Стратегия работы на тему:"Агрессивное поведение детей"
CТРАТЕГИЯ РАБОТЫ НА ТЕМУ:
«АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ»
Выполнила участник СКМПП
«Психологическое консультирование
по проблемам родителей и детей»
педагог-психолог
МАОУ "Образовательный
центр им.М.М.Расковой"
Кулакова Е.Н.
Саратов 2011
Описание ситуации.
Семья: Мама Ольга (32 г.), папа Александр (37 л.), дочь Аня (11 л.),сын Женя (1,5г.) проживают
вчетвером. Родители состоят в браке 10 лет. Отношения между супругами неконфликтные.
Со слов Ольги есть проблема во взаимоотношениях с дочерью у обоих родителей. На просьбы
родителей Аня часто отвечает отказом, мотивируя тем, что она устала или у неё что-нибудь
болит. Настойчивые уговоры родителей вызывает агрессивное поведение у ребенка, она
начинает разбрасывать вещи и громко кричать. Такое поведение дочери доводит родителей до
отчаяния. Ольга считает, что девочка копирует модель поведения бабушки (мама отца),у
которой дочь часто бывает.
Также в беседе, мама рассказала, что Аня остро реагирует на критику и замечания как со
стороны родителей, так и сверстников, начинает импульсивно вести себя хлопает дверьми,
обзывается.
Мама старается контролировать дочь, ограничивает её самостоятельность, объясняя это
тревогой за ребенка (например, не отпускает ребенка самостоятельно гулять, возвращаться со
школы, выбирать одежду, помогать в приготовлении пищи)
Сама девочка рассказала, что ей хочется иметь много друзей, но они не хотят дружить с ней и
она не понимает, почему так происходит. И что ей надоело смотреть за младшим братом и
хочется иногда одной поиграть в куклы, а брат ей всё время мешает. И еще ей хочется помогать
маме на кухне, но мама не позволяет делать этого. Так же ей нравится посещать
художественную школу.
Семья состоит на социальном патронаже с января 2011 года, обратилась лично.
Школа характеризует ребенка с положительной стороны, из характеристики: Аня прилежно
учится, активна на уроках, проявляет творческие способности на уроках рисования и в делах
класса. В общении со сверстниками наблюдаются конфликтные отношения, проявляет
вербальную агрессию, обижается на одноклассников. Отношения с классным руководителем
хорошие.
Запрос Ольги: обучение Ани конструктивным способам поведения в конфликтной
ситуации, ослабление агрессивного поведения.
Факторы ребёнка:
· нарушение социальной адаптации в отношениях со сверстниками и взрослыми;
· деструктивные способы разрешения конфликтов;
· высокая тревожность, обидчивость;
· агрессивность, импульсивность;
· заниженная самооценка.
Факторы мамы:
· страхи за будущее ребёнка, чувство вины;
· незрелые методы воспитания;
· неконструктивные способы разрешения конфликтов;
· импульсивность;
· нарушенные границы в отношениях с ребенком.
Стратегия работы с ребёнком.
1. Установление терапевтических отношений (эко - карта), разъяснение того, какая будет проводиться работа. Проведение психологической диагностики личностных особенностей (рисунок «Несуществующее животное», «Человек под дождем»). Формирование мотивации на изменения с помощью обсуждения ситуаций, когда агрессивное поведение создаёт трудности в общении с родителями и со сверстниками.
2. Отреагирование эмоционального состояния ребёнка (гнева, обиды, страхов, снижение уровня тревожности). Обучение выражать чувство гнева и другие негативные чувства приемлемым и безопасным способом.
Методы: арт-терапия (рисование), сказкотерапия, игровая терапия, упражнения на снятия проявлений гнева и агрессии ( галерея негативных портретов) релаксационные упражнения в сенсорной комнате.
3. Поиск, исследование и обсуждение ситуаций, в которых проявляется агрессивное поведение:
· отслеживание, что является «пусковым механизмом» агрессивного поведения;
· состояние ребёнка в моменты проявления агрессии и последующее состояние;
· реакции окружающих;
· что помогает исключить агрессивное поведение.
Обучение умению распознавать ситуации, которые могут спровоцировать агрессивное поведение.
Методы: сказкотерапия (прочтение и обсуждение сказок, сказочных героев и их поступков), игротерапия (проигрывание ситуаций и возможных вариантов поведения с использованием игрушек), релаксационные упражнения в сенсорной комнате.
4. Развитие эмпатии, способности осознавать свои эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей.
Методы:
· упражнение «Я радуюсь, когда …», «Угадай чувство» и обсуждение, когда возникают различные эмоции, какой у них цвет, запах, форма, и т. д., рисование обсуждаемого чувства;
· рассматривание картинок и обсуждение, какие чувства испытывают изображённые на них персонажи;
· ролевая игра «Гневная гиена»;
· Игры «Падающая башня», «Надуть воздушный шарик», «Покричи в стаканчик», «Обзывалки»
5. Обучение способам конструктивного поведения в проблемных ситуациях. Методы:
· работа с картинками с изображением проблемных ситуаций, обсуждение возможных вариантов поведения;
· составление ребёнком списка конфликтных ситуаций, в которых он проявил агрессивное поведение, обсуждение возможных вариантов поведения, выбор наиболее эффективного варианта. Закрепление выбранного варианта поведения в игре с использованием игрушек.
6. Работа с самооценкой. Методы: упражнения «Копилка хороших поступков», «Дракон недостатков и достоинств», «Я уникальная» с элементами релаксации.
Стратегия работы с мамой.
1. Установление терапевтических отношений, разъяснение, какая будет проводиться работа. Проработка негативных чувств (чувства вины, страхов). Обучение безопасным способам отреагирования негативных переживаний.
Методы:
· активное слушание, отражение чувств, обратная связь, отзеркаливание, рефлексия;
· арт - терапевтические техники;
· релаксационные упражнения в сенсорной комнате.
2. Обсуждение выбранной модели воспитания, её достоинств и недостатков, обучение конструктивным способам взаимодействия с ребёнком и разрешения конфликтных ситуаций.
Методы:
· Обучение и тренировка на различных ситуациях навыков «Я-высказываний» и активного слушания;
· Обучение способам саморегуляции эмоционального состояния.
· Знакомство с родительской пирамидой Хедельбурга (включение мамы в родительские группы по детско-родительскому взаимодействию)
· Знакомство с особенностями подросткового возраста
3. Работа с системой требований и границами поведения в семье.
Методы:
Обсуждение правил установления границ, принципов поощрения, позитивного подкрепления желаемого поведения ребёнка, наказания. (пирамида Хедельбурга)
4. Работа с самооценкой.
Методы: вспомнить и проанализировать ситуации успеха в воспитании, в работе, во взаимоотношениях с окружающими.
Консультация №1.
(В процессе работы вторая по счёту консультация)
Цель консультации: выражение негативных эмоций, отреагирование гнева, обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций.
Содержание консультации:
Ане было предложено вспомнить ситуацию, которая вызвала у него раздражение и злость, и изобразить это состояние в виде рисунка (вспомнила конфликтную ситуацию в школе и нарисовала одноклассника). Следующий этап - обсуждение рисунка: что нарисовано, какие эмоции возникли в процессе рисования, разговор от лица рисунка. Аня рассказала, что нарисованный одноклассник ей не нравится, потому что он обзывается и толкается и выразил желание изменить рисунок – посадила одноклассника в клетку и дорисовала длинные волосы и усы. Получившийся рисунок понравился Ане больше, она сказала, что весело на него смотреть. Ане было сообщено, что с помощью рисования можно справиться со своим гневом или обидой. Девочке было предложено упражнение с элементами релаксации «Галерея негативных портретов» , нужно было представить себя в картинной галерее и портреты тех людей, которые не нравятся и с которыми она конфликтовала, остановится у одного и почувствовать свое отношению к этому человеку, попробовать поговорить с ним, сделать его меньшим размером, послушать, что он говорит, почувствовать превосходство над ним. Далее обсуждалось, что удалось представить, какие чувства и ощущения возникли в процессе представления. Аня рассказала, что сначала она злилась, и было неприятно находиться рядом с этим портретом (портрет одноклассника), а потом когда она уменьшила его в размерах, стало жалко его, и было плохо слышен его голос, испытала удовлетворение от того, что он стал таким маленьким и уязвимым. Девочке так же объяснилось, что это тоже один из способов борьбы с гневом.
Резюме консультации: Ане удалось выразить своё эмоциональное состояние с помощью рисунка; было рассказано, о разных способах как можно справиться с гневом, обидой.
Консультация №2.
(В процессе работы четвертая по счёту консультация)
Цель консультации: развитие эмпатии, умения осознавать собственные эмоции и чувства других.
Содержание консультации: с Аней проведено обсуждение «Что такое добро?», «Что такое зло?» по вопросам:
· какого она цвета, какой у неё запах, вкус;
· если бы она была предметом, то что бы это было.
Далее были сделаны два рисунка: рисунок «Добрый и злой волшебник» (было предложено два незаконченных портрета волшебников и нужно было их дорисовать) С девочкой обсуждалось, какие эмоции возникли в процессе рисования, и какие эмоции вызывает сам рисунок. В процессе обсуждения рисунка «Злой волшебник» Аня захотела изменить его и начала закрашивать рисунок желтым карандашом, пока исходной черной и коричневой краски стало менее видно. Следующий этап консультации – обучение умению распознавать эмоции окружающих с помощью прослушивания и обсуждения ролевой игры «Гневная гиена». Ане удалось побывать и в роли гиены и в роли обезьянки. Далее проходило обсуждение игры по вопросам: как чувствовал себя в той и другой роли; что чувствовал, когда была гиеной. В роли гиены девочка чувствовала себя плохо, некомфортно, т.к. пришлось проявить агрессивную реакцию. Обсуждено как можно изменить свое поведение и сделать его менее агрессивным. Аня рассказала, что когда она испытывает на себе агрессивное поведение, то начинает бояться, и не может себя защитить. Но если и, получается, ответить агрессией, то окружающие, либо обижаются и не хотят общаться с ней, либо начинают нападать на неё. С помощью обсуждения игры были выбраны новые позитивные варианты поведения (в ситуациях общения со сверстниками).
В конце консультации проведено релаксационное упражнение «Черепашка».
Резюме консультации: проведение ролевой игры «Гневная гиена» способствовало пониманию Аней тех эмоций, которые переживают её друзья, и одноклассники, когда она проявляет агрессию, как она себя чувствует, если агрессия направлена на неё, а также позволило проследить, как разворачивается конфликтная ситуация. Проигрывая новые варианты поведения в знакомых для Ани в ситуациях общения со сверстниками, девочка увидела, как можно отреагировать, поступить, чтобы не произошло ссоры.
Консультация №3.
(В процессе работы шестая по счёту консультация)
Цель консультации: наработка навыков конструктивного взаимодействия с окружающими.
Содержание консультации: Ане было предложено составить список нескольких ситуаций, в которых она проявляла агрессивное поведение и выписать их на листок (указал 3 ситуации, связанных с отношениями со сверстниками). Далее вместе с Аней обсуждались и выписывались рядом с каждой ситуацией все варианты поведения и возможные последствия для каждого из этих вариантов. Аня достаточно быстро придумывал разные варианты поведения в той или иной ситуации. Из получившихся вариантов было предложено выбрать наиболее безопасные в каждом случае. Затем выбранные позитивные варианты поведения были закреплены в ролевой игре.
Пример:
Ситуация | Возможные варианты поведения | Последствия |
«Одноклассник ударил учебником по голове» | 1. Я не обращаю внимания и иду дальше 2. Позвать учителя 3. Ударить в ответ | 1. Одноклассник или пройдёт мимо, или может ударить ещё раз 2. Одноклассника поругают 3. Мы подерёмся |
В приведённом примере Аня выбрала первые два варианта. В ходе проигрывания данной ситуации, к первому варианту добавила, что можно спросить у одноклассника, зачем он ударил.
В конце консультации проведено релаксационное упражнение «Сдвинь камень».
Резюме консультации: С Аней разбирались ситуации, вызывающие у неё агрессию, девочке удалось проследить, как начинается и развивается эта ситуация, как она реагирует и почему возникает конфликт, и как можно реагировать по-другому.
Приложение
Методика «Обучение родителей конструктивному взаимодействию с детьми «Родительская пирамида» Хедельбурга
Основной принцип методики – в детско-родительском взаимодействии (в игре, в беседе) проблемы не выделяются, их отмечает для себя терапевт и работает с тем, что получается у семьи хорошо.
Весь процесс обучения родителей состоит из 5 ступеней, соответствующих пластам пирамиды.
Последствия
(таймаут)
Игнорирование
(негативного поведения)
Границы поведения
Похвала, награда
Игра (беседа)
Обучение начинается с нижнего пласта, даже если имеющаяся или зарождающаяся проблема явно обозначена другой ступенью пирамиды. Базовый пласт даёт максимальные возможности для безопасности, уверенности в собственных силах и возможностях установления доверительных, эмоционально-теплых отношений: «Начав действовать с любого другого этапа, вы перевернете пирамиду, а значит, сделаете её совершенно неустойчивой, она упадет, не дав ожидаемого результата». Прохождение каждого пласта пирамиды – это серия обучающих семейных и групповых занятий по детско-родительскому взаимодействию.