чтение 2 класс
Пояснительная записка.
Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
С учетом индивидуальных возможностей часть детей класса (говорящие и частично говорящие) овладевает простейшими навыками чтением, а часть – это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектологом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника.
Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.
Обучение чтению умеренно и тяжело умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности воспитанников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
Во втором классе продолжается букварный период (II этап). В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры. В программе предложена примерная последовательность изучения букв. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур может быть изменен, т.к необходимо, чтобы он был более доступным и учитывал особенности аналитико-синтетической стороны деятельности умственно отсталых детей. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное отчетливое произнесение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков, последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ам ,ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.
Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
II этап букварного периода:
· Повторение пройденных звуков и букв.
· Изучение новых: н, ы, к, п, т, и, в, б, г.
· Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно.
· Составление из букв разрезной азбуки и чтение из двух усвоенных слоговых структур, а также предложений из двух слов.
· Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (ког, сом).
По базисному учебному плану общего образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на чтение во 2 классе отведено в неделю 3 часа.
В неделю – 3 часа.
За год – 102 часа.
Краткая характеристика класса:
В классе 10 человек, из них 5 человека обучаются на дому, а 5 человек в классе. Из 5 человек 3 девочки и 2 мальчика. По развитию речи из 5 человек:
· 1 ученик безречевой:
- С. М. (речь отсутствует, при повторении названия картинок говорит
только ударные слоги);
· 1ученик частично говорящий:
- И. О. (называет отдельные предметы, многие слова заменяет жестами);
· 3 ученика говорящие
Н. А. – дефекты: Ц=С, шипящие заменяет на свистящие (Ш=С, Ж=З, Щ=С’), Ч=Т’, Р’=Й, Р – горловой, Л-отсутсвует, может заменять Г=Б, В=Т.
К. А. – дефекты: шипящие заменяет на свистящие, К=П, Г=Б, Р-Р’-Л отсутствуют, пропуск звуков и слогов.
Ц. И. – дефекты: свистящие заменяет на шипящие, Л-отсутствует, нарушает
структуру слов со стечением согласных, нарушена пространственная ориентация, путает порядок чтения букв (справа налево), ДЦП, долго настраивается на чтение, на подготовку артикуляционного аппарата при смене звуков (переднеязычные на заднеязычные, …) тратит много времени.
Словарь у данных учащихся на бытовом уровне, нарушена структура слова, не составляют предложения и рассказы по серии картинок, на вопросы дают односложный ответ.
На основе речевой характеристики учащихся можно класс разделить на 3 группы:
1 группа – говорящие (Н. А., К. А.)
2 группа – частично говорящие (И. О., Ц. И)
3 группа – безречевые (С.М.)
К концу годапредусматривается усвоение программного материала по чтению детьми с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости следующих компонентов:
1 группа (говорящие):
· выделение звука из речи
( а, у, о, м, с, х – 1-ый год обучения, н, ы, к, п, т, и, в, б, г – 2 –ой год обучения);
· правильное и отчетливое произнесение (по мере возможности) их в изолированной позиции;
· различение их в сочетании с другими звуками;
· различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче выделяется);
· дифференциацию смешиваемых звуков;
· находить из предложенных букв изученные и называть их
( а, у, о, м, с, х – 1-ый год обучения; н, ы, к, п, т, и, в, б, г – 2 –ой год обучения),
· образовывать из усвоенных звуков и букв слоги, слова, сравнивать их;
· составлять слова из букв разрезной азбуки слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ат, ут), после этого прямые слоги (па, пу), затем читать их с протяжным произношением с помощью учителя или самостоятельно;
· читать слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ат, ут), после этого прямые слоги (па, пу ) с протяжным произношением с помощью учителя или самостоятельно;
· читать с помощью учителя или самостоятельно односложные и двусложные слова с пройденными звуками;
· работать с книгой («Букварь»): рассматривать иллюстрации и читать по «Букварю».
· Заучивание отрывков из произведений:
Р. Сеф «Помощник»
С. Маршак «Сентябрь»
А. 11лещеев «Осенью»
А. Бар го «Наша Таня»
С. Михалков «Елка»
А. Блок «Зайчик»
И. Грутнева «На крылечко снежок падает, не тает»
И. Суриков «Зима»
Н. Благинина «Флажок»
3. Александрова «В школу»
2 группа (частично говорящие):
· выделение звука из речи с помощью педагога
( а, у, о, м, с, х – 1-ый год обучения; н, ы, к, п, т, и, в, б, г – 2 –ой год обучения);
· правильное и отчетливое произнесение (по мере возможности) их в изолированной позиции с помощью педагога;
· различение их в сочетании с другими звуками на основе произнесения педагогом;
· различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче выделяется) с помощью педагога;
· дифференциацию смешиваемых звуков с помощью педагога;
· находить из предложенных букв изученные и называть их с помощью педагога
( а, у, о, м, с, х – 1-ый год обучения; н, ы, к, п, т, и, в, б, г – 2 –ой год обучения);
· образовывать из усвоенных звуков и букв слоги, слова, сравнивать их с помощью педагога;
· составлять слова из букв разрезной азбуки слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ат, ут), после этого прямые слоги (па, пу) с помощью учителя;
· стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
· читать составленные слоги, слова совместно с педагогом с протяжным произношением;
· читать совместно с педагогом, по мере возможности и самостоятельно односложные и двусложные слова с пройденными звуками;
· работать с книгой: рассматривать иллюстрации и читать совместно с педагогом по «Букварю».
