ИКТ в логопедии

В связи с  увеличением  числа детей с ОВЗ возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • Использование новых моделей компьютера.
  • Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы).
  • Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.                                     

Среди участников образовательного процесса существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс.

С  одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:

  • Новые возможности для творческого развития детей.
  • Повышает привлекательность содержания материала.
  • Позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения.
  • Повышает навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

С другой стороны:

  • Компьютер может стать средством отвлечения внимания детей.
  • Использование компьютеров приведет к тому, что «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера».
  • «Дети будут гораздо меньше общаться друг с другом», т.к. будут большую часть времени сидеть за компьютером.

Но жизнь не стоит на месте. «Обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет».  И учитель - логопед  вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо своих детей.

Сложная структура нарушений при системном недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца.  Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

  •  Таким образом, цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.
  •  Активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия,  развития способностей детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности,  повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции.

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе логопедических занятий:

  • При объяснении (введении) нового материала.
  • При закреплении.
  • При повторении.
  • При обобщении.
  • При обследовании.
  • В коррекционной работе по формированию фонематического анализа и восприятия.
  • В коррекционной работе на лексическом уровне.
  • В коррекционной работе на синтаксическом уровне.
  • В коррекционной работе по развитию связной речи.

 При подготовке и проведении уроков логопед может  использовать электронные ресурсы учебного назначения:

  • Презентации.
  •  Ребусы, изографы, анаграммы,  кроссворды..
  • Тестовые оболочки.
  • Ресурсы Интернет.
  • Развивающие flash-игры.

Еще  К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

·         «Артикуляционная гимнастика».  При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.

  • Для работы над звукопроизносительным компонентом речи рекомендуется приобрести программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук,  чистоговорки,  скороговорки).
  • Слоговая структура.    Используется ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова, по формированию лексико  — грамматических средств языка и связной речи.
  • Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи».
  •  « Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов.  Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги», развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.
  • Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.
  • Буквенный гнозис и праксис. Как формировать образ буквы с помощью ИКТ и Интернет – технологий.
  • Коррекция письменной речи. Основная  часть работы учителя –логопеда – коррекция нарушений письменной речи (как чтения, так и письма).

Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в  PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «Портал «Солнышко», «Мерсибо».

Положительно воспринимаются детьми и успешно используются в образовательном процессе такие  электронные учебные пособия, как «Игры для тигры», «Букварик – Смешарик», «Баба Яга учится читать», «Почитай – ка», Гарфилд малышам «Учим буквы и слова».

Большой плюс ИКТ: система сама обеспечивает контроль, даёт возможности самопроверки. Значительное повышение качества демонстрационных материалов – иллюстраций, возможность показа видеофрагментов, оперативность управления и возможность компактного хранения больших объёмов информации.

Выводы:     

  • ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения.
  • Использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса.
  • ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.