Эмоции в компенсирующем классе

Гадаев Алексей Вениаминович

Особенности эмоциональной сферы личности младших подростков, обучающихся в классах компенсирующего обучения

 

Гадаев А.В. (ГОУ СОШ № 1040)

 

Опыт моей многолетней работы в качестве школьного психолога с детьми младшего подросткового возраста (10-13 лет) из классов компенсирующего обучения, дает основание говорить о том, что у таких детей, по сравнению с их сверстниками, обучающимися по стандартным программам, наблюдаются характерные особенности эмоциональной сферы, проявляющиеся как в количественных, так и качественных показателях. Алогичные предположения мы встретили при анализе научной литературы  (Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, Н.Л. Белопольская, Е.В. Соколова, А.М. Прихожан и др.).  Однако до настоящего времени этот вопрос  целенаправленно не рассматривался, что, несомненно, препятствует полноценной деятельности школьного психолога с данной группой учащихся. Получение научных сведений по рассматриваемой проблеме позволило бы говорить о необходимости более пристального внимания к ним со стороны психологической службы, способствовало бы повышению эффективности как профилактической, так и коррекционной работы с такими детьми в плане указанных нарушений.

Цель  нашего исследования состояла в получении сравнительных научных данных, касающихся эмоциональной сферы младших подростков, обучающихся по коррекционно-развивающим и общеобразовательным программам. Для ее изучения решались следующие задачи:

1)                                        проанализировать научную литературу по изучаемой проблеме;

2)                                        провести экспериментальное исследование для получения сравнительных (количественных и качественных) данных, касающихся эмоциональной сферы младших подростков 10-13 лет, обучающихся по коррекционно-развивающей и общеобразовательной программам.

Как полагают западные психологи, весь процесс социализации младшего подростка сопровождается состоянием агрессии, гнева, тревоги и нарушением адаптации, так как он пытается избежать неприятных переживаний Ф. Гудинаф (Goodtnough, 1931).

 А.М. Прихожан отмечает, что эмоциональная сфера ребенка имеет возрастные изменения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается её относительная устойчивость, а затем происходит резкий всплеск агрессии и враждебности в  подростковом возрасте, особенно в 9-м классе [2].

В настоящее время общепринято, что особенность эмоциональной сферы личности младшего подростка  выражается в снижении  эмоциональной возбудимости, появлении у него эмоциональной децентрации (способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека и возможность отстраняться от собственных эмоциональных переживаний), в овладении своими чувствами для того, чтобы быстро и эффективно реагировать на изменения жизни. Но при этом ребенок находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых [3].

На основании вышеизложенного, анализа и обобщения наших собственных наблюдений за эмоциональной сферой личности младших подростков, обучающихся в классах компенсирующего обучения, была выдвинута гипотеза исследования. Младшие подростки из классов компенсирующего обучения более склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, более агрессивны и проявляют высокий уровень школьной тревожности, чем дети их возраста  из обычных классов. Кроме того, данные проявления носят качественное своеобразие.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ГОУ СОШ №1040 г. Москвы. В нем  приняли участие учащиеся 6 «А», в котором обучение осуществляется по обычным программам (15 детей) и 6 «Б» - коррекционного класса (7 учеников).

При проведении эксперимента были использованы следующие методики: 

1) Басса-Дарки - диагностика показателей и форм агрессии;

2)  Филлипса - определение уровня школьной тревожности;  

3)  АDOR  -«Поведение родителей и отношение детей к ним» - для изучения установок, поведения и методов воспитания родителей - так, как их видят и эмоционально воспринимают учащиеся.

Результаты, полученные по методике Басса-Дарки, представлены в таблице 1,  и позволяют сделать следующие выводы. В коррекционном классе средние результаты выше, чем в 6 «А», по всем из указанных восьми показателей.  Наибольшие различия между данными по  эмоциональной сфере учащихся двух групп определены по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражение», «Негативизм», «Подозрительность»,   «Вербальная агрессия»  и  «Угрызение совести,

чувство вины», что составляет 75% всех выделенных в методике показателей.  «Косвенная агрессия» и «Обида» - отличия в средних значениях между классами не так существенны, что говорит о небольшой разнице между учащимися в уровне пассивных форм агрессии.  Расчет обобщенных показателей «Враждебности» и «Агрессивности» показал, что в коррекционном 6 «Б» классе они  выходят за пределы нормы и составляют соответственно Вр=11,5 (норма=0÷10) и Агр=26,8 (норма=0÷25), что выше, чем аналогичные данные в 6 «А» классе.

