Тема: «Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе внеклассной работы».

Конева Инга Николаевна

Тема: «Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе внеклассной работы».

Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступать в любой сфере человеческой деятельности: художественной, производственно-технической, хозяйственной и так далее. Масштаб творчества может быть различным, но во всех случаях происходит возникновение и открытие чего-то нового.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую – либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. С уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет внеклассная и кружковая работа.

Под воображением понимают познавательный психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования и конструирования или любой другой деятельности до ее начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы воображения создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные.

Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.

Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания, оно позволяет ребенку, участвовать в событиях, не встречавшихся в обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может.

Творческий характер зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте.

Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношению что – либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический опыт педагога заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Накопление знаний и опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью взрослого. Например, открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получится ничего страшного, можно попробовать еще раз».

Творческое воображение школьника с особыми образовательными потребностями опирается на конкретную действительность и не может от нее оторваться. Чтобы вообразить, например, тропический лес, или какого – либо, зверя из жарких стран, надо посмотреть картину, а не только выслушать рассказ о них.

У детей с особыми образовательными потребностями творческое воображение чрезвычайно важно развивать. Учащиеся должны представить себе не только то, что существует или существовало, но и то, что не было.

Задача в этом возрасте заключается в том, чтобы научить учащихся переходить от сказочных, фантастических образов к реальным, жизненным образам.

Творческое воображение развивается при выполнении таких заданий, которые связаны с собственными «выдумками» и «открытиями» детей, например, при сочинении на свободную тему и так далее.

Подросток воображает себя героем космоса, в своем воображении он летит на другую планету. Это уже не ситуация сказки, а ситуация мечты, которая необычайно близка к действительности, она вполне может осуществиться. Такая мечта – часто подготовка к будущей деятельности. Перед подростком открывается мир необычайного и в то же время вполне достижимого. Подростку хотелось бы сделаться героем, совершающим замечательные подвиги, показывающим исключительную волю, смелость, выдержку и находчивость. Но школьник не может этого пока еще сделать в своих мечтах наша действительность убеждает его в том, что все мечты рано или поздно сбываются.

Хорошо, когда школьники обсуждают прочитанное, на классных собраниях или просто вечером, в свободное время. К их высказываниям надо прислушиваться. Ни в коем случае не следует пренебрегать их мечтательных суждений. Напротив, следует всячески поддерживать и поощрять таких детей с особыми образовательными потребностями в их стремлении совершать великие дела. Однако тут необходимо иметь известное терпение и педагогический такт для того, чтобы умело руководить воображением подростка.

Внеурочная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает воспитателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству. При организации внеурочной работы воспитатель должен соблюдать следующие принципы:

-выдерживать общую направленность занятий;

- обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержание и методов занятий с учетом личных склонностей детей;

- осуществлять массовость внеурочной работы, вовлекать в нее большинство учащихся;

-опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;

-иметь общественно – полезную направленность всех выполняемых работ;

-подчинять все виды внеурочной работы общим учебно-воспитательным целям и задачам.

В содержание внеклассной работы целесообразно включить изготовление поделок из бумаги, ткани, различных материалов. Эти работы не должны дублировать изделия, выполняемые детьми в классе.

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВ

Целесообразна такая организация педагогического коллектива, при которой воспитатели или учителя в школе ведут кружок или оказывают практическую помощь в организации своему коллеге, ведущему занятия. Этому важному участку воспитательной работы следует уделять серьезное внимание. Необходимо заинтересовать детей, стремиться передавать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы его воспитанникам в жизни.

Работа начинается с изучения детских интересов, комплектования членов кружка, выбора актива или старосты, подготовки материалов и инструментов

Интересным и полезным массовым видам организации кружковой работы являются конкурсы по изготовлению игрушек, изделий прикладного искусства. Такие конкурсы имеют большое воспитательное значение. Содержание конкурсов может быть самое разное. Это могут быть поделки из ткани, папье-маше, бумаги, природных материалов, бросового материала.

Индивидуальная работа учащихся осуществляется по специальному плану учителя или воспитателя. По рекомендации воспитателя дети могут сами изготовлять поделки.

Перед началом работы воспитатель проводит вводную беседу, рассказывая о целях и задачах предстоящего трудового задания. Дети в общих чертах проектируют образцы будущих изделий, устанавливают их элементы, какие требуются для работы материалы и инструменты. Часть изделий дети выполняют из своих материалов, используют открытки, цветные нитки, собранные природные материалы и так далее. Объекты для индивидуальной работы подбираются таким образом, чтобы дети их могли изготовить самостоятельно, без помощи воспитателя. Для индивидуальных поделок используются те же материалы, которые дети обрабатывают на занятиях – кружках. Но, по содержанию, форме и отделке эти поделки не должны повторять то, что делается на уроках.

Иногда дети не могут выполнить до конца задание, например, раскрасить изделие из бумаги или оформить поделку из ткани. Поэтому завершение таких работ может быть поручено некоторым детям в качестве индивидуального задания. Такие задания требуют проведения продуманного инструктажа. Например, поручая детям завершить отделку изделий: украсить их узорами, аппликацией – необходимо проинструктировать детей, как лучше и проще это сделать.

У детей с задержкой психического развития развитие воображения находится на низком уровне развития. Фантазия развита слабо. Для школьников с задержкой психического развития характерно недоразвитие творческого воображения, мелкой моторики рук, замедленность движений, недостаточная эмоциональность в придумывании рассказов. Дети выдали низкий уровень оригинального и необычного сюжета, образов, используемых в рассказе, эмоции выражены слабо.

В рисунках дети придумывали себе сюжет сами. Некоторые срисовывали с книг. Сюжеты были не новыми, но в некоторых рисунках были элементы творческой фантазии. Такие рисунки оказывали эмоциональное впечатление на детей.

В ходе внеклассной и кружковой работы были поставлены такие цели:

Коррекционные

Развитие творческого воображения, мелкой моторики рук, художественного восприятия цвета, формы, развитие внимания, памяти, мышления, фантазии.

Образовательное

Формирование у детей понятия формы, цвета. Учить детей искать новое применение старым предметам, знакомым вещам. Формировать умение переносить свои мысли и образы в поделки.

Воспитательные

Воспитывать трудолюбие и аккуратность в работе. Воспитывать познавательный интерес к творчеству. Учить детей получать удовольствие от своего труда.

Задачи:

-научить детей делать разнообразные поделки из разных материалов;

-учить детей правильно использовать цвета, форму, соотносить их с той целью, которую поставил для себя;

-научить аккуратно пользоваться иголкой, ножницами, клеем, бумагой, нитками, красками, лаком, тканями и так далее;

-учить детей готовить свое рабочее место перед работой и убирать его после работы.

В начале учебного года мы знакомим детей с темами, с оборудованием, какие поделки будем делать, что нового они узнают. На занятиях кружка закрепляем знания детей о правилах хранения оборудования, инструментов, о правилах безопасности труда.

В осенний период мы делали такие поделки:

-изготавливали картины к осеннему празднику из засушенных листьев. Рамку для картины делали из папье-маше или дети изготавливали на занятиях столярного кружка.

В ходе выполнения этой поделки ставили такие цели, как развитие усидчивости, терпеливости. Расширение понятия о технике папье-маше. Развитие творческого воображения и фантазии.

В зимний период у нас начинается интенсивная подготовка к Новому году. Мы делаем игрушки для елки, украшения для комнат, игровой комнаты, учебной, икебаны из природного материала, открытки, новогодние газеты.

В ходе этих занятий ставим такие цели, как – расширение представления детей о природном материале, о бросовом и способах их применения. Развиваем воображение, фантазию. Воспитываем желание творить, создавать что-то оригинальное, красивое, аккуратное.

Эти новогодние поделки и украшения мы изготавливаем из старых коробок, фантиков, бутылок от шампуня, веток, пенопласта, ткани, меха, цветной бумаги и так далее.

После занятий проводим выставку поделок, игрушек, новогодних открыток. Отмечаем самые оригинальные, аккуратные, красивые работы.

Дети освоили  технику лепки – из соленого теста. Из соленого теста изготавливали небольшие поделки. Эти занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, воображения.

Ко дню Святого Валентина делали вместе с детьми валентинки, мелкие подарки девочкам. Подбирали необходимый материал, распределяли его.

Некоторые поделки имели общественно-полезную направленность. У нас в школе – интернат проводятся различные конкурсы. И поэтому мы всегда участвуем в них и выполняем поделки для этих конкурсов. Такие виды работы воспитывают у детей чувство организованности и ответственности.

Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Особенно, когда дети видят результаты своей работы. Необходимо при этом тонкое и чуткое руководство педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому мы даем возможность детям выражать свой замысел, побуждаем к творческим решениям.

На своих занятиях мы занимаемся аппликацией – наклеивание вырезанных из цветной бумаги или тканей изображений на основу. Они тоже создают благоприятные условия для детского творчества. Чтобы успешно использовать эти условия, необходимо предоставить ребенку самостоятельность при выполнении операций: либо изготовление отдельных вырезаемых изображений, включая и создание предварительного рисунка, либо их последующее размещение на листе. Все это зависит от того, как ребенок владеет техникой аппликаций.

Вначале дети трудно справлялись с такими заданиями – выбрать и создать тему для аппликации. Но постепенно детям давали задания с усложнением и они справлялись. Сначала им давали задания – выбрать сюжет. Затем был выбор тканей или бумаги. Дети подбирали ткани для задуманного сюжета и сами раскладывали их.

Для детей с задержкой психического развития характерно отставание в развитии мелкой моторики рук, отмечается расстройство координации, неловкость. А в ходе внеклассной работы развитие мелкой моторики рук помогает овладению навыками самообслуживания, способствует развитию речи и мышлению детей. Проведенные коррекционные занятия привели к значительному повышению уровня развития воображения.

Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития осуществляется в ходе кружковой-внеклассной работы. Она способствует расширению кругозора, развивает личностные качества детей. Поэтому кружковую и внеклассную работу необходимо проводить во внеурочное время. Это способствует более успешному и эффективному развитию творческого воображения.

Педагог должен создавать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепить веру детей в собственные возможности, формировать интерес к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие педагога в большинстве случаев предупреждает появление нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

 

 

МСКОУ  Целинная  (коррекционная) школа – интернат 8 вида.

 

 

 

 

 

Доклад.

 

 

Тема: «Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе внеклассной работы».

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_voobrazhenie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе внеклассной работы».

Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступать в любой сфере человеческой деятельности: художественной, производственно-технической, хозяйственной и так далее. Масштаб творчества может быть различным, но во всех случаях происходит возникновение и открытие чего-то нового.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую – либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. С уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет внеклассная и кружковая работа.

Под воображением понимают познавательный психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования и конструирования или любой другой деятельности до ее начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы воображения создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные.

Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.

Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания, оно позволяет ребенку, участвовать в событиях, не встречавшихся в обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может.

Творческий характер зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте.

Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношению что – либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический опыт педагога заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Накопление знаний и опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью взрослого. Например, открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получится ничего страшного, можно попробовать еще раз».

Творческое воображение школьника с особыми образовательными потребностями опирается на конкретную действительность и не может от нее оторваться. Чтобы вообразить, например, тропический лес, или какого – либо, зверя из жарких стран, надо посмотреть картину, а не только выслушать рассказ о них.

У детей с особыми образовательными потребностями творческое воображение чрезвычайно важно развивать. Учащиеся должны представить себе не только то, что существует или существовало, но и то, что не было.

Задача в этом возрасте заключается в том, чтобы научить учащихся переходить от сказочных, фантастических образов к реальным, жизненным образам.

Творческое воображение развивается при выполнении таких заданий, которые связаны с собственными «выдумками» и «открытиями» детей, например, при сочинении на свободную тему и так далее.

Подросток воображает себя героем космоса, в своем воображении он летит на другую планету. Это уже не ситуация сказки, а ситуация мечты, которая необычайно близка к действительности, она вполне может осуществиться. Такая мечта – часто подготовка к будущей деятельности. Перед подростком открывается мир необычайного и в то же время вполне достижимого. Подростку хотелось бы сделаться героем, совершающим замечательные подвиги, показывающим исключительную волю, смелость, выдержку и находчивость. Но школьник не может этого пока еще сделать в своих мечтах наша действительность убеждает его в том, что все мечты рано или поздно сбываются.

Хорошо, когда школьники обсуждают прочитанное, на классных собраниях или просто вечером, в свободное время. К их высказываниям надо прислушиваться. Ни в коем случае не следует пренебрегать их мечтательных суждений. Напротив, следует всячески поддерживать и поощрять таких детей с особыми образовательными потребностями в их стремлении совершать великие дела. Однако тут необходимо иметь известное терпение и педагогический такт для того, чтобы умело руководить воображением подростка.

Внеурочная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает воспитателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству. При организации внеурочной работы воспитатель должен соблюдать следующие принципы:

-выдерживать общую направленность занятий;

- обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержание и методов занятий с учетом личных склонностей детей;

- осуществлять массовость внеурочной работы, вовлекать в нее большинство учащихся;

-опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;

-иметь общественно – полезную направленность всех выполняемых работ;

-подчинять все виды внеурочной работы общим учебно-воспитательным целям и задачам.

В содержание внеклассной работы целесообразно включить изготовление поделок из бумаги, ткани, различных материалов. Эти работы не должны дублировать изделия, выполняемые детьми в классе.

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВ

Целесообразна такая организация педагогического коллектива, при которой воспитатели или учителя в школе ведут кружок или оказывают практическую помощь в организации своему коллеге, ведущему занятия. Этому важному участку воспитательной работы следует уделять серьезное внимание. Необходимо заинтересовать детей, стремиться передавать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы его воспитанникам в жизни.

Работа начинается с изучения детских интересов, комплектования членов кружка, выбора актива или старосты, подготовки материалов и инструментов

Интересным и полезным массовым видам организации кружковой работы являются конкурсы по изготовлению игрушек, изделий прикладного искусства. Такие конкурсы имеют большое воспитательное значение. Содержание конкурсов может быть самое разное. Это могут быть поделки из ткани, папье-маше, бумаги, природных материалов, бросового материала.

Индивидуальная работа учащихся осуществляется по специальному плану учителя или воспитателя. По рекомендации воспитателя дети могут сами изготовлять поделки.

Перед началом работы воспитатель проводит вводную беседу, рассказывая о целях и задачах предстоящего трудового задания. Дети в общих чертах проектируют образцы будущих изделий, устанавливают их элементы, какие требуются для работы материалы и инструменты. Часть изделий дети выполняют из своих материалов, используют открытки, цветные нитки, собранные природные материалы и так далее. Объекты для индивидуальной работы подбираются таким образом, чтобы дети их могли изготовить самостоятельно, без помощи воспитателя. Для индивидуальных поделок используются те же материалы, которые дети обрабатывают на занятиях – кружках. Но, по содержанию, форме и отделке эти поделки не должны повторять то, что делается на уроках.

Иногда дети не могут выполнить до конца задание, например, раскрасить изделие из бумаги или оформить поделку из ткани. Поэтому завершение таких работ может быть поручено некоторым детям в качестве индивидуального задания. Такие задания требуют проведения продуманного инструктажа. Например, поручая детям завершить отделку изделий: украсить их узорами, аппликацией – необходимо проинструктировать детей, как лучше и проще это сделать.

У детей с задержкой психического развития развитие воображения находится на низком уровне развития. Фантазия развита слабо. Для школьников с задержкой психического развития характерно недоразвитие творческого воображения, мелкой моторики рук, замедленность движений, недостаточная эмоциональность в придумывании рассказов. Дети выдали низкий уровень оригинального и необычного сюжета, образов, используемых в рассказе, эмоции выражены слабо.

В рисунках дети придумывали себе сюжет сами. Некоторые срисовывали с книг. Сюжеты были не новыми, но в некоторых рисунках были элементы творческой фантазии. Такие рисунки оказывали эмоциональное впечатление на детей.

В ходе внеклассной и кружковой работы были поставлены такие цели:

Коррекционные

Развитие творческого воображения, мелкой моторики рук, художественного восприятия цвета, формы, развитие внимания, памяти, мышления, фантазии.

Образовательное

Формирование у детей понятия формы, цвета. Учить детей искать новое применение старым предметам, знакомым вещам. Формировать умение переносить свои мысли и образы в поделки.

Воспитательные

Воспитывать трудолюбие и аккуратность в работе. Воспитывать познавательный интерес к творчеству. Учить детей получать удовольствие от своего труда.

