Особенности развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью
Особенности развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью
Чтобы говорить о развитии творческих способностей у детей с умственной отсталостью, необходимо определиться с терминологией. Главный признак заболевания детей с умственной отсталостью заключается в снижении интеллекта. Однако все симптомы целесообразно рассматривать в зависимости от степени недуга.
Лёгкая степень умственной отсталости. Как правило, по внешнему виду, практически нельзя отличить ребёнка с легкой степенью умственной отсталости от здорового сверстника. Проблемы в обучении у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости возникают из-за низкой концентрации внимания. Ещё таким учащимся характерно отклонение в поведении. Это связано с тем, что детей пугает любое изменение окружающей действительности. Они могут замкнуться в себе, либо же чтобы привлечь к себе внимание, начинают неадекватно себя вести. Поэтому очень часто возникают трудности при общении с окружающими.
Средняя степень умственной отсталости. Люди со средней степенью умственной отсталости, способны различать наказание и похвалу, они могут испытывать радость, сопереживают происходящему. Они легко обучаемы навыкам самообслуживания, порой даже письму, чтению, элементарному счету.
Тяжелая степень умственной отсталости. Для людей с этой степенью отсталости характерно отсутствие речи, движения нецеленаправленны и неуклюжи. Эмоции ограничены, могут испытывать только неудовольствие и радость. Отличительной особенностью является то, что они не могут проживать самостоятельно, им необходим уход и постоянный контроль.
Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим поражением коры головного мозга [4].
Отклонения в интеллектуальном развитии - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие психические функции [1].
Изучая исследования вышеперечисленных ученых, мы пришли к выводу, что дети с особыми образовательными потребностями, в онтогенезе имеют необратимые изменения в условно-рефлекторной деятельности, нестабильность процессов возбуждения и торможения. Развитие ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости проходит аномально, так как происходит недоразвитие процессов познания, эмоции, воли, и как следствие личности в целом.
Для данных детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем.
Особенностью восприятия учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости является замедленность и очень низкая мобильность нервных процессов. Объём материала, который они могут усвоить за занятие, очень низок. Ограниченность и узость восприятия является препятствием для детей при возникновении той, или иной ситуации, особенно если обстановка незнакома и непривычна. Поэтому дети долго не могут уловить смысл происходящего и зачастую оказываются дезориентированными.
Глядя на какой-либо объект, дети с особыми образовательными потребностями не стремятся основательно разобраться в его свойствах и особенностях; у них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами; они плохо устанавливают связи и отношения между предметaми или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и искаженными.
В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание [49].
Учащиеся младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости отстают в физическом развитии: медлительны, у них нарушена зрительно-двигательная координация, мышечный тонус ослаблен, не развита общая и мелкая моторика. В результате, это мешает им развиваться так же успешно, как их здоровым сверстникам. Кроме этого недостатки в развитии отрицательно влияют на воспитание и обучение учащихся, особенно во время учебного процесса и занятий во внеурочной деятельности.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. А мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у детей с особыми образовательными потребностями недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
В результате нарушенного анализа они затрудняются определить связи между частями предмета; устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет; при анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки.
Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов: выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.
Ярко проявляются специфика операций сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез – а они нaрушены. В итоге они проводят сравнение по несущественным признакам и часто – по несоотносимым [12].
Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общeе в отличающихся. Мыслительные операции развиваются медленно и с трудом. Для мышления ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии характерна конкретность, ригидность (плохая переключаемость с одного вида деятельности на другую), некритичность.
Дети с особыми образовательными потребностями обычно начинают выполнять работу, недослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) у таких детей имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.
Они лучше зaпоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи; у них позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Оно у ребенка замедленно, требуются многократные повторения.
В процессе обучения запоминание может существенно улучшиться, но никогда не достигнет нормы [4].
Как отмечает Л.С. Выготский, слабость памяти детей с отклонениями в интеллектуальном развитии проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения. Воспроизведение – процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности [15].
Из-за непонимания логики событий воспроизведение детей с особыми образовательными потребностями носит бессистемный характер. Им свойственны незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания, что приводит детей с отклонениями в интеллектуальном развитии к ошибкам при воспроизведении.
У данных детей чаще, чем у детей в норме, наступает состояние охранительного торможения, выражены недостатки внимания: сужение объема внимания, малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. С возрастом, под влиянием обучения и воспитания, объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются.
Для успешного обучения таких детей необходимо достаточно развитое воображение. У детей с отклонениями в интеллектуальном развитии оно отличается неточностью и схематичностью, так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны – и поэтому формирование воображения идет на неблагоприятной основе [12].
У детей с особыми образовательными потребностями развития также отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. У аномальных детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, также снижена потребность в речевом общении [30].
Также умственная отсталость проявляется и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей: недоразвитие эмоций, отсутствие оттенков переживаний, неустойчивость эмоций.
Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Все отмеченные особенности психической деятельности таких детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития.
Дети с умственной отсталостью ищут в работе легкий путь, который не требует приложения волевых усилий. Это проявляется в подражании, импульсивности, незаинтересованности при выполнении заданий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки. Если к ребёнку отклонениями в интеллектуальном развитии постоянно предъявлять требования, которые в силу индивидуальных особенностей развития он не может выполнить, у него может развиться негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.
Отмечая несформированность навыков учебной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием, следует констатировать у них недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности, как следствие очень слабо выраженные творческие способности. Умственно отсталые дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей [4].
Таким образом, умственно отсталые учащиеся не могут проанализировать результат решённой задачи, которая перед ними стояла, вследствие чего не могут правильно оценить ее решение. Отсутствие навыков самоанализа собственной деятельности, приводит к тому, что они с большим трудом выполняют творческие работы и осваивают творческую деятельность.
- Мне нравится (1)