В таблице 2 и 3 представлены результаты, полученные по методике «Опросник школьной тревожности» Филипса. В группе детей, обучающихся в коррекционном классе, у более половины (57,1%) наблюдается высокая тревожность, а средний уровень - у четверти испытуемых (26,5%). У учащихся 6 «А» класса 53,3% имеют средний уровень (повышенную тревожность в трактовке Филлипса), а у остальных  - нормальный.

Указанные процентные отношения позволяют определить общую тенденцию при сравнении учащихся из коррекционного и общеобразовательного классов, а детальный анализ по шкалам методики Филлипса дает возможность оценить выраженность отдельных показателей школьной тревожности в исследуемых классах (таблица 3). 

 

Таблица1. Средние показатели по методике диагностики агрессии Басса-Дарки

 

Физическая

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная

Угрызение совести, чувство вины

6 «А» класс

4,2

3,1

4,4

1,7

4,7

4,3

5,8

4,0

6 «Б» класс

(коорекц.)

7,3

3,8

6,9

4,4

4,9

6,6

8,8

6,9

 

 

Таблица 2. Распределение испытуемых по показателям теста Филипса

 

Уровни тревожности

6«А» класс (15 чел.)

6 «Б» класс (7 чел.)

Количество учащихся

проценты

Количество учащихся

проценты

Высокий

0

0

4

57,1

Средний

8

53,3

2

26,5

Низкий

7

46,7

1

16,4

Всего

15

100,0

7

100,0

 

 

 

 

 

Таблица 3. Средние показатели по шкалам методики Филлипса[1]

Шкалы тревожности

6 «А» класс

6«Б» класс

средний %

несовпадений

средний %

несовпадений

1. Общая тревожность в школе

63,9

75,3

2. Переживание социального стресса

64,7

77,2

3. Фрустрация потребности в достижение успеха

51,4

63,8

4. Страх самовыражения

54,7

79,4

5. Страх ситуации проверки знаний

57,5

83,6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

49,5

77,2

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

52,0

61,3

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

57,5

84,4

 

 

Представленные результаты показывают, что в коррекционном классе у учащихся показатель «Общая тревожность в школе» превышает в 1,7 раза аналогичный в 6 «А», что демонстрирует достаточно низкий уровень общего эмоционального состояния детей, связанного с различными формами включения их в жизнь школы. Таким образом, снижение общего эмоционального фона предполагает большую представленность негативных эмоций и более высокий уровень внутреннего напряжения.  Они испытывают сильные эмоциональные нагрузки при взаимодействии со сверстниками, что в свою очередь, затрудняет их развитие. 

Высокий уровень по шкале «Страх самовыражения» у этих детей говорит о негативных эмоциональных переживаниях ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей.  Они испытывают отрицательное отношение и тревогу в ситуациях проверки знаний, особенно если они проводятся публично при всем классе.  Больше выражен здесь и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, что одчеркивает их ориентацию на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, у них высока тревога по поводу оценок, даваемых другими.  Общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе у таких учащихся вызывает проблемы и страхи в отношениях с учителями, естественно, снижая успешность обучения.

Результаты по методике ADORпредставлены в таблице 4. По всем шкалам оценка детьми производилась по отношению к каждому из родителей.

Полученные показатели позволяют отметить, что у детей из коррекционного класса ниже, чем у учащихся из 6 «А», позитивный интерес к своим родителям. Им свойственно в оценках близких им взрослых видеть: враждебность и автономность в отношении себя. Кроме того,  они отмечают  директивность, предполагающую контроль со стороны родителей. При этом у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, они готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Отмечается также непоследовательность в отношениях.  Исходя из этих данных, можно предположить, что в этой группе в семьях надлежащий контроль за воспитанием наиболее характерен для матерей, что отражает положительный эмоциональный фон детей при оценке родителей. Показания по шкале «враждебность» у испытуемых коррекционной группы более высокие, чем у учеников 6 «А» класса.

 

Таблица 4. Результаты по методике «Дети о родителях» (ADOR) (средние показатели)

Шкалы

учащиеся 6 «А» класса

учащиеся 6 «Б» класса

оценка «мама»

оценка

«папа»

оценка
«мама»

оценка
«папа»

Позитивный интерес

19,06

17,22

9,77

7,86

Директивность

16,33

15,00

14,5

13,25

Враждебность

10,11

10,79

16,9

14,17

Автономность

11,44

11,46

14,55

15,01

Непоследовательность

14,12

12,53

16,23

16,97

 

С целью доказательства значимых различий между группами испытуемых был проведен сравнительный анализ результатов всех методик по U-критерию Манна-Уитни (таблицы 5, 6, 7)[2].

Таблица 5 Сравнительный анализ по методике диагностики агрессии Басса-Дарки

 

 

Физическая

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная

Угрызение совести, чувство вины

1-й

замер

6 «А»

класс

4,2

3,1

4,4

1,7

4,7

4,3

5,8

4,0

6 «Б» класс

(коррекционный)

7,3

3,8

6,9

4,4

4,9

6,6

8,8

6,9

Значение

U-Манна-Уитни

U=20

р≤0,05

U=37

p≥0,05

U=24

р≤0,05

U=21

р≤0,05

U=35

р≥0,05

U=28

р≤0,05

U=26

р≤0,05

U=23

р≤0,05

 

 

Таблица 6. Сравнительный анализ по шкалам методики Филлипса

Шкалы тревожности

по методике Филлипса

средний %

несовпадений

Значение

U-Манна-Уитни

6-й «А»

6-й «Б»

1. Общая тревожность в школе

63,9

75,3

24

р≤0,05

2. Переживание социального стресса

64,7

77,2

23

р≤0,05

3. Фрустрация потребности в достижение успеха

51,4

63,8

19

р≤0,05

4. Страх самовыражения

58,7

79,4

14

р≤0,01

5. Страх ситуации проверки знаний

57,5

83,6

9

р≤0,01

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

49,5

77,2

4

р≤0,01

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

52,0

61,3

26

р≤0,05

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

57,5

84,4

17

р≤0,01

 

 

Таблица 7.Сравнительный анализ по шкалам методики ADOR

Шкалы

методики ADOR

6-й «А»

6-й «Б»

Значение

U-Манна-Уитни

1.                Позитивный интерес

18,14

8,51

19

р≤0,05

2.                Директивность

15,7

13,62

27,5

р≤0,05

3.                Враждебность

10,45

15,13

22

р≤0,05

4.                Автономность

11,45

14,78

27

р≤0,05

5.                Непоследовательность

13,32

16,55

27

р≤0,05

 

 

Результаты такого анализа позволяют сделать следующие выводы: значимые различия между учащимися коррекционного и обычного класса были установлены по 19 из 21 показателя эмоциональной сферы (90,5%). У детей, обучающихся по специальным программам, более чем в 1,5 раза выражен уровень физической агрессии, что предполагает более активное использование физической силы в конфликтной ситуации против сверстников. 

Особенностями их эмоциональной сферы является высокая раздражительность, как готовность к проявлению резкости и грубости и значительный негативизм в отношениях, который может достаточно быстро нарастать по мере морального давления на ученика. Кроме этого, у учащихся данной группы отмечается выраженная подозрительность, основанная на внутренней убежденности в негативном отношении окружающих, что выражается  в недоверии и сдержанных эмоциях в отношениях.

В ходе эксперимента у школьников, обучающихся по коррекционным программам, отмечен и высокий уровень проявления негативных чувств в общении, что выражается через крик, угрозы и ругань в адрес сверстников.

Повышенная тревожность пронизывает их различные эмоциональные состояния и заметна при социальных контактах (напряжение, страх проявить себя, сильное эмоциональное переживание в ситуации проверки знаний, особенно перед одноклассниками, а также при взаимодействии с учителями). 

Сильное эмоциональное напряжение школьников описываемой нами категории при общении с педагогами и другими детьми поддерживает неблагоприятный психический фон, не позволяющий им развивать свои потребности в успехе и достигать высокого результата. Все это затрудняет самораскрытие и демонстрацию своих возможностей. Они более ориентированы на значимость других в оценке результатов собственной деятельности, поступков, и мыслей; у них выражена тревога по поводу ожидания негативного мнения о себе со стороны сверстников и учителей. 

В отношениях с родителями у учащихся коррекционных классов, в отличие от тех, кто обучается по обычным программам, выявлен высокий уровень враждебности, как эмоциональная реакция на неспособность близких взрослых защитить их от проблем в школе и низкий уровень позитивного интереса к ним.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что младшие подростки из классов компенсирующего обучения более склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, более агрессивны и проявляют высокий уровень школьной тревожности, чем дети их возраста  из обычных классов.Данные проявления носят качественное своеобразие, описанное нами выше. Полученные сведения говорят о необходимости более пристального внимания к ним со стороны школьной психологической службы, необходимости целенаправленной профилактической и коррекционной работы с такими детьми в плане выявленных нарушений.

 

Литература:

1.                Ратанова Т. А. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников / Т. А. Ратанова, Э. В. Лихачева // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30, N 3. - С. 39-51

2.                Прихожан А.М. Тревога у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. /  А.М. Прихожан. - М.: МПСИ, 2000.

3.                Психологиячеловека от рождения до смерти // Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак. 2001.

 

 

 

 

 

 



[1] Жирным шрифтом в таблице выделены высокие уровни показателей школьной тревожности.

 

[2] Жирным шрифтом выделены значимые различия по U-критерию Манна-Уитни между группами учащихся в каждом замере.