Беспомощные родители
Мы знаем, что не бывает человека без недостатков и каждый из нас хотя бы раз в жизни чувствовал себя беспомощным.
Человеческая беспомощность заключается в невозможности обеспечивать и выполнять все обязательства, Это когда его действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам. Такой опыт усиливает ожидание неподконтрольности человеку результатов его действий, вследствие чего возникает тройственный дефицит - мотивационный, когнитивный и эмоциональный.
Мотивационный дефицит проявляется в торможении попыток активного вмешательства в ситуацию. Когнитивный - в трудности последующего научения тому, что в аналогичных ситуациях действие может оказаться достаточно эффективным. Эмоциональный же дефицит проявляется в возникающем из-за бесплодности собственных действий подавленном или даже депрессивном состоянии. Сознание несопряженности между действием и его результатом может иметь далеко идущие последствия и, если не в ситуации достижения, то хотя бы в ситуации избегания, приводить к депрессивно окрашенной беспомощности.
Если ребенок обнаруживает, что у родителя есть недостатки он возможно, попытается как-то их изменить. При этом ребенок перестает признавать безусловное всемогущество родителя. Конечно недостатки родителя могут быть и реальными и предполагаемыми, что, в свою очередь, заставляет поверить ребенка, что он несет за него ответственность. Как отличить недостатки, которые ребенок обнаруживает у родителя, с целью освободится из-под его власти, от реальной родительской неполноценности?
Объективная родительская неполноценность становится более очевидной, если она сказывается на всей совокупности личных проявлений родителя, а не только на сфере её отношений с ребенком. Однако, ребенок может иметь завышенные ожидания от родителя, которые могут быть связаны с его собственными психологическими особенностями.
Иногда дети могут использовать неполноценность родителя, действительную или мнимую, чтобы переложить на его ответственность за любые несчастья, от которых он страдает сам.
Часто из-за родительской неуравновешенности, родитель попадает под категорию неполноценных. Родитель может быть доступным для ребенка, но не способен подарить ему чувство защищенности, достаточное для отделения (сепарации) от него, не страдая от ощущения потерянности. Родитель может, по мнению ребенка бесчисленные недостатки, которые постоянно раздражают его: храпит, слишком громко ест, вмешивается в в жизнь ребенка. Родитель раздражает ребенка тем, что активно вовлекает его в свои переживания, может разбудить в любое время ночи и в конце концов, ненавидит его образ жизни, от которого пострадал.
Депрессивность
Если родитель находится в депрессии то это отражается на способности выполнять обычные ежедневные бытовые обязанности. Родитель в таком состоянии не утруждает себя даже тем, чтобы ухаживать за ребенком. Ребенок страдает от этих депрессивных состояний родителя, а сам родитель уверен, что их дети должны заботится о нем, извращая смысл смены поколений.
Родители-алкоголики одинокие , депрессивные, застывшие на грани безумия, существуют во всех слоях общества.
Покидающие
Родитель просивший ребенка, по-прежнему считается биологическим родителем. Дети вынуждены противостоять проблеме, с которой сталкиваются многие брошенные дети. Зачастую они слышат, как оскорбляют их биологических родителей. Если психическая болезнь или материальные трудности могут как-то оправдать поведение родителя, то безжалостное покидание ребенка, без каких-либо объяснений, без особой необходимости, ради карьеры - воспринимается ребенком как собственная ущербность.
У ребенка может возникнуть желание узнать побольше о родителях, которые его покинули. Ребенок ждёт что его родители объявятся и даже сам начинает поиски. Родитель, депрессивный, маргинальный, плохо обращавшийся с ним и бросивший его приписывается ребенком к "хорошим родителям".
Смерть родителя оставляет у детей чувство покинутости. Так как всё, что ведёт к ней, воспринимается болезненно и заставляет ощутить свою ответственность.
Литература:
К.Эльячефф и Н.Эйниш. Дочки-матери.Третий лишний? Институт Общегуманитарных Исследований,2008.