Задачи:

-научить детей делать разнообразные поделки из разных материалов;

-учить детей правильно использовать цвета, форму, соотносить их с той целью, которую поставил для себя;

-научить аккуратно пользоваться иголкой, ножницами, клеем, бумагой, нитками, красками, лаком, тканями и так далее;

-учить детей готовить свое рабочее место перед работой и убирать его после работы.

В начале учебного года мы знакомим детей с темами, с оборудованием, какие поделки будем делать, что нового они узнают. На занятиях кружка закрепляем знания детей о правилах хранения оборудования, инструментов, о правилах безопасности труда.

В осенний период мы делали такие поделки:

-изготавливали картины к осеннему празднику из засушенных листьев. Рамку для картины делали из папье-маше или дети изготавливали на занятиях столярного кружка.

В ходе выполнения этой поделки ставили такие цели, как развитие усидчивости, терпеливости. Расширение понятия о технике папье-маше. Развитие творческого воображения и фантазии.

В зимний период у нас начинается интенсивная подготовка к Новому году. Мы делаем игрушки для елки, украшения для комнат, игровой комнаты, учебной, икебаны из природного материала, открытки, новогодние газеты.

В ходе этих занятий ставим такие цели, как – расширение представления детей о природном материале, о бросовом и способах их применения. Развиваем воображение, фантазию. Воспитываем желание творить, создавать что-то оригинальное, красивое, аккуратное.

Эти новогодние поделки и украшения мы изготавливаем из старых коробок, фантиков, бутылок от шампуня, веток, пенопласта, ткани, меха, цветной бумаги и так далее.

После занятий проводим выставку поделок, игрушек, новогодних открыток. Отмечаем самые оригинальные, аккуратные, красивые работы.

Дети освоили  технику лепки – из соленого теста. Из соленого теста изготавливали небольшие поделки. Эти занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, воображения.

Ко дню Святого Валентина делали вместе с детьми валентинки, мелкие подарки девочкам. Подбирали необходимый материал, распределяли его.

Некоторые поделки имели общественно-полезную направленность. У нас в школе – интернат проводятся различные конкурсы. И поэтому мы всегда участвуем в них и выполняем поделки для этих конкурсов. Такие виды работы воспитывают у детей чувство организованности и ответственности.

Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Особенно, когда дети видят результаты своей работы. Необходимо при этом тонкое и чуткое руководство педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому мы даем возможность детям выражать свой замысел, побуждаем к творческим решениям.

На своих занятиях мы занимаемся аппликацией – наклеивание вырезанных из цветной бумаги или тканей изображений на основу. Они тоже создают благоприятные условия для детского творчества. Чтобы успешно использовать эти условия, необходимо предоставить ребенку самостоятельность при выполнении операций: либо изготовление отдельных вырезаемых изображений, включая и создание предварительного рисунка, либо их последующее размещение на листе. Все это зависит от того, как ребенок владеет техникой аппликаций.

Вначале дети трудно справлялись с такими заданиями – выбрать и создать тему для аппликации. Но постепенно детям давали задания с усложнением и они справлялись. Сначала им давали задания – выбрать сюжет. Затем был выбор тканей или бумаги. Дети подбирали ткани для задуманного сюжета и сами раскладывали их.

Для детей с задержкой психического развития характерно отставание в развитии мелкой моторики рук, отмечается расстройство координации, неловкость. А в ходе внеклассной работы развитие мелкой моторики рук помогает овладению навыками самообслуживания, способствует развитию речи и мышлению детей. Проведенные коррекционные занятия привели к значительному повышению уровня развития воображения.

Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития осуществляется в ходе кружковой-внеклассной работы. Она способствует расширению кругозора, развивает личностные качества детей. Поэтому кружковую и внеклассную работу необходимо проводить во внеурочное время. Это способствует более успешному и эффективному развитию творческого воображения.

Педагог должен создавать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепить веру детей в собственные возможности, формировать интерес к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие педагога в большинстве случаев предупреждает появление нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

МСКОУ  Целинная  (коррекционная) школа – интернат 8 вида.

Доклад.

Тема: «Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе внеклассной работы».

   

                                                                                       Выполнила: Конева Инга Николаевна

                                                                                                             Воспитатель 7 класса.

                                                       2011г.