Волшебная комната
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует:
- улучшению эмоционального состояния;
- снижению беспокойства и агрессивности;
- снятию нервного возбуждения и тревожности;
- нормализации сна;
- активизации мозговой деятельности;
- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sensornoy_komnaty.docx | 41.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Волшебная комната» занятий в сенсорной комнате для детей 7-11 лет.
Паспорт программы
Пояснительная записка
Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сенсорные комнаты используются в медицинской и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:
- обучение на основе сенсорной стимуляции,
- психотерапия.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует:
- улучшению эмоционального состояния;
- снижению беспокойства и агрессивности;
- снятию нервного возбуждения и тревожности;
- нормализации сна;
- активизации мозговой деятельности;
- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Сенсорные комнаты используются в работе с детьми. Отсутствие опасных предметов, дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.
Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций).
Сенсорная комната может использоваться для развития произвольности внимания и коррекции синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
Актуальность: Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас, при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС.
Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.
Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно – безобразно. В сенсорной комнате, возможно, создать условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.
В данной программе использовалась адаптированная программа А.Л. Сиротюк нейропсихологического развития и коррекции детей 7–11 лет.
.
Предлагаемая программа – дополнительное средство помощи детям в системе коррекционно – развивающих мероприятий, которые проводят в школе.
В основу программы положены комплексные упражнения для детей с проблемами в эмоционально - волевой сфере и наблюдаются проблемы в развитии внимания. Эта программа позволит стабилизировать эмоциональное состояние, оптимизировать уровень тревожности и агрессии (произвольная регуляция и смыслообразующая функция психомоторных процессов), а так же коррекцию внимания.
Цель программы: способствовать формированию устойчивого, произвольного внимания и стабилизации эмоционально- волевой сферы детей 7-11 лет.
Задачи программы:
- восстановить психоэмоциональный статус (статокинетический баланс психических процессов);
- развивать умения выражать свои эмоции (психомоторное взаимодействие с внешним миром);
- перестройка коммуникативного поведения (приобретение навыков гибкого взаимодействия с использованием языка невербальных сигналов, стремление к диалогу);
- формировать навыки стрессоустойчивого поведения;
- формированию произвольного внимания.
Организационно-методические аспекты:
- Презентация возможности проведения реабилитационной работы в сенсорной комнате, оснащенной специальным оборудованием, (встреча с педагогами и формирование мотивации на совместную работу).
- Сбор анамнестических данных, психологическая диагностика с целью уточнения травмирующего события и выявления актуального уровня развития познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка и зоны его ближайшего развития.
- Программа рассчитана на 7-11 занятий с периодичностью встреч один раз в неделю по 40 минут. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции или проведение занятий индивидуально.
Количественный состав групп. Оптимальное количество участников 6 человек, включая взрослых.
Качественный состав группы. Дети ОВЗ, инвалиды. В группу подбираются дети, не имеющие противопоказаний для групповой работы.
Противопоказания: обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- добровольное участие;
- недирективность позиции взрослого;
- учет психофизических особенностей детей;
- индивидуализация, то есть актуализация максимума различий между участниками группы (противодействие псевдосплоченности «Мы товарищи по несчастью»).
Ориентировочная структура занятия:
- Ритуал приветствия. Разминка. Состоит из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
- Основная часть направлена на решение задач данной программы. В нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация.
- Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия). Ритуал прощания.
Формы работы. При реализации программы используются когнитивно-поведенческие, игровые методы и арт-терапевтические техники психологической коррекции, большое внимание уделяется дыхательным упражнениям и обучению самомассажу, особенно на первом этапе занятий.
Требования к ведущему:
- Психологическая компетентность (наличие психологического образования, опыта участия в тренингах и опыта ведущего групповой психологической работы).
- Наличие знаний и опыта работы с детьми с неврозоподобным состоянием, постстрессовыми расстройствами, системными расстройствами.
- Открытость в выражении чувств.
Оборудование сенсорной комнаты:
- Мячи-ежики.
- Пузырьковая колонна.
- Светозвуковая панель «Фонтан».
- Ковер «Млечный путь».
- Песочница.
- Зеркальная панель «Дождя».
- Конструкторы.
- Музыка для релаксации и визуализации.
Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, фломастеры; бланки для диагностических процедур по числу участников.
Оценка эффективности работы. Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса коррекции и по завершении занятий, по результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за обучающими на каждом занятии.
Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, восстановление психологического статуса и формирование умений действовать в группе.
Темная сенсорная комната
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся шарики, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена "Мягкой платформой".
Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» - водопад огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут разноцветные «звездочки» Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают. Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» с гребнем - гребень позволяет расстелить светооптические волокна по стене, создавая эффект красивого водопада. Можно повесить у входа или как световую штору. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения .Этот элемент, является отличным дополнением к сенсорной комнате. Занятия с использованием фиброоптических волокон способствуют развитию внимания. Фиброоптические волокна, закрепленные на стене, образуют светящийся шатер, зайдя в который, Вы ощутите приятное умиротворение. Фиброоптический дождь идеально использовать для релаксации в сочетании со спокойной музыкой или сказками для детей.
Световая каскадирующая труба “Веселый Фонтан” - каскад светооптических волокон в виде фонтана с боковой подсветкой. При последовательном освещении возникают разнообразные световые эффекты, напоминающие струи воды и брызги фонтана.
Ковер “Звездное небо” (напольный и настенный) - оптические волокна, вплетенные в ворс черной ткани, завораживают эффектом мерцания с постоянным изменением цветов. Летящие кометы и целые галактики переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет. При помощи фибероптического волокна с использованием программного блока возможно создание не только "мерцающего неба", но и последовательное или хаотичное высвечивание созвездий, эффекта северного сияния, падающей кометы и т.п. поможет Вам погрузиться в настоящую сказку мечтаний о бесконечности и красоте Вселенной. Размеры ковра могут быть различными.
Световой модуль для рисования песком «Радуга» предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения, игровой терапии.
№ п/н | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия | Кол - во часов |
1. | Вводное занятие. Знакомство. Диагностика (наблюдение) | Ознакомление с работой в группе, знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров перед общением друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения. | «Знакомство с волшебной комнатой. Ознакомление с работой в группе, знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров перед общением друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения. Упражнение А.Л. Сиротюк «Колечко» | 1 |
2. | Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения «Познавая себя и других». | Учить выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия. Знакомить с отличительными особенностями внешности – цветом глаз и волос. | Упражнение «Ребенок и кукла». Игра «Все, мы разные». Работа с панелью «Фонтан». Упражнение А.Л. Сиротюк «Кулак – ребро – ладонь». Работа с пластилином. | 1 |
3 | Что тебе нравится? | Помочь детям понять, что их вкусы и предпочтения могут быть разными. | Развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов. (Пузырьковая панель, Тактильная панель, релакс - музыка). Рисунок «Передай свое настроение». Упражнение А.Л. Сиротюк «Лезгинка» | 1 |
4. | Чувства, желания, взгляды. Грусть и радость. | Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (радость - грусть), учить определять их по внешним проявлениям. | Функциональное упражнение «Море волнуется…». Включается ковер «Млечный путь» - релаксация. Игра «Цветик – семицветик». Упражнение А.Л. Сиротюк «Змейка» | 1 |
5. | Изменение настроения. | Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения. | Упражнение А.Л. Сиротюк «Зеркальное рисование». Строим мир своего настроения (песокотерапия). упражнение «Изобрази, на что похоже твое настроение». | 1 |
6. | Радость | Знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека | Релаксация «В море». Используется релаксационная музыка «Шум океанского прибоя». Упражнение А.Л. Сиротюк «Зеркальное рисование». Упражнение «Праздник радости», театр - куклы на ложках. | 1 |
7. | Друзья. Помощь друзей» | Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. | Упражнение А.Л. Сиротюк «Кулак – ребро – ладонь». Упражнение «Визуализация цвета». (Пузырьковая труба - развитие умения передавать ощущения в вербальной форме). Письмо другу от таинственного друга. | 1 |
8. | Волшебная поляна. | Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». Стимулирование творческого самовыражения | Упражнение А.Л. Сиротюк «Горизонтальная восьмерка». Упражнение «презентация своего имени». | 1 |
9. | Развитие произвольного внимания. | Развитие навыков умения работать сосредоточено. | А.Л. Сиротюк упражнение для снятия эмоционального напряжения. Игры «Ручеек», «Сломанный телефон». Настольный лабиринт с трубой. Панель «Звездное небо». Задания А. Зака «Поиск девятого». Работа с кубиками В. П. Никитина. Танграм. | 2 |
10. | Развитие произвольного внимания. | Развитие навыков умения работать сосредоточено. | А.Л. Сиротюк упражнение для снятия эмоционального напряжения. Игры «Таможник», «Путаница». Настольный лабиринт с трубой. «Прозрачный мольберт. Панель «Звездное небо». Задания А. Зака «Поиск девятого». Задание найди различие в картинках. Работа с кубиками В. П. Никитина. Задания со счетными палочками (комбинаторика). | 2 |
Список литературы
1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой., – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
2. Психолого- педагогические программы сопровождения ФГОС НОО/ под общ. Ред. Щеголенковой.- Новокузнецк: МАОУ ДПО, 2012.- 364 с.
3. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
4. Справочник психолога начальной школы. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.- Изд. - Ростов н,Д: Феникс, 2011.- 442 с.
5. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе( Часть 1): методическое руководство/ Л. А. Ясюкова.- изд. 2-е.-СПб: ИМАТОН, 2007.-208 с.
6. Психология. Разработки занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р. М.- Волгоград: ИТД « Корифей», 2006.- 112с.
7. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ
« Сфера», 1996.- 240 с.
8. Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.: НОУ
9.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.: Творческий центр,2002.- 80с.