Родительское собрание тема " Медлительный ребенок и трудности обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie._medlitelnyy_rebenok_i_trudnosti_obucheniya..doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
ТЕМА: Медлительный ребенок и трудности обучения.
Задачи собрания:
- Обсудить с родителями проблему обучения - медлительных детей.
- Настроить родителей на преодоление трудностей связанных с обучением медлительного ребенка.
Форма проведения собрания: лекция.
План родительского собрания.
- Вступительное слово классного руководителя.
- Причины медлительности детей.
- Рекомендации родителям для повышения эффективности обучения.
- Ответы на вопросы родителей.
Ход собрания.
Вступительное слово классного руководителя.
Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с трудностями обучения медлительных детей.
Оглянитесь вокруг, насколько у всех разный характер и темперамент. Одни приступают к работе без какой-либо подготовки, выполняют ее очень быстро, у них все в руках горит. Другие значительно медленнее подходят к решению задач - сначала составляют план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно, приступают к деятельности.
Таких - детей сверстники дразнят «тормозами», а взрослые в сердцах - называют копушами, мямлями или сонными тетерями. Все действия они совершают, словно в замедленной съемке, а иногда и вовсе застывают, как бы засыпая на ходу. Специалисты пользуются термином «медлительные дети».
Под понятие «медлительный ребенок» могут скрываться разнообразные проблемы, связанные с обстановкой в семье и здоровьем ребенка. У одних медлительность может быть связана с особенностями нервной системы, у других - органическими изменениями структуры мозга, иногда ритм и темп деятельности меняется из-за неблагополучного климата в семье, конфликтными отношениями между родителями и ребенком.
Такая проблема может стать причиной отставания в учебе, плохой концентрацией внимания на уроках, формирования страха перед школой и развития детских неврозов.
Медлительные дети - это особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медлительным темпом деятельности.Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонение в здоровье, а с первых- дней в школе.Медлительных детей примерно 10-20 %. Это дети, у которых в 1,5 -2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Спешка, ограничение времени, постоянное «не успеваю» нарушают качество работы.
Трудности чтения накапливаются постепенно. Порой медлительный ребенок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки. Даже хорошо читающие дети до школы теряют свой навык при форсировании темпа чтения. У них отмечаются неэффективные возвратные движения глаз, что ведет к сильному напряжению и утомлению. Дети «спотыкаются» на новых словах. Останавливаются, но, словно спохватившись, «бегут» по строке дальше. Нарушается качество чтения (запинки, «угадывание», проглатывание слогов, плохое запоминание и понимание смысла прочитанного). Но особая трудность – «что и как писать» - возникает у медлительных детей в силу того, что они просто не могут успеть воспринимать информацию, успеть переключится с предыдущей деятельности . Эти дети словно не видят конфигурацию букв, соотношение ее частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку» . буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различать элементы букв, умение выделять соотношение частей, понимание расположения этих элементов на строке, их сочетание и последовательности – первый шаг в обучении. Появляются ошибки, плохо пишет диктанты («словно забывает все правила). Домашние работы выполняются четким почерком, практически без ошибок.
Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Эта трудность переключения, невозможность выполнить быстро меняющиеся задания при быстрой смене деятельности нередко оценивается как «непонимание», «низкие учебные способности», а ребенок просто не слышит новое задание, так как выполняет предыдущее.
Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее.
Причины медлительности детей могут быть разными:
- общая астенизация ребенка вследствие перенесенного острого или хронического заболевания;
- врожденная патология нервной системы, связанная с органической патологией мозга, недоношенной беременностью, родовой травмой и др.;
- медлительность как этап нормального развития ребенка;
- леворукость ребенка;
- особенности темперамента ребенка;
- влияние на ребенка кризисных этапов развития семьи;
- нарушения взаимоотношений между родителями и ребенком;
- авторитарный стиль воспитания в семье, сверхконтроль, жестокое воспитание ребенка.
Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное, на начальном этапе обучения не убыстрять их работу, а создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье. Ведь стоит выбить ребенка из колеи - и это, в свою очередь, еще больше замедлит и письмо, и чтение, и любую другую деятельность. А к тому же сильно ухудшит ее качество. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным), но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза.
Рекомендации родителям медлительных детей:
- Отведите для занятий специальное время и организуйте рабочее место ребенка.
Прежде всего, выберите и подготовьте специальное место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий рабочую атмосферу и настроение, где каждый предмет напоминает о его успехах в учебе. Это поможет ему настроиться на работу. Выбрать время для занятий, обучение ни в коем случае не должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. Вы должны помнить о том, что для него увлечения не менее важны, чем учеба. Чтобы совместить и то и другое, посоветуйтесь с ним о времени проведения занятий или предложите ему самому выбрать удобное для него время. «Учится, надо весело, чтобы хорошо учится».
- Занятия должны быть регулярными. Это очень важное условие: занятия должны проводиться систематически, и быть не слишком продолжительными. Занятия должны проводиться не менее 3 раз в неделю.
- Планируйте занятие заранее. Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее планировать, над чем именно вы будете работать. Подберите упражнения, которые понадобятся для работы.
- Поддерживайте своего ребенка в достижении цели. Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и ослабить его страх перед неудачами, придерживайтесь следующих правил:
- ни с кем не сравнивайте; важны только его собственные достижения;
- следите за его настроением, ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается и не уверен в себе;
- поддерживайте навыки, которые ребенок приобрел; напоминайте ему о конечности цели - это его подбодрит;
- поощряйте своего ученика в самостоятельном достижении успехов; ни одно даже самое маленькое достижение не следует оставлять незамеченным.
- Найдите правильный подход к обучению своего ребенка. Приучайте его постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: «что ты сейчас будешь делать?», понимание учебной цели: «для чего ты будешь выполнять это задание?» и составление плана выполнения задания: «как ты будешь это делать?».
- Формируйте, у ребенка желание учится. Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте забавные символы, которыми вы будете оценивать работу. Завидите тетрадь, в которой ребенок будет выполнять письменные задания. В конце каждого задания совместно вместе с ребенком обсудите, что нового и полезного он узнал за урок; что, по его мнению, у него получилось хорошо, а что - пока не очень; пусть он сам (при помощи придуманных символов поставит себе оценку). Однако помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо понимать, чем вы сегодня обрадованы.
- Будьте готовы, обратится за помощью к специалистам. Нельзя полагаться на то, что вот ребенок подрастет и все выправится само собой. Медлительным детям нужна активная помощь со стороны родителей и систематическая тренировка свойства подвижности и внутреннего торможения.
Медлительный ребенок, по сути дела, может все, что может подвижный, но дается это ему очень дорогой ценой (нередко - действительно невротизацией), если мы не поможем ему своевременно компенсировать недостаток подвижности нервных процессов. Поэтому не жалейте того, в сущности небольшого времени, которое требуют занятия с ребенком, чтобы облегчить ему приспособление к требованиям социальной среды.