Использование музыки в работе с детьми аутистами
На сегодняшний день существуют различные методики по оказанию помощи детям с аутизмом. Проведено много исследований и разработаны различные методы, способствующие налаживанию их контакта с внешним миром. Если еще каких-то пару десятков лет назад на детей с аутизмом ставили крест, то сейчас, люди, связанные с областью коррекционной педагогики готовы выявить и развить имеющийся потенциал у ребенка и не дать им оказаться обреченными. Мировая общественность направляет свои усилияна их социализацию, обучение, лечение, и на помощь родителям. Своей работой мне бы хотелось поднять один из важных вопросов установления контакта с ребенком с аутистическим спектром развития. Хотелось бы начать в первую очередь с того, что детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. У ребенка с аутизмом, нарушение коммуникации оказывается прямым и понятным следствием основной недостаточности: малой потребности в общении, трудностей восприятия информации и понимания ситуации, невозможность свободно пользоваться речью. /Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 5-е, стер. – М.: Теревинф, 2009. – (Особый ребенок). /Такой ребенок остро реагирует на окружающие его явления, либо наоборот – все игнорирует и не замечает. Именно как раз по этой причине контакт с ним затруднен: иной раз сложно установить последующую реакцию ребенка и возможность с ним взаимодействовать. В такой связи общие меры воспитания явно не помогут – необходим особый подход и методы, позволяющие погрузится в удивительный мир ребенка, «подстроиться» под его волну. Для достижения таких целей вполне успешно помогает музыка. Из опыта работы с такими детьми, мне удалось обнаружить взаимосвязь с интересами в отношении музыки: их восприятие на нее, реакцию. У них меняется настроение, они начинают вести себя по-другому, что позволяет быть уверенным в том, что музыка может оказаться одним способов коммуникации с ребенком. Изучая исследования других специалистов, которые пришли к такому же выводу, смею предположить, что это может быть положено в основу концепции обучения ребенка, в первую очередь – налаживания контакта с ним. По наблюдениям дети очень любят ритм, такт, различные мелодии. Иной раз им нравится постукивать по столу, стульям, стенам или игрушкам, получая разнообразные звуки и выбирая из них те, что им по душе. Кто-то даже воспринимает не только музыкальный ритм, но и текстовую рифму. По наблюдениям, отдается предпочтение классической музыке и звукам природы. Дети слушают ее «изнутри», проявляя, порой, весьма неожиданные эмоции, начиная от улыбки и смеха, до страха и тревоги сопровождаемыми телесными движениями и гримасами. Источник восприятия также от случая к случаю разный: одним нравится слушать звук от аудиоустройств, а другие воспринимают только живую музыку, исполненную музыкантом. В процессе прослушивания очень важно, чтобы ребенку ничего не мешало, а именно не было посторонних раздражителей. Турецкие ученые убеждены, что музыка Моцарта помогает аутичным детям и детям с дислексией (неспособность сосредоточиться). В Стамбуле создан специальный «Слушательский центр Томати». Назвали его в честь французского медика Альфреда Томати, который первым предложил лечить музыкой. Сначала такую «скорую музыкальную» помощь оказывали во время второй мировой войны пилотам, которые из-за частых стрессов и шумных моторов начинали терять слух. Результаты терапии были впечатляющими. Дальнейшие эксперименты доказали, что прослушиванием музыки можно лечить не только глухоту, но и психические заболевания. Использование музыки в педагогической технологии — один из основных направлений работы с аутичными детьми. Используя на уроках музыку, наблюдается эффект от ее применения в следующем:— эмоциональная разрядка,— облегчение ситуации взаимодействия,— регуляция эмоционального состояния,— повышение доступности для сознательных переживаний психо- и социодинамических процессов,— приобретения новых средств эмоциональной экспрессии,— создание основы коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и фантазии,— содействие самовыражению и саморазвитию,— облегчение возможностей усвоения детьми новых отношений и наставлений. Как доказано, стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает дальнейшей их деградации. Как известно, музыка обладает лечебным воздействием и её можно использовать на психологическое состояние человека. Российский психолог С. Л. Рубинштейн объяснил возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмичная. И в этом смысле музыка помогла человеку придать ритм и гармонию собственной психической жизни. Применение музыкальной терапии лечении различных психических расстройств, начиная от бытовых неврозов и заканчивая тяжелыми формами дезадаптации. Учитывая все вышесказанное, при использовании музыки в педагогической технологии у детей с аутизмом. Главной задачей определено следующее: наладить слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию, способность синтезировать их в одной деятельности. Принципы построения занятий:— принцип психической экологии: начинать и заканчивать занятия спокойной негромкой музыкой; на протяжении занятия отслеживать эмоциональное состояние каждого ребенка с РДА и соответственно корректировать интенсивность занятия. Структура занятий: 1. Приветствие как ритуал. Приход детей в класс сопровождает приятная спокойная и негромкая музыка. Взрослый подходит к каждому ребенку и здоровается при помощи какого-то музыкального инструмента или просто напевая фразу, например, «Здрав-ствуй, Зо-я» и сопровождая напев хлопками в ладоши. Во время приветствия необходимо, чтобы глаза взрослого были на уровне глаз ребенка, чтобы лучше понять его состояние и дать ему почувствовать, что здесь он — в безопасности. 2. Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояния ребенка в плане привлечения к действию; 3.Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий). 4. Прощание как ритуал.Так как дети приходят на занятия, имея непредсказуемое эмоциональное состояние, главное ритуала приветствия, который происходит в начале занятия — создает атмосферу доверия для детей и настраивает их на занятие. Следующие упражнения, связанные с активизацией внимания, являются очень важной составляющей коррекционно - развивающего процесса. Тренировка ребенка относительно способности управлять своим вниманием обуславливает, во-первых, продуктивность ее проявлений на протяжении конкретного занятия, а во-вторых, является фактором оптимизации ее дальнейшего развития через прямую связь с регуляцией психического состояния ребенка. Главный блок заданий имеет определенную этапность. Так, на первом этапе нужно проводить музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, развивая координацию движений, которые постепенно перерастают в игры для развития координации речи и движений. На втором этапе происходит прослушивание музыки вместе с подпеванием и ритмичными движениями. Это способствует становлению коммуникации, побуждает детей двигаться в едином ритме. Упражнения на релаксацию мышечного тонуса, задачей которых является научить детей управлять своими мышцами и эмоциональным состоянием. Так же можно использовать музыку во время занятий рисования. На третьем этапе – музыкально-ритмические игры (игры-диалоги); вокально-двигательный игротренинг с использованием фитбола; танец как коммуникация двигательными средствами. На этом этапе представлены самые сложные задачи, выполнение которых возможно через развитые у ребенка на предыдущих этапах способности находиться и выполнять последовательные действия в ритмически организованной среде, с устойчивым пространством, имеющую определенную эмоциональную окраску и в которой присутствуют еще несколько участников. Можно разучить и использовать танцевальные упражнения где есть простые элементы танца. Итак, центральный блок развивающих занятий построен таким образом, что в начале отрабатывается способность детей действовать по четким определенным правилам (при этом в поле внимания достаточно держать какой-то один план проявлений), затем постепенно усложняется задача, для выполнения которой необходимым становится согласованное функционирование нескольких анализаторних систем, и наконец, детям предлагаются задания, выполнение которых требует отлаженной сенсорной интеграции, двигательной и речевой памяти и согласования собственных проявлений с проявлениями других детей в группе. Заключительный этап — прощание. Прощаться можно и всем вместе, и отдельно, слушая ответ ребенка, который сопровождает свой уход определенным движением. Прощание можно организовать и таким образом: все дети по очереди подходят и ударяют по бубну рукой, который держит учитель и при этом пропевают «До-сви-да-ни-я». Главное, чтобы дети уходили с хорошим настроением. Когда они расходятся, звучит спокойная приятная музыка. Примечания: 1) для того, чтобы дети занимались эффективно, занятия необходимо проводить с удовольствием и энтузиазмом, только тогда можно захватить своим настроением детей; 2) музыкальное занятие следует строить таким образом, чтобы оно было целостным драматическим действием; 3) на занятиях обязательно должен присутствовать взрослый, который сопровождает детей и помогает им включаться в групповую работу, иногда (особенно на ранних этапах) выполняя задания за них, подключая их руки, направляя их движения. Проводить занятия с использованием музыкальной технологией, может коррекционный педагог или психолог, который ориентируется в музыкальной культуре, имеет музыкальные способности (развитый музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память), умеющий петь и был осведомленный в проблематике детской специальной педагогики и психологии. Список рекомендуемой литературы: 1.Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach). Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами – Изд: Рама Паблишинг 2014 2.КельманТ. Как победить аутизм 3.Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом 4.Косински К. Эрготерапия для детей с аутизмом. Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. 2 издание. 5. Лебединский В.В., Никольская О.С.,Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте.