Эмоции в компенсирующем классе
Особенности эмоциональной сферы личности младших подростков, обучающихся в классах компенсирующего обучения
Гадаев А.В. (ГОУ СОШ № 1040)
Опыт моей многолетней работы в качестве школьного психолога с детьми младшего подросткового возраста (10-13 лет) из классов компенсирующего обучения, дает основание говорить о том, что у таких детей, по сравнению с их сверстниками, обучающимися по стандартным программам, наблюдаются характерные особенности эмоциональной сферы, проявляющиеся как в количественных, так и качественных показателях. Алогичные предположения мы встретили при анализе научной литературы (Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, Н.Л. Белопольская, Е.В. Соколова, А.М. Прихожан и др.). Однако до настоящего времени этот вопрос целенаправленно не рассматривался, что, несомненно, препятствует полноценной деятельности школьного психолога с данной группой учащихся. Получение научных сведений по рассматриваемой проблеме позволило бы говорить о необходимости более пристального внимания к ним со стороны психологической службы, способствовало бы повышению эффективности как профилактической, так и коррекционной работы с такими детьми в плане указанных нарушений.
Цель нашего исследования состояла в получении сравнительных научных данных, касающихся эмоциональной сферы младших подростков, обучающихся по коррекционно-развивающим и общеобразовательным программам. Для ее изучения решались следующие задачи:
1) проанализировать научную литературу по изучаемой проблеме;
2) провести экспериментальное исследование для получения сравнительных (количественных и качественных) данных, касающихся эмоциональной сферы младших подростков 10-13 лет, обучающихся по коррекционно-развивающей и общеобразовательной программам.
Как полагают западные психологи, весь процесс социализации младшего подростка сопровождается состоянием агрессии, гнева, тревоги и нарушением адаптации, так как он пытается избежать неприятных переживаний Ф. Гудинаф (Goodtnough, 1931).
А.М. Прихожан отмечает, что эмоциональная сфера ребенка имеет возрастные изменения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается её относительная устойчивость, а затем происходит резкий всплеск агрессии и враждебности в подростковом возрасте, особенно в 9-м классе [2].
В настоящее время общепринято, что особенность эмоциональной сферы личности младшего подростка выражается в снижении эмоциональной возбудимости, появлении у него эмоциональной децентрации (способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека и возможность отстраняться от собственных эмоциональных переживаний), в овладении своими чувствами для того, чтобы быстро и эффективно реагировать на изменения жизни. Но при этом ребенок находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых [3].
На основании вышеизложенного, анализа и обобщения наших собственных наблюдений за эмоциональной сферой личности младших подростков, обучающихся в классах компенсирующего обучения, была выдвинута гипотеза исследования. Младшие подростки из классов компенсирующего обучения более склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, более агрессивны и проявляют высокий уровень школьной тревожности, чем дети их возраста из обычных классов. Кроме того, данные проявления носят качественное своеобразие.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГОУ СОШ №1