Мульттерапия, как средство развития эмоционально волевой сферы и речи детей ОВЗ в условиях специальной коррекционной школы – интернат VIII вида
Мульттерапия, как средство развития эмоционально волевой сферы и речи детей ОВЗ в условиях специальной коррекционной школы – интернат VIII вида
Участники проекта: учащиеся коррекционной школы, дети с ОВЗ и дети инвалиды, учитель- логопед – Кудленок Ю.С. учитель русского языка Русина Л.В.
Целевая группа: дети – сироты и дети, дети инвалиды, с ограниченными возможностями здоровья от 9 до 12 лет в количестве 10 человек.
Техническое обеспечение: для создание мультфильма:
Ноутбук; фотокамера, микрофон
Техническое обеспечение для создания персонажей мультфильма: пластилин, масса для лепки
Цель: реабилитация и творческая социализация воспитанников, в процессе коллективного создания мультфильмов.
Задачи:
- создание детской анимационной реабилитационной студии;
- создание мультфильма;
-обогащение эмоциональной сферы и снятие психоэмоционального напряжения;
-получить устойчивые эффекты реабилитации и творческой социализации воспитанников;
Коррекция дислексии и наилучшего процесса автоматизации поставленных звуков речи.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Долгосрочной задачей для учащихся на занятиях стало создание законченного анимационного фильма. Мультфильм создавался коллективно, всеми детьми - под руководством учителя-логопеда и учителя русского языка.
Этот метод позволяет добиться комфортной инклюзии детей с ограниченными возможностями в общую деятельность, учитывая личные склонности и интересы ребенка, его психофизические возможности.
Таким образом, дети, учатся:
- работать над достижением долгосрочной цели;
- общаться с ровесниками и взрослыми;
- осознавать роль каждого члена команды при работе над общей задачей.
Кроме того, дети попробовали себя практически во всех видах искусства (литература, музыка, изобразительные искусства, дизайн, актерское мастерство и т.д.), знакомятся с цифровыми технологиями, что позволяет им найти комфортную область для самореализации.
Мульттерапия – это арт-терапия. Она позволяет:
- преодолевать страхи;
- наполнять творчеством и радостью жизнь ребенка;
- преодолевать последствия травм и заболеваний (например, восстановление моторики рук после травм или при ДЦП, развитие речи и т.д.).
Дети, занимающиеся анимацией, обретают волю к преодолению жизненных трудностей, становятся более веселыми и открытыми, что положительно влияет на их физическое здоровье.
Важная организационно-психологическая ценность мульттерапии – это коллективное анимационное творчество, которое развивает в ребенке умение общаться, развивает чувство команды, чувство общности достижения цели, социализирует ребенка.
Мульттерапия открывает перед ребенком возможность освоения новых технологий. Это дает:
- психологически комфортное существование ребенка в современном мире,
- дает базис для дальнейшего развития и социализации детей.
Даже дети с двигательными ограничениями, знающие компьютерные технологии, не чувствуют себя оторванными от мира.
Мульттерапия – особая проект, соединяющий в себе желание взрослых проявить себя в помощи детям и вечную мечту детей о всемогуществе, волшебстве и бессмертии, и эта встреча происходит тогда, когда они вместе начинают создавать мультфильмы. За этот год мы видели, как оживают в детских работах представления маленьких творцов о справедливом и красивом мире, о дружбе, благородстве и взаимопомощи, надежды на счастливое и здоровое будущее, любящую семью. Мы наблюдали, как дети учатся держать в руках карандаши, лепить и вырезать, и параллельно - говорить, общаться, работать вместе. Как ежедневный маленький прогресс ребенка становится стимулом к его развитию и качественно иной – более счастливой, наполненной и открытой миру!
Необычайно важна в программе роль волонтеров - помощников специалистов, которые совместно с педагогом – психологом организуют и проводят занятия с детьми, в результате чего каждое занятие превращается в необычайный праздник творчества и общения.
В нашем проекте участвуют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Методика обучения анимации предусматривает поэтапное ознакомление детей с техниками, которые были отобраны нами специально для данного проекта:
1.Рисованная анимации, где фазы движения повторяют фазы движения неодушевленных и одушевленных персонажей.
2.Предметная (или кукольная) анимация. Смысл ее заключается в оживлении объемных предметов (неодушевленных и одушевленных).
3.Лепка персонажей из пластилина.
4.Вырезание бумажных марионеток (техника перекладки).
5.Пиксиляция. Этот метод состоит в том, что кино – или фотокамерой снимаются предметы в движении. Затем изымаются некоторые фазы, что позволяет сделать это движение необычным. Например, изобразить персонажа в полете, в прыжке и т.п.
Темы занятий и подбор материалов для анимации осуществлялась с учетом особенностей и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для создания мультфильма на основе детских работ использовались различные материалы: цветная бумага, пластилин, фломастеры, природный и бросовый материал, материалы для конструирования.
Структура занятий включает следующие этапы:
1 этап – прослушивание сказки с музыкальным сопровождением. В процессе слушания используются элементы ритмопластики, образно – сюжетного танца с импровизацией, элементы гимнастики для пальцев и кистей рук. Обязательно включаются элементы вокальных упражнений и звукоподражания, «озвучивание движений».
2 этап – практическая деятельность с различными материалами, направленная на создание художественных образов. В процесс практической деятельности включается речевое сопровождение, комментирование действий. Подведение итога и словесный отчет. Предполагается музыкальное сопровождение.
3 этап – компьютерная анимация и повторное прослушивание сказки с музыкальным сопровождением и двигательным аккомпанементом.
С учетом возможности детей включается беседа, пересказ, комментирование.
4 этап – заключительный: просмотр смонтированного мультфильма, подведение итогов; релаксация и слушание музыки.
Результатом проекта стали:
- создание мультфильма
- устойчивые эффекты реабилитации и творческой социализации воспитанников;
- воспитатели и педагоги, получившие навыки работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с использованием метода мульттерапии;
- педагоги получившие специальные знания и опыт по работе с детьми с особыми потребностями методом мульттерапии;
- выставка работ участников проекта;
- фотовыставка по работе проекта;
- проведение праздника «День мультика»;
- распространение информации о работе проекта через СМИ и Интернет.