Личностно-ориентированные и игровые технологии обучения и воспитания в работе с детьми с тяжёлой умственной отсталостью
Глуханюк Е.С. в своей работе с обучающимся индивидуально на дому в большей степени использует личностно-ориентированные и игровые технологии обучения, т.к. дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого педагогического подхода в обучении.
Большие возможности для такой работы раскрываются в использовании личностно-ориентированного обучения и развития.
Главное в личностно-ориентированном обучении – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.
Успех личностно-ориентированного обучения обуславливается умением учителя создать атмосферу полного доверия, с этой целью я активно использую такие способы общения, как понимание, признание, принятие личности ребёнка такой, какова она есть.
Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Встреча всегда должна начинаться с доверительного и доброжелательного общения.
Вся работа должна строиться с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:
- учет сложившегося социального опыта ребенка;
- безусловное принятие ребенка как личности;
- опора на зону актуального развития;
- учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей
- создание ситуации успеха.
Материал для занятий подбирать так, чтобы ребёнок не чувствовал утомления. На занятиях чередовать различные виды деятельности.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Задача – помочь преодолевать трудности: не бояться браться за новое, быть решительным, уверенным, смелым.
Все занятия носят практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирует и развивает жизненные умения и навыки. На уроках труда мы занимаемся различными видами бумагопластики, это помогает максимально использовать возможности ребенка в направлении прогрессивного саморазвития, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы.
Все занятия носят воспитательный характер. За время работы мною накоплен учебно-методический комплекс, инструкционные карты, раздаточный, дидактический материал. Все это помогает достичь оптимальных результатов в обучении и воспитании.
Личностно-ориентированный подход – важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержание воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровые технологии – (Игра для детей – это способ познания мира и своего места в нем, и поэтому она необходима для развития личности.)
Данный вид технологии включает в себя различные дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, настольные игры. Занятия проходят в игровой форме. Включение игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, удерживает внимание.
При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
- игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- учет структуры дефекта;
- подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- соответствие коррекционной цели занятия;
- учет принципа смены видов деятельности;
- использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения. Например, в начале занятия дидактическая игра может применяться для подготовки к восприятию учебного материала, в середине – с целью активизации учебной деятельности или закрепления и систематизации новых понятий. Уроки мы начинаем с игровых моментов. На уроках чтения мы играем с язычком, играем: ищем домики для букв, ищем потерянную букву, поём гласные, расставляем предметы к первым буквам названий этих предметов и т.д.
На уроках математики. Игра «Что изменилось?», «Считаем предметы на картинках», «Сравни предметы», «Соотнеси количество предметов с цифрой», «Заселяем домики геометрическими фигурками» и др. Для закрепления навыков счета можно предложить игру «Слушай и считай»
Также на уроках я использую электронное приложение к урокам «математики», «окружающего мира».
Подбор игр происходит от легких к усложненным, при этом учитывается интенсивность и продолжительность. Эмоции, которые возникают в ходе игры, благотворно влияют на нервную систему, активизируют функциональную деятельность организма.
Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Самое главное – это ребенок, учёт его интересов, возможностей и способностей, его эмоциональное и физическое состояние, его духовный мир.
Его будущее во многом зависит от нас. Дети не выбирают себе педагога, это мы приходим к ним и каждому отдаем частичку себя, своей любви, своего сердца. Это значит, что все, что мы делаем для детей, нужно делать с любовью к детям.
- Мне нравится (1)