Дидактические игры для развития пространственных представлений у младших школьников

Игра "Художник"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры, направленные на  ориентацию в  пространстве  листа

Игра «Муха»

Цель игры:

Научить ребенка не только ориентироваться в пространстве листа, но и закрепить понятия "лево-право", "верх-низ", развивает внимание.

Ход игры:

        Перед обучающимися ставиться задача: «В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Я буду говорить, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением. Как только она вылетит за границы клетки, сразу хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Если ты успеешь хлопнуть, пока я не сказала следующий ход, то "пойманную" муху сажаем тебе в мешок, а если мухе удастся тебя запутать и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем ее в окно. Всего будет 5 мух. Каждый раз муха начинает свой полет из центра клетки. Если в конце игры мух в окне окажется больше - значит, муха оказалась проворнее тебя, если мух будет больше в твоем мешке - значит, соревнование с хитрой мухой выиграл ты. Начнем? Муха полетела вверх, вправо, вниз, вниз, вправо (хлопок), вниз..." Если  ребёнку сложно уследить за перемещением мухи только глазами, на первом этапе можно разрешить ему следить за мухой, помогая себе пальчиком или передвигая пуговицу, которая помещается в клетку, к которой находится муха. Если ребёнок хлопнул в нужный момент, муха рисуется в мешке, а если, потеряв муху, не хлопнул или хлопнул тогда, когда муха сидит в клетке, - муха рисуется в окошке. По мере тренировки можно ускорять темп и удлинять маршрут "полёта" мухи, заставляя ребёнка ориентироваться в пространстве листа быстрее.  Существует другой вариант игры, говорю, что муха стала очень непослушной и всё делает наоборот. Когда  ей говорят направо, она летит налево и т.д. Задача остаётся прежней - вовремя поймать муху, не дав ей вылететь за пределы поля.  

Игра «Художник»

         Для этой игры  необходимо вырезать картинки, которые  можно  наклеивать, а можно просто прикладывать, чтобы можно было их использовать несколько раз.

       Ребенку даётся задание: «Представь, что ты — художник! Сейчас мы будем с тобой создавать картину. Я буду твоим помощником. Чтобы тебе было легче, я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь расположить в этом месте. Начнем с солнышка. Расположи его, пожалуйста, в верхнем левом углу. Вверху и посередине листа мы поместим облако. Птичка у нас будет лететь под облаком и слева от него. В нижнем левом углу у нас будет стоять забор, а справа от забора — дом. В нижнем правом углу растет ель, а слева от нее — гриб. В нижней части листа посередине растет кустарник. Слева от гриба, но справа от кустарника, гуляет петушок. Справа от дома сидит котенок, а за ним — цыплята. Между котенком и кустарником растет цветок. Улитка ползет от цыплят вправо. Девочка стоит за цветком. Молодец! У тебя получилась очень красивая картина! Давай мы теперь придумаем к ней название

  1. Игры на развитие пространственных представлений, на формирование графической составляющей образа буквы, слова:

Игра « Разрезные буквы»

Ход игры.

    Чтобы подготовиться к игре, необходимо разрезать цветные буквы и перемешайте. Задача ребенка - выбрать все кусочки одного цвета, узнать букву по элементам и сложить ее. Если у ребенка это вызывает затруднение, можно положить перед ним азбуку, чтобы он видел все буквы наглядно. Чтобы закрепить не только графический образ, но и звучание буквы, к каждой готовой букве придумываем вместе с ребенком по три слова, начинающихся с нее или небольшие предложения, в которых все слова начинаются с заданной буквы. Например: зеленый заяц зевал, ленивая лошадь летала. Такое занятие будет не только полезным, но и веселым, чтобы сделать эту игру еще более "волшебной", можно сказать:  "Злой волшебник заколдовал все буквы, разбив их на кусочки, чтобы дети никогда не смогли научиться читать и знать его волшебные заклинания. Для того чтобы снять заклятие, нужно сложить все буквы из кусочков".

Игра «Золотой ключик»

 Цель игры: формирование графической (зрительно-пространственной) составляющей образа буквы, слова, развитие внимания.

Ход игры.

     Ребёнку даётся задание: «Помоги Буратино разгадать загадку  мудрой черепахи Тортилы. Чтобы прочитать  зашифрованную поговорку, дорисуй все фигурки до ключа. Рисовать нужно красным карандашом. Если ты правильно дорисуешь недостающие линии, то сможешь увидеть буквы красного цвета, которыми написана зашифрованная фраза».

В этом задании ребёнку важно не только правильно дорисовать недостающие линии, но и узнать получившуюся букву. Если  ребёнок правильно дорисовал линии, но не может узнать букву, попросите нарисовать эту букву рядом без контурных линий.

 Чтобы ещё лучше закрепить образы букв,  можно предложить ребёнку выкладывать буквы , например из шнурка. Выкладывание буквы из шнурка или лепка их из пластилина поможет более прочному формированию образа буквы.

         С целью развития пространственных представлений  можно использовать и другие формы и методы работы:  складывать оригами, собирать пространственные головоломки, складывать кубики, играть в кубики Коса; искать клад, узнавать на ощупь сложенные в мешочек мелкие предметы; лепить из пластилина; вырезать аппликации из бумаги; строить различные сооружения из конструктора; собирать пазлы; складывать мозаику и т.д.

        Из опыта своей работы, считаю, что дидактические игры и занимательные упражнения способствуют более успешному формированию  пространственных представлений у учащихся младших классов с умственной отсталостью.