Клеймение и ярлыки

Гадаев Алексей Вениаминович
Освобождение детей от ярлыков и разыгрываемых ими  ролей.
Ребенок, которого как-то  обозначили (стигматизация, навешивание ярлыков), начинает разыгрывать навязанную роль.. Он может играть эту роль продолжительное время или освободится от этой предлагаемой роли.\
Чтобы освободить ребенка от разыгрываемой роли :
1.Ищите возможности показать ребенку  его новый образ.
2. Поставьте ребенка в ситуацию, в которой он иначе взглянет на себя.
3. Пусть ребенок нечаянно услышит, как вы говорите о нем что-нибудь положительное.
4. Ведите себя так, как хотите, чтобы вёл себя ваш ученик.
5. Храните и часто вспоминайте при ребенке особенные моменты, связанные с этим учеником.
6. Если ваш ученик ведёт себя в соответствии со старым ярлыком, изложите ваши чувства или ваши ожидания.
[А.Фабер, Э. Мазлиш. Как говорить чтобы дети слушали...М.: Эксмо.2010,  c. 251].
А. Ищите возможности показать ребенку его новый образ.
"Рустам , ты согласился выполнить это упражнение, хотя заявлял , что тебе трудно его выполнить. Ты уступил учителю.
Б. Поставьте ребенка в ситуацию, в которой он иначе взглянет на себя.
"Все ученики хотят пойти каждый по своему маршруту. Алексей , может, у тебя есть идея, как нам сдвинуться с мертвой точки?
В. Пусть дети нечаянно услышат, как вы говорите о них что-нибудь положительное.
"Марина Валерьевна, мы с Владимиром пришли  на уроке технологии к компромиссу  . Он не хотел убирать за собой рабочее место, а я как учитель не хотел, чтобы он работал за верстаком в грязи и пыли. Наконец он решил взять  швабру и убрать все металлические стружки и  привести свое рабочее место в порядок".
Г. Ведите себя так, как хотите, чтобы вёл себя ваш ученик.
"Я как учитель расстроен! Я ужасно хотел провести психологический тест, а администрация школы напомнила мне , что мы договорились участвовать в семинаре с докладом. Ну я думаю, что смогу ещё это сделать на следующем уроке с вами.
Д.  Храните особенные моменты, связанные  в вашим учеником.
  "Я помню, как в начале четверти ты Владимир не хотел "подтянуться"  по математике и русскому языку. Но за тем ты стал усиленно заниматься по этим предметам и в итоге ты стал отличником в нашем классе!""
Е. Если ваш ученик ведёт себя в соответствии со старым ярлыком, изложите ему ваши чувства и ваши ожидания.
 "Алексей, на урок технологии ты пришел без фартука и халата. Как будто ты этим говоришь всем нам в классе: "Эта дисциплина не имеет для меня значения!" Как бы ты ни желал приносить с собой рабочую форму, я как учитель надеюсь, что ты придешь на следующий урок в подходящем для технологии виде".

В то же время не следует относить в разряд стигм каждое обидное или ироническое определение. Если человека обозвали в транспорте, это не означает, что его стигматизировали. Стигматизация предполагает обобщение и перенос «негативного» качества/неумения/отсутствия чего-либо с отдельных представителей какого-либо сообщества на всех членов сообщества.

 

Виды социальной стигматизации можно классифицировать следующим образом:

  • Культурная стигматизация — социальные ярлыки, укоренившиеся в культуре государства либо мировой культуре (« чукчи недогадливы»).
  • Институциональная стигматизация — законодательно закреплённая стигматизация (« человек, имеющий судимость»)
  • Личная (или внутренняя) стигматизация  — предубеждение против себя самого, основанное на причастности к чему-либо (« я толстушка»).

Согласно Э. Гоффману, нормальным (обычным) восприятием и отношением (действиями) к человеку со стигмой, являются:

 

  • благожелательное социальное действие, призванное смягчить и сгладить наличие у человека стигмы;

     

  • различные формы дискриминации этого человека;

     

  • построение «теории» стигмы — своеобразной идеологии, призванной объяснить опасность, которую представляет такой человек, в некоторых случая — для оправдания своего враждебного отношения к нему;

     

  • обобщение стигмы — приписывание человеку дополнительных несовершенств, на основе какого-то одного его несовершенства (например, к слепому нередко обращаются громче, чем обычно, как будто он ещё и глухой), или же дополнительных возможностей, по типу «шестого чувства», «особой чувствительности восприятия».

     

Использование стигмы её «владельцем»

 

Согласно Э. Гоффману, человек может использовать свою стигму и получать от неё т. н. «вторичные выгоды», например, для оправдания своих неудач, не связанных со стигмой. Если же по каким-то причинам человек со стигмой лишается её, он может обнаружить что он/она чему-то научился или научилась, или прийти к некоторым пониманиям, например относительно того что жить с какой-то определённой стигмой — не самое страшное несовершенство человека в жизни.

 

 Восприятие стигматизированными людьми других людей и отношений последних к ним, и их самовосприятие

 

Как отмечает Э. Гоффман, стигматизированный человек часто не знает как к нему «по-настоящему» относятся другие люди; каждый новый контакт для таких людей всегда неопределённость — их либо примут, либо отвергнут. Стигматизированный человек постоянно должен думать о том, какое впечатление он производит на других людей.

 

 Когда не следует употреблять слово стигма или стигматизация

 

Слово стигматизация редкое и, когда употребляется, как правило носит эмоциональный оттенок, поэтому при употреблении в обыденной речи или в официальных документах оно может быть неправильно понято либо прозвучит смешно. Не следует говорить о стигматизации, когда термин клеймение достаточно буквально описывает процесс: клеймение скота, клеймение преступников в средние века, клеймение в садомазохизме. Также нанесение татуировки вряд ли можно описать как стигматизацию, как и нанесение торговой марки на упаковку товара [Википедия].