Воспитание личности на основе внедрения новых информационных технологий
Состояние современного образования и тенденции развития общество требует новых подходов к развитию образовательной и воспитательной сред. для достижения успеха в 21 веке уже не достаточно знаний и умений критически мыслить, а необходимо некоторая техническая квалификация. Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения и воспитания более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Мы хотим видеть своего воспитанника самостоятельным и инициативным, стремимся к формированию у него полезных привычек, разносторонних познавательных потребностей, наклонностей. Не всегда наши намерения реализуются в желаемом объеме, так как мы забываем, что «главный признак самостоятельной деятельности – это управление этой деятельностью со стороны ребенка». В школьном детстве ребенок больше всего хочет общаться говорить о себе, творить, подражать. К. Д. Ушинский говорил: «дитя мыслит образами, звуками, красками». Когда начинаешь разговор о возможностях использовать в этой связи новых информационных технологий, редко встречаешь взмаимопонимание в педагогическом коллективе, причём вполне понятным причинам. В плане воспитания, компьютер может оказать как позитивное, так и негативное влияние.
Не следует забывать о санитарно-гигиенических нормах: работа ученика начальной школы за компьютером не может продолжаться не более 15 минут.Использование новых информационных технологий может преобразить проведение занятий, рацианализировав детский труд, оптимизировав процессы понимание и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к учёбе. Грамотное использование компьютера могло бы решить проблему дефицита подвижной наглядности, например, на занятиях по работе с бумагой: детям намного интереснее сначала увидеть, как выглядит поделка и как её изготовить, и только потом приступать к работе. ПРИМЕР: «Изготовление петушка».
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе в группе. Исходя из выше сказанного сделаем некоторые выоды:
1. Введение информационных технологий в контекст отечественной традиции предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.
2. Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
3. Преимущества компьютера как инструмента обучения школьников с
нарушениями развития состоят в том, что с его помощью становится возможным:
- мотивировать детей к трудным для них видам учебной деятельности;
- моделировать предметное содержание сложных и скрытых от
непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирование одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;
- моделировать продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения поставленных развивающих и коррекционных задач;
- создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
- обеспечивать возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения;
- расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.
4. Преимущества компьютера могут плодотворно использоваться в специфичных и неспецифичных, традиционных и инновационных областях специального образования. Применительно к каждой области должна быть обоснована необходимость включения информационных технологий для решения развивающих и коррекционных задач обучения детей с определенными нарушениями развития, определены их функции и место в целостной системе педагогической работы.
5. Роль, место и функции информационных технологий в выбранной области специального образования можно определить на основе анализа: объектов познания и знаковых средств, необходимых для их опосредования в процессе обучения школьников с определенными нарушениями развития; развивающих и коррекционных задач, содержания и форм продуктивной деятельности, необходимых для их освоения детьми.