твое настроение».

1

6.

Радость

Знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека

Релаксация «В море». Используется релаксационная музыка «Шум океанского прибоя». Упражнение А.Л. Сиротюк «Зеркальное рисование». Упражнение «Праздник радости», театр -  куклы на ложках.

1

7.

Друзья. Помощь друзей»

Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Упражнение А.Л. Сиротюк «Кулак – ребро – ладонь».

Упражнение «Визуализация цвета». (Пузырьковая труба - развитие умения передавать ощущения в вербальной форме).

Письмо другу от таинственного друга.

1

8.

Волшебная поляна.

Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка  к своему «Я». Стимулирование творческого самовыражения

Упражнение А.Л. Сиротюк «Горизонтальная восьмерка». Упражнение «презентация своего имени».

1

9.

Развитие  произвольного внимания.

Развитие навыков  умения работать сосредоточено.

А.Л. Сиротюк упражнение для снятия эмоционального напряжения. Игры «Ручеек», «Сломанный телефон». Настольный лабиринт с трубой. Панель «Звездное небо». Задания А. Зака «Поиск девятого».

Работа с кубиками

В. П. Никитина. Танграм.

2

10.

Развитие  произвольного внимания.

Развитие навыков  умения работать сосредоточено.

А.Л. Сиротюк упражнение для снятия эмоционального напряжения. Игры «Таможник», «Путаница». Настольный лабиринт с трубой. «Прозрачный мольберт. Панель «Звездное небо». Задания А. Зака «Поиск девятого». Задание найди различие в картинках. Работа с кубиками

В. П. Никитина. Задания со счетными палочками (комбинаторика).

2

Список литературы

1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой., – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.

2. Психолого- педагогические программы сопровождения ФГОС НОО/ под общ. Ред. Щеголенковой.- Новокузнецк: МАОУ ДПО, 2012.- 364 с.

3. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.

4. Справочник психолога начальной школы. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.- Изд. - Ростов н,Д: Феникс, 2011.- 442 с.

5. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе( Часть 1): методическое руководство/ Л. А. Ясюкова.- изд. 2-е.-СПб: ИМАТОН, 2007.-208 с.

6. Психология. Разработки занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р. М.- Волгоград: ИТД « Корифей», 2006.- 112с.

7. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ

« Сфера», 1996.- 240 с.

8. Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие  /Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.: НОУ

9.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.: Творческий центр,2002.- 80с.