3 группа (безречевые):
· показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук;
· на основе произношения педагога находить из предложенных букв изученные
( а, у, о, м, с, х – 1-ый год обучения, н, ы, к, п, т, и, в, б, г – 2 –ой год обучения);
· составлять совместно с педагогом и на основе его произношения слова из букв разрезной азбуки слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ат, ут), после этого прямые слоги (па, пу);
· стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
· работать с книгой («Букварь»): рассматривать иллюстрации.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Наименование разделов, тем программы |
Кол-во часов |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-15
16
17-18
19
20-21
22-23
24-25
26
27
28
29-30
31-32
33-34
35
36
37
38-39
40-41
42-43
44
45
46
47-48
49-50
51
52
53
54
55-56
57-58
59
60
61
62
63-64
65-66
67
68
69
70
71-72
73-74
75
76
77
78
79-80
81-82
83
84
85
86
87-88
89-90
91
92
93
94
95-96
97-98
99-100
101-102
| Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности. Игра «Что звучит?»
Развитие речевого слуха. Звуки речи. Игра «Чей голосок?»
Развитие речевого слуха. Сравнение звуков окружающей действительности и речи. Игры «Что звучит?», «Кто подает голос?».
Звук [а]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [а].
Гласный звук [А]. Буква Аа. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.
Звук [о]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [о].
Гласный звук [о]. Буква О, о. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.
Гласные звуки [А], [О]. Буквы А,а, О, о. Чтение слияния гласных Ао, Оа.
Звук [у]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [у].
Гласный звук [У]. Буква У, у. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.
Гласные звуки и буквы А, О, У. Нахождение буквы среди других букв. Работа с разрезной азбукой. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо.
Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука фишкой. Работа с разрезной азбукой. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо.
Согласный звук. Звук [м] – согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [м] по предъявленным предметным картинкам. Обозначение согласного звука фишкой.
Согласные звуки [М] [М’]. Буква М, м. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквами М,м
Согласный звук. Звук [с] – согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [с] по предъявленным предметным картинкам. Обозначение согласного звука фишкой.
Согласные звуки [С] [С’ ] Буква С, с. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквами С,с.
Согласный звук. Звук [х] – согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [х] по предъявленным предметным картинкам. Обозначение согласного звука фишкой.
Согласные звуки [Х] [Х’ ] Буква Х, х. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Хх.
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквами М, м, С, с, Х, х.
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
Звук [н]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [н] по предъявленным предметным картинкам.
Звук [н] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [н] по предъявленным предметным картинкам.
Согласные звуки [Н] [Н’ ] Буква Н, н. Конструирование буквы из палочек.
Согласные звуки [Н] [Н’ ] Буква Н, н. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Н, н.
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Н, н.
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
Звук [ы]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [ы] по предъявленным предметным картинкам.
Звук [ы] - гласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [ы] по предъявленным предметным картинкам.
Гласный звук [ы] Буква Ы. Конструирование буквы из палочек.
Гласный звук [ы] Буква Ы. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Ы.
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Ы.
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
Звук [к]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [к] по предъявленным предметным картинкам.
Звук [к] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [к] по предъявленным предметным картинкам.
Согласные звуки [К] [К’ ] Буква К, к. Конструирование буквы из палочек.
Согласные звуки [К] [К’ ] Буква К, к. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой К, к.
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой К, к.
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
Звук [п]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [п] по предъявленным предметным картинкам.
Звук [п] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [п] по предъявленным предметным картинкам.
Согласные звуки [П] [П’ ] Буква П, п. Конструирование буквы из палочек.
Согласные звуки [П] [П’ ] Буква П, п. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой П, п
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой П, п
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
Звук [т]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [т] по предъявленным предметным картинкам.
Звук [т] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [т] по предъявленным предметным картинкам.
Согласные звуки [Т] [Т’ ] Буква Т, т. Конструирование буквы из палочек.
Согласные звуки [Т] [Т’ ] Буква Т, т. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Т, т.
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Т, т.
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
Звук [и]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [и] по предъявленным предметным картинкам.
Звук [и] - гласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [и] по предъявленным предметным картинкам.
Гласный звук [и] Буква И, и. Конструирование буквы из палочек.
Гласный звук [и] Буква И, и. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой И, и.
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой И, и.
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
Звук [в]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [в] по предъявленным предметным картинкам.
Звук [в] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [в] по предъявленным предметным картинкам.
Согласные звуки [В] [В’ ] Буква В, в. Конструирование буквы из палочек.
Согласные звуки [В] [В’ ] Буква В, в. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой В, в.
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой В, в.
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
Звук [б]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [б] по предъявленным предметным картинкам.
Звук [б] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [б] по предъявленным предметным картинкам.
Согласные звуки [Б] [Б’ ] Буква Б, б. Конструирование буквы из палочек.
Согласные звуки [Б] [Б’ ] Буква Б, б. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Б, б.
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Б, б.
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
Звук [г]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [г] по предъявленным предметным картинкам.
Звук [г] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [г] по предъявленным предметным картинкам.
Согласные звуки [Г] [Г’ ] Буква Г, г. Конструирование буквы из палочек.
Согласные звуки [Г] [Г’ ] Буква Г, г. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Г, г.
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Г, г.
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
Чтение слогов с изученными буквами. Послоговое чтение односложных и двусложных слов с изученными буквами.
|
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
2ч.
1ч.
2ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
|
Объекты и содержание учебных материалов и педагогическая деятельность.
Кол-во уч-ся | Кол-во учеб-ков | Программа (автор, год издания, характер (авторская, составительская, государственная) | Кол-во часов по учебному плану программе | Учебно-методическое обеспечение, учебно-методический комплект | ||
учебники | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение | ||||
5 |
5 |
1. «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» проект НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1976 2. «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умствен- ной отсталости: подготовитель- ный, 1-9 классы» Екатеринбург, 2004 3. «Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49) (Программа «Особый ребенок»)» Пермь, 2004г. 4. Приказ об утверждении Пример- ного учебного плана общего образования учащихся с глубо- кой умственной отсталостью № 47-д от 11.08.2000г. |
102 3ч. в неделю |
«Букварь» 1 класс В.В. Воронкова И.В. Коломыткина Москва «Просвещение», 2002г. |
1. «Волшебный мир звуков и слов» Е.А. Пожиленко, Москва, 1999г. 2. «Логопед и Я: автоматизация шипящих звуков» О.В. Епифанова Волгоград, 2006г. 3. «Логопед и Я согласные и гласные – похожие, но разные» О.В. Епифанова Волгоград, 2006г. 4. «Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс» Л.И. Рудченко, Волгоград, 1985г. 5. «Организация коррекционно-развиваю- щейся работы в средней логопедической группе детского сада» Н.В. Нищева СПб, 2007 6. «От А до Я» Е.В. Колесникова Москва, 2007 7. «По дороге к азбуке» методические рекомендации Т.Р. Кислова, Москва, 1999г.
|
1. «Занимательные упражнения и игры для речевого и интеллекту- ального развития», тетрадь №1, №2 Москва, 2005 2. «Звукарик» АВ Ундзенкова, Л.С. Колтыгина, Екатеринбург, 1998г. 3. «От А до Я» Е.В. Колесникова, тетрадь Москва, 2007 4. Раскраски
|
|
|
|
|
|
8. «Подгрупповые логопедические занятия в средней группе детского сада для детей с ОНР» Н.В. Нищева, СПб, 2007 9. «Развивайся, малыш!» О.В. Закревская Москва, 2007г. 10. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» Г.Л. Горькова, Л.А. Обухова, Москва, 2005г. |
|
Содержание программы.
№ п/п | Дата
| Тема урока | Составляющие качества образования | Методическое обеспечение | |
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | ||||
1
|
|
Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности. Игра «Что звучит?»
|
Совершенствование представления о звуках окружающей действительности, формирование внимания к неречевым звукам, совершенствование умения различать неречевые звуки.
|
Определять, что издает звук, и по мере возможности называть этот предмет, определять место издаваемого звука. |
Звучащие игрушки.
|
2 |
|
Развитие речевого слуха. Звуки речи. Игра «Чей голосок?» |
Формирование понятия речевые звуки, соотносить изображение с их словесным обозначением, активизация в звукоподражании.
|
Определять, кому принадлежит голосок, активно участвовать в звукоподражании.
|
|
3 |
|
Развитие речевого слуха. Сравнение звуков окружающей действительности и речи. Игры «Что звучит?», «Кто подает голос?». |
Формирование внимания к звукам. Совершенствование умения различать звуки окружающей действительности (неречевые) и звуки речи. |
Определять, кому или чему принадлежит услышанный звук (различать речевой звук от неречевого), называть этот предмет, смочь произвести звукоподражание этому предмету.
|
Звучащие игрушки.
|
4 |
|
Звук [а]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [а].
|
Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [а], отличать этот звук от других речевых звуков и выделять его из потока отдельных звуков. |
Произносить звук [а] по мере возможности самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения, артикуляционной позиции звука, уметь выделить звук [а] из потока других звуков |
Профиль звука А, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки. |
5 |
|
Гласный звук [А]. Буква Аа. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [а], слышать в слове в сильной позиции, отличать гласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буква Аа, как графическим обозначением звука [а]. | Произносить звук [а] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук красной фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [а] (уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв) |
Профиль звука А, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, палочки, буквы индив. |
6 |
|
Звук [о]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [о].
|
Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [о], отличать этот звук от других речевых звуков и выделять его из потока отдельных звуков. | Произносить звук [о] по мере возможности самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения, артикуляционной позиции звука, уметь выделить звук [о] из потока других звуков |
Профиль звука О, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки. |
7 |
|
Гласный звук [о]. Буква О, о. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.
|
Совершенствование умения правильно произносить звук [о], слышать в слове в сильной позиции, отличать гласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буква Оо, как графическим обозначением звука [о]. | Произносить звук [о] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук красной фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [о] (уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв) |
Профиль звука О, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, палочки, буквы индив. |
8 |
|
Гласные звуки [А], [О]. Буквы А,а, О, о. Чтение слияния гласных Ао, Оа.
| Совершенствование умения последовательно вычленять и сочетать звуки в словах разной структуры (выполнять звуковой анализ), обозначать буквой Оо звук [о], буквой Аа звук [а]. Формирование умения читать слова с изученными буквами. |
Под руководством учителя последовательно вычленять и сочетать звуки в словах. Самостоятельно находить буквы Оо, Аа среди других букв. Обозначать звук [о] буквой Оо, звук [а] буквой Аа. Читать слияния. |
Профиль звука А, О, предметные картинки, буквы индив., карточки со слиянием |
9 |
|
Звук [у]. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [у]. |
Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [у], отличать этот звук от других речевых звуков.
|
Произносить звук [у] самостоятельно за учителем, вместе с ним, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука, уметь выделить звук [у] из потока других звуков. |
Профиль звука У, индивидуальные зеркала, предметные картинки. |
10 |
|
Гласный звук [У]. Буква У, у. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [у], слышать в слове в сильной позиции, отличать гласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буква Уу, как графическим обозначением звука [у]. | Произносить звук [у] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук красной фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [у] (уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв) |
Профиль звука У, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, палочки, буквы индив. |
11 |
|
Гласные звуки и буквы А, О, У. Нахождение буквы среди других букв. Работа с разрезной азбукой. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо. | Совершенствование умения последовательно вычленять и сочетать звуки в словах разной структуры (выполнять звуковой анализ), обозначать буквой О,о звук [о], буквой А,а звук [а], обозначать буквой У,у звук [у]. Формирование умение читать слова с изученными буквами. | Под руководством учителя последовательно вычленять и сочетать звуки в словах. Самостоятельно находить буквы Оо, Аа, Уу среди других букв. Обозначать звук [о] буквой Оо, звук [а] буквой Аа, звук [у] буквой Уу. Составлять с помощью педагога слоги из разрезной азбуки. Читать слияния. |
Профиль звука А, У, О, предметные картинки, буквы индив., карточки со слиянием. |
12 |
|
Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука фишкой. Работа с разрезной азбукой. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо. | Совершенствование умения последовательно вычленять и сочетать звуки в словах разной структуры (выполнять звуковой анализ). Обозначать красной фишкой гласные звуки: [а], [о], [у]. Обозначать буквой О,о звук [о], буквой А,а звук [а], обозначать буквой У,у звук [у]. Формирование умение читать слова с изученными буквами. | Под руководством учителя последовательно вычленять и сочетать звуки в словах. Самостоятельно находить буквы Оо, Аа, Уу среди других букв. Обозначать звук [о] буквой Оо, звук [а] буквой Аа, звук [у] буквой Уу. Составлять с помощью педагога слоги из разрезной азбуки. Читать слияния. |
Профиль звука А, У, О, предметные картинки, фишки, буквы индив., карточки со слиянием. |
13 |
|
Согласный звук. Звук [м] – согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [м] по предъявленным предметным картинкам. Обозначение согласного звука фишкой.
| Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [м], отличать этот звук от других речевых звуков. Совершенствование понятия - согласный звук. | Произносить звук [м] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [м] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [м] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Относить звук к группе согласных звуков на основе его характеристики (дает учитель, ученик). |
Профиль звука М, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, фишки. |
14-15
|
|
Согласные звуки [М] [М’]. Буква М, м. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквами М,м
| Совершенствование умения правильно произносить звук [М], [М’], слышать в слове в сильной позиции. Отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буквы Мм, как письменным обозначением согласных звуков [М], [М’]. Совершенствование умения отличать по образу букву М, м от других букв. Совершенствование умения читать слоги с данной буквой.
| Произносить звуки [М], [М’] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук синей фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [м], [м’]. Уметь отличать по образу букву М, м от других букв. Уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв. Уметь читать слоги с данной буквой. |
Профиль звука М, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, палочки, буквы индив., слоги с буквой Мм. |
16 |
|
Согласный звук. Звук [с] – согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [с] по предъявленным предметным картинкам. Обозначение согласного звука фишкой.
|
Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [с], отличать этот звук от других речевых звуков. Совершенствование понятия - согласный звук. |
Произносить звук [с] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [с] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [с] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Относить звук к группе согласных звуков на основе его характеристики (дает учитель, ученик). |
Профиль звука С, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, фишки. |
17-18 |
|
Согласные звуки [С] [С’ ] Буква С, с. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквами С,с.
|
умения правильно произносить звук [С], [С], слышать в слове в сильной позиции. Отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буквы Мм, как письменным обозначением согласных звуков [С], [С’]. Совершенствование умения отличать по образу букву С, с от других букв. Совершенствование умения читать слоги с данной буквой. |
Произносить звуки [С], [С’] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук синей фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [с], [с’]. Уметь отличать по образу букву С, с от других букв. Уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв. Уметь читать слоги с данной буквой.
|
Профиль звука С, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, палочки, буквы индив., слоги с буквой Сс. |
19 |
|
Согласный звук. Звук [х] – согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [х] по предъявленным предметным картинкам. Обозначение согласного звука фишкой. | Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [х], отличать этот звук от других речевых звуков. Совершенствование понятия - согласный звук. | Произносить звук [х] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [х] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [х] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Относить звук к группе согласных звуков на основе его характеристики (дает учитель, ученик). |
Профиль звука Х, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, фишки. |
20-21 |
|
Согласные звуки [Х] [Х’ ] Буква Х, х. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Хх. | Совершенствование умения правильно произносить звук [Х], [Х], слышать в слове в сильной позиции. Отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буквы Мм, как письменным обозначением согласных звуков [Х], [Х’]. Совершенствование умения отличать по образу букву Х, х от других букв. Совершенствование умения читать слоги с данной буквой. | Произносить звуки [Х], [Х’] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук синей фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [х], [х’]. Уметь отличать по образу букву Х, х от других букв. Уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв. Уметь читать слоги с данной буквой. |
Профиль звука Х, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, палочки, буквы индив., слоги с буквой Хх. |
22-23 |
|
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквами М, м, С, с, Х, х. | Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов, работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с буквой Мм, Хх, СС, Аа, Оо,Уу. Читать слоги и слова с изученными буквами. | Уметь читать слоги, слова с изученными буквами. |
Буквы индив., слоги и слова с изученными буквами. |
24-25 |
|
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
| Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов, работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с буквой Мм, Хх, СС, Аа, Оо,Уу. Читать составленные слоги и слова с изученными буквами. | Уметь составлять слоги и слова ,читать составленные слоги и слова с изученными буквами. |
Буквы индив., слоги и слова с изученными буквами. |
26 |
|
Звук [н]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [н] по предъявленным предметным картинкам.
| Формирование внимания к речевым звукам. Ознакомление с правильной артикуляцией и произношением звука [н]. Формирование умения правильно произносить звук [н], отличать этот звук от других речевых звуков. Формирование умения определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [н]. | Произносить правильно по мере возможности звук [н] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [н] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [н] из потока других звуков. Уметь определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [н]. |
Профиль звука Н, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки. |
27 |
|
Звук [н] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [н] по предъявленным предметным картинкам.
| Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [н], отличать этот звук от других речевых звуков. Совершенствование понятия - согласный звук. | Произносить звук [н] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [н]- артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [н] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Относить звук к группе согласных звуков на основе его характеристики (дает учитель, ученик). |
Профиль звука Н, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, фишки. |
28 |
|
Согласные звуки [Н] [Н’ ] Буква Н, н. Конструирование буквы из палочек.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [н], [Н’] слышать в слове в сильной позиции, отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Познакомить с буквой Нн как письменным обозначением согласных звуков [н], [Н’] | Произносить звуки [н], [Н’] самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), буквой. Знать графическое обозначение звуков [н], [Н’]. Уметь сложить из палочек |
Профиль звука Н, предметные кар-тинки, фишки, па-лочки, карточки с образом печатной буквы, карандаш. |
29-30 |
|
Согласные звуки [Н] [Н’] Буква Н, н. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Н, н.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [Н], [Н’], слышать в слове в сильной позиции. Отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буквы Н,н, как письменным обозначением согласных звуков [Н], [Н’]. Совершенствование умения отличать по образу букву Н, н от других букв. Совершенствование умения читать слоги с данной буквой. | Произносить звуки [Н], [Н’] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук синей фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [н], [н’]. Уметь отличать по образу букву Н, н от других букв. Уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв. Уметь читать слоги с данной буквой. |
Профиль звука Н, предметные кар-тинки, фишки, палочки, буквы индив., слоги с буквой Нн. |
31-32 |
|
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Н, н.
| Формирование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с буквой Нн. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. | Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Предметные кар-тинки, палочки, буквы индив., слоги и слова с буквой Нн. |
33-34 |
|
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
| Совершенствование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с изученными буквами. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. | Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Буквы индив., слоги и слова с изученными буквами. |
35 |
|
Звук [ы]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [ы] по предъявленным предметным картинкам.
| Формирование внимания к речевым звукам. Ознакомление с правильной артикуляцией и произношением звука [ы]. Формирование умения правильно произносить звук [ы], отличать этот звук от других речевых звуков. Формирование умения определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [ы]. | Произносить правильно по мере возможности звук [ы] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [ы] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [ы] из потока других звуков. Уметь определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [ы]. |
Профиль звука Ы, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки. |
36 |
|
Звук [ы] - гласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [ы] по предъявленным предметным картинкам.
| Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [ы], отличать этот звук от других речевых звуков. Совершенствование понятия - гласный звук. | Произносить звук [ы] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [ы] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [ы] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Относить звук к группе гласных звуков на основе его характеристики (дает учитель, ученик). |
Профиль звука Ы, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, фишки. |
37 |
|
Гласный звук [ы] Буква Ы. Конструирование буквы из палочек.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [ы] слышать в слове в сильной позиции, отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Познакомить с буквой Ы как письменным обозначением гласных звуков [ы] | Произносить звуки [ы] самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), буквой. Знать графическое обозначение звуков [ы] Уметь сложить из палочек |
Профиль звука Ы, предметные кар-тинки, фишки, па-лочки, карточки с образом печатной буквы, карандаш. |
38-39 |
|
Гласный звук [ы] Буква Ы. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Ы. | Совершенствование умения правильно произносить звук [ы], слышать в слове в сильной позиции. Отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буквы ы, как письменным обозначением гласных звуков [ы] Совершенствование умения отличать по образу букву [ы] от других букв. Совершенствование умения читать слоги с данной буквой. | Произносить звуки [ы] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук красной фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [ы]. Уметь отличать по образу букву [ы] от других букв. Уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв. Уметь читать слоги с данной буквой. |
Профиль звука Ы, предметные кар-тинки, фишки, палочки, буквы индив., слоги с буквой ы. |
40-41 |
|
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Ы.
| Формирование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с буквой [ы]. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Предметные кар-тинки, палочки, буквы индив., слоги и слова с буквой ы. |
42-43 |
|
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
| Совершенствование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с изученными буквами. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Буквы индив., слоги и слова с изученными буквами.
|
44 |
|
Звук [к]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [к] по предъявленным предметным картинкам.
|
Формирование внимания к речевым звукам. Ознакомление с правильной артикуляцией и произношением звука [к]. Формирование умения правильно произносить звук [к], отличать этот звук от других речевых звуков. Формирование умения определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [к]. | Произносить правильно по мере возможности звук [к] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [к] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [к] из потока других звуков. Уметь определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [к]. |
Профиль звука К, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки. |
45 |
|
Звук [к] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [к] по предъявленным предметным картинкам.
|
Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [к], отличать этот звук от других речевых звуков. Совершенствование понятия - согласный звук. | Произносить звук [к] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [к]- артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [к] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Относить звук к группе согласных звуков на основе его характеристики (дает учитель, ученик). |
Профиль звука К, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, фишки. |
46
|
|
Согласные звуки [К] [К’ ] Буква К, к. Конструирование буквы из палочек.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [к], [К’] слышать в слове в сильной позиции, отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Познакомить с буквой Кк как письменным обозначением согласных звуков [к], [К’] | Произносить звуки [к], [К’] самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), буквой. Знать графическое обозначение звуков [к], [К’]. Уметь сложить из палочек |
Профиль звука к, предметные кар-тинки, фишки, па-лочки, карточки с образом печатной буквы, карандаш. |
47-48 |
|
Согласные звуки [К] [К’ ] Буква К, к. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой К, к.
|
Совершенствование умения правильно произносить звук [К], [К’], слышать в слове в сильной позиции. Отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буквы Кк, как письменным обозначением согласных звуков [К], [К’]. Совершенствование умения отличать по образу букву К,к от других букв. Совершенствование умения читать слоги с данной буквой. |
Произносить звуки [К], [К’] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук синей фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [к], [к’]. Уметь отличать по образу букву К,к от других букв. Уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв. Уметь читать слоги с данной буквой.
|
Профиль звука К, предметные кар-тинки, фишки, палочки, буквы индив., слоги с буквой Кк. |
49-50
|
|
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой К, к.
|
Формирование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с буквой К,к. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Предметные кар-тинки, палочки, буквы индив., слоги и слова с буквой Кк. |
51 |
|
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
|
Совершенствование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с изученными буквами. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов.
|
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Буквы индив., слоги и слова с изученными буквами.
|
52
|
|
Звук [п]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [п] по предъявленным предметным картинкам.
| Формирование внимания к речевым звукам. Ознакомление с правильной артикуляцией и произношением звука [п]. Формирование умения правильно произносить звук [п], отличать этот звук от других речевых звуков. Формирование умения определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [п]. | Произносить правильно по мере возможности звук [п].самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [п] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [п] из потока других звуков. Уметь определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [п].
|
Профиль звука П, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки. |
53 |
|
Звук [п] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [п] по предъявленным предметным картинкам.
| Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [п], отличать этот звук от других речевых звуков. Совершенствование понятия - согласный звук. | Произносить звук [п] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [п] -артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [п] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Относить звук к группе согласных звуков на основе его характеристики (дает учитель, ученик). |
Профиль звука П, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, фишки. |
54 |
|
Согласные звуки [П] [П’ ] Буква П, п. Конструирование буквы из палочек.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [п], [П’] слышать в слове в сильной позиции, отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Познакомить с буквой Пп как письменным обозначением согласных звуков [п], [П’] | Произносить звуки [п], [П’] самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), буквой. Знать графическое обозначение звуков [п], [П’]. Уметь сложить из палочек |
Профиль звука П, предметные кар-тинки, фишки, па-лочки, карточки с образом печатной буквы, карандаш. |
55-56 |
|
Согласные звуки [П] [П’ ] Буква П, п. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой П, п
| Совершенствование умения правильно произносить звук [П], [П’], слышать в слове в сильной позиции. Отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буквы Пп, как письменным обозначением согласных звуков [П], [П’]. Совершенствование умения отличать по образу букву Пп от других букв. Совершенствование умения читать слоги с данной буквой. | Произносить звуки [П], [П’] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук синей фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [п], [п’]. Уметь отличать по образу букву Пп от других букв. Уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв. Уметь читать слоги с данной буквой. |
Профиль звука П, предметные кар-тинки, фишки, палочки, буквы индив., слоги с буквой Пп. |
57-58 |
|
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой П, п.
| Формирование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с буквой Пп. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Предметные кар-тинки, палочки, буквы индив., слоги и слова с буквой Пп. |
59 |
|
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
| Совершенствование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с изученными буквами.Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Буквы индив., слоги и слова с изученными буквами. |
60
|
|
Звук [т]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [т] по предъявленным предметным картинкам.
| Формирование внимания к речевым звукам. Ознакомление с правильной артикуляцией и произношением звука [т]. Формирование умения правильно произносить звук [т], отличать этот звук от других речевых звуков. Формирование умения определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [т]. | Произносить правильно по мере возможности звук [т]. Самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [т] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [т] из потока других звуков. Уметь определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [т].
|
Профиль звука Т, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки. |
61 |
|
Звук [т] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [т] по предъявленным предметным картинкам. | Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [т], отличать этот звук от других речевых звуков. Совершенствование понятия - согласный звук. | Произносить звук [т] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [т] -артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [т] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Относить звук к группе согласных звуков на основе его характеристики (дает учитель, ученик). |
Профиль звука Т, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, фишки. |
62 |
|
Согласные звуки [Т] [Т’ ] Буква Т, т. Конструирование буквы из палочек.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [т], [Т’] слышать в слове в сильной позиции, отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Познакомить с буквой Тт как письменным обозначением согласных звуков [т], [Т’] | Произносить звуки [т], [Т’] самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), буквой. Знать графическое обозначение звуков [п], [П’]. Уметь сложить из палочек |
Профиль звука Т, предметные кар-тинки, фишки, па-лочки, карточки с образом печатной буквы, карандаш. |
63-64 |
| Согласные звуки [Т] [Т’ ] Буква Т, т. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Т, т.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [Т], [Т’], слышать в слове в сильной позиции. Отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буквы Тт, как письменным обозначением согласных звуков [Т], [Т’]. Совершенствование умения отличать по образу букву Тт от других букв. Совершенствование умения читать слоги с данной буквой. | Произносить звуки [Т], [Т’] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук синей фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [т], [т’]. Уметь отличать по образу букву Тт от других букв. Уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв. Уметь читать слоги с данной буквой. |
Профиль звука Т, предметные кар-тинки, фишки, палочки, буквы индив., слоги с буквой Тт. |
65-66 |
|
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Т, т.
| Формирование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с буквой Тт. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Предметные кар-тинки, палочки, буквы индив., слоги и слова с буквой Тт. |
67 |
|
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами. | Совершенствование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с изученными буквами. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Буквы индив., слоги и слова с изученными буквами.
|
68 |
|
Звук [и]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [и] по предъявленным предметным картинкам.
| Формирование внимания к речевым звукам. Ознакомление с правильной артикуляцией и произношением звука [и]. Формирование умения правильно произносить звук [и], отличать этот звук от других речевых звуков. Формирование умения определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [и]. | Произносить правильно по мере возможности звук [и] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [и] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [и] из потока других звуков. Уметь определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [и]. |
Профиль звука И, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки. |
69 |
|
Звук [и] - гласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [и] по предъявленным предметным картинкам.
| Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [и], отличать этот звук от других речевых звуков. Совершенствование понятия - гласный звук. | Произносить звук [и] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [и] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [и] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Относить звук к группе гласных звуков на основе его характеристики (дает учитель, ученик). |
Профиль звука И, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, фишки. |
70 |
|
Гласный звук [и] Буква И, и. Конструирование буквы из палочек.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [и] слышать в слове в сильной позиции, отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Познакомить с буквой Ии как письменным обозначением гласных звуков [и | Произносить звуки [и] самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), буквой. Знать графическое обозначение звуков [и] Уметь сложить из палочек буку. |
Профиль звука И, предметные кар-тинки, фишки, па-лочки, карточки с образом печатной буквы, карандаш. |
71-72 |
|
Гласный звук [и] Буква И, и. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой И, и.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [и], слышать в слове в сильной позиции. Отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буквы Ии, как письменным обозначением гласных звуков [и] Совершенствование умения отличать по образу букву [и] от других букв. Совершенствование умения читать слоги с данной буквой. | Произносить звуки [и] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук красной фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [и]. Уметь отличать по образу букву [и] от других букв. Уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв. Уметь читать слоги с данной буквой. |
Профиль звука И, предметные кар-тинки, фишки, палочки, буквы индив., слоги с буквой Ии. |
73-74 |
|
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой И, и.
| Формирование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с буквой [и]. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Предметные кар-тинки, палочки, буквы индив., слоги и слова с буквой Ии. |
75 |
|
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
| Совершенствование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с изученными буквами. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Буквы индив., слоги и слова с изученными буквами. |
76 |
|
Звук [в]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [в] по предъявленным предметным картинкам.
| Формирование внимания к речевым звукам. Ознакомление с правильной артикуляцией и произношением звука [в]. Формирование умения правильно произносить звук [в], отличать этот звук от других речевых звуков. Формирование умения определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [в]. | Произносить правильно по мере возможности звук [в]. Самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [в] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [в] из потока других звуков. Уметь определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [в]. |
Профиль звука В, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки. |
77
|
|
Звук [в] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [в] по предъявленным предметным картинкам. | Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [в], отличать этот звук от других речевых звуков. Совершенствование понятия - согласный звук. | Произносить звук [в] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [в] -артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [в] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Относить звук к группе согласных звуков на основе его характеристики (дает учитель, ученик). |
Профиль звука В, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, фишки. |
78 |
|
Согласные звуки [В] [В’ ] Буква В, в. Конструирование буквы из палочек.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [в], [В’] слышать в слове в сильной позиции, отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Познакомить с буквой Вв как письменным обозначением согласных звуков [в], [В’] | Произносить звуки [в], [В’] самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), буквой. Знать графическое обозначение звуков [в], [В’]. Уметь сложить из палочек |
Профиль звука В, предметные кар-тинки, фишки, па-лочки, карточки с образом печатной буквы, карандаш. |
79-80 |
|
Согласные звуки [В] [В’ ] Буква В, в. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой В, в.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [В], [В’], слышать в слове в сильной позиции. Отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буквы Вв, как письменным обозначением согласных звуков [В], [В’]. Совершенствование умения отличать по образу букву Вв от других букв. Совершенствование умения читать слоги с данной буквой. | Произносить звуки [В], [В’] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук синей фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [в], [в’]. Уметь отличать по образу букву Вв от других букв. Уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв. Уметь читать слоги с данной буквой. |
Профиль звука В, предметные кар-тинки, фишки, палочки, буквы индив., слоги с буквой Вв. |
81-82 |
|
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой В, в.
| Формирование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с буквой Вв. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Предметные кар-тинки, палочки, буквы индив., слоги и слова с буквой Вв. |
83 |
|
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
| Совершенствование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с изученными буквами. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Буквы индив., слоги и слова с изученными буквами. |
84 |
|
Звук [б]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [б] по предъявленным предметным картинкам. | Формирование внимания к речевым звукам. Ознакомление с правильной артикуляцией и произношением звука [б]. Формирование умения правильно произносить звук [б], отличать этот звук от других речевых звуков. Формирование умения определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [б]. | Произносить правильно по мере возможности звук [б]. Самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [б] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [б] из потока других звуков. Уметь определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [б]. |
Профиль звука Б, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки. |
85 |
|
Звук [б] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [б] по предъявленным предметным картинкам.
| Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [б], отличать этот звук от других речевых звуков. Совершенствование понятия - согласный звук. | Произносить звук [б] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [б] -артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [б] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Относить звук к группе согласных звуков на основе его характеристики (дает учитель, ученик). |
Профиль звука Б, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, фишки. |
86 |
|
Согласные звуки [Б] [Б’ ] Буква Б, б. Конструирование буквы из палочек.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [б], [Б’] слышать в слове в сильной позиции, отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Познакомить с буквой Бб как письменным обозначением согласных звуков [б], [Б’] | Произносить звуки [б], [Б’] самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), буквой. Знать графическое обозначение звуков [б], [Б’]. Уметь сложить из палочек |
Профиль звука Б, предметные кар-тинки, фишки, па-лочки, карточки с образом печатной буквы, карандаш. |
87-88 |
|
Согласные звуки [Б] [Б’ ] Буква Б, б. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Б, б.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [Б], [Б’], слышать в слове в сильной позиции. Отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буквы Бб, как письменным обозначением согласных звуков [Б], [Б’]. Совершенствование умения отличать по образу букву Бб от других букв. Совершенствование умения читать слоги с данной буквой. | Произносить звуки [Б], [Б’] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук синей фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [б], [б’]. Уметь отличать по образу букву Бб от других букв. Уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв. Уметь читать слоги с данной буквой. |
Профиль звука Б, предметные кар-тинки, фишки, палочки, буквы индив., слоги с буквой Бб. |
89-90 |
|
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Б, б.
| Формирование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с буквой Бб. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. | Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Предметные кар-тинки, палочки, буквы индив., слоги и слова с буквой Бб. |
91 |
|
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
| Совершенствование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с изученными буквами. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. | Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Буквы индив., слоги и слова с изученными буквами. |
92 |
|
Звук [г]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [г] по предъявленным предметным картинкам. | Формирование внимания к речевым звукам. Ознакомление с правильной артикуляцией и произношением звука [г]. Формирование умения правильно произносить звук [г], отличать этот звук от других речевых звуков. Формирование умения определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [г]. | Произносить правильно по мере возможности звук [г]. Самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [г] - артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [г] из потока других звуков. Уметь определять по предъявленным предметным картинкам и произношению педагога в слове звук [г]. |
Профиль звука Г, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки. |
93
|
|
Звук [г] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением звука [г] по предъявленным предметным картинкам. | Формирование внимания к речевым звукам. Совершенствование умения правильно произносить звук [г], отличать этот звук от других речевых звуков. Совершенствование понятия - согласный звук. | Произносить звук [г] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. На основе стихотворения воспроизводить звук [г] -артикуляционную позицию звука. Уметь выделить звук [г] из потока других звуков самостоятельно и с помощью учителя. Относить звук к группе согласных звуков на основе его характеристики (дает учитель, ученик).
|
Профиль звука Г, индивидуальные зеркала, предмет-ные картинки, фишки. |
94 |
|
Согласные звуки [Г] [Г’ ] Буква Г, г. Конструирование буквы из палочек.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [г], [Г’] слышать в слове в сильной позиции, отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Познакомить с буквой Гг как письменным обозначением согласных звуков [г], [Г’] | Произносить звуки [г], [Г’] самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), буквой. Знать графическое обозначение звуков [г], [Г’]. Уметь сложить из палочек |
Профиль звука Г, предметные кар-тинки, фишки, па-лочки, карточки с образом печатной буквы, карандаш. |
95-96 |
|
Согласные звуки [Г] [Г’ ] Буква Г, г. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Г, г.
| Совершенствование умения правильно произносить звук [Г], [Г’], слышать в слове в сильной позиции. Отличать согласный звук от других речевых звуков (по характеристике). Совершенствование зрительного образа буквы Гг, как письменным обозначением согласных звуков [Г], [Г’]. Совершенствование умения отличать по образу букву Гг от других букв. Совершенствование умения читать слоги с данной буквой. | Произносить звуки [Г], [Г’] самостоятельно, за учителем, вместе с ним. С помощью учителя выделять звук в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначать звук синей фишкой, буквой. Знать графическое обозначение звука [г], [г’]. Уметь отличать по образу букву Гг от других букв. Уметь сложить из палочек и найти букву среди других букв. Уметь читать слоги с данной буквой. |
Профиль звука Г, предметные кар-тинки, фишки, палочки, буквы индив., слоги с буквой Гг. |
97-98 |
|
Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Г, г.
| Формирование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с буквой Гг. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Предметные кар-тинки, палочки, буквы индив., слоги и слова с буквой Гг. |
99-100 |
|
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.
| Совершенствование умения работать с разрезной азбукой, составлять слоги и слова с изученными буквами. Читать слоги и слова с изученными буквами. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слогов и слов. |
Уметь составлять и читать слоги, слова с изученными буквами. |
Буквы индив., слоги и слова с изученными буквами.
|
101-102 |
|
Чтение слогов с изученными буквами. Послоговое чтение односложных и двусложных слов с изученными буквами.
| Формирование плавного чтения слогов с изученными буквами Формирование послогового чтения слов с изученными буквами. |
Уметь читать слога и слова с изученными буквами. |
Буквы индив., слоги и слова с изученными буквами.
|
Аннотация.
Разработанная программа по предмету «Чтение» рассчитана на один год обучения детей 8-10 лет с ОВЗ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Учебная нагрузка – 3 часа в неделю, в год –102 часа. В основу программы взяты «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталости: подготовительный, 1-9 классы» Екатеринбург, 2004г., «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» проект НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1976г., «Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49) (Программа «Особый ребенок»)» Пермь, 2004г.; практическое пособие «Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс» Л.И. Рудченко, «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» Г.Л. Горькова, Л.А. Обухова, Москва, 2005г., «Волшебный мир звуков и слов» Е.А. Пожиленко, Москва, 1999г., «Логопед и Я. Автоматизация шипящих звуков» О.В. Епифанова Волгоград, 2006г., «Логопед и Я. Согласные и гласные – похожие, но разные» О.В. Епифанова Волгоград, 2006г.