Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми
Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми
Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один, из наиболее подходящих детям. Рассказы, а особенно сказки, всегда были самыми эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят своё отражение в культурах разных народов. В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают преодолевать тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка, в том числе и снятия признаков тревожности у детей. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс у детей. Образы сказок обращаются одновременно к сознанию и подсознанию ребёнка, что даёт особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы с тревожными детьми, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.
В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребёнку, что мир - очень сложная штука, что в нем немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребёнку, что если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребёнка надежду, что чрезвычайно важно.
Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во «взрослом» мире. Даже если они встречаются – всё равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают «как о стенку горох» - не правда ли знакомая картина? В результате дети, мышление которых подчас предельно однозначно («да - нет», «плохо - хорошо»), приходят к выводу о том, что вы им помочь можете.
Иногда взрослый, желая что-то подсказать ребёнку «по - жизни» или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребёнку, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами. Выход здесь такой – самому погрузиться в мир фантазий и волшебства, в котором ребёнок чувствует себя как «рыба в воде». В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и прочее, но из которого ребёнок с лёгкостью берёт информацию для жизни в реальном мире.
Как использовать сказочные истории в работе с тревожными детьми?
Самый простой и естественный способ – чтение ребёнку вслух. Даже если ребёнок прекрасно читает важно, чтобы это делали вы. В этом случае, содержание сказки как бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения.
Если ребёнку 12 и больше лет, и он мальчик, начинающий относиться скептически ко всему, что «не круто» - ваша задача сложней. История должна быть выучена наизусть и естественным образом вставлена в будничные семейные разговоры.
Читая ребёнку младшего возраста сказку необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если беспокойный обычно ребёнок замер - это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребёнок начинает вертеться – значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка трудна для понимания. Может быть ещё третий вариант: тема «болезненная» настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребёнка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами о данной теме. В процессе чтения можно попросить ребёнка высказать своё мнение относительно событий сказки. Вне зависимости от активности ребёнка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже ваши возможности безграничны, - спрашивайте все, что придёт вам в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребёнком. Но необходимо помнить и соблюдать два правила.
Во - первых, ребёнок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете его слова из того, что он говорит.
Во-вторых, подталкивая ребёнка на обсуждение истории, высказывая своё мнение, нужно, по возможности, отдавать «бразды правления» в этом разговоре ребёнку.
После обсуждения попросите нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Рисование является важным закрепляющим фактором, а при необходимости расслабляет и успокаивает ребёнка, снижая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.
После рисования, предметом обсуждения становится уже сам рисунок. Прояснить все свои соображения вы можете, обсудив с ребёнком рисунок, задавая ему вопросы о том, что он рисовал, рассматривая каждую деталь.
Последний этап работы со сказкой настолько же трудный для психолога, насколько эффективен для ребёнка. Эта драматизация сказки или её частей. Конечно, трудно всем, однако помните, что здесь необходимы только уверенность в себе, отсутствие стеснения и желание помочь ребёнку.
И что же мы имеем в результате? Вы прикладывайте массу усилий, а ребёнок никак не становится таким, как вы хотите. Верно. Ребёнок становится таким, каким ему нужно стать, вследствие его особенностей, характера его неповторимой личности. И в том, что он не собьется со своего пути, вы можете быть уверены. Почему? Потому, что именно вы даете ребёнку ту поддержку, которая ему необходима, которую кроме вас не может дать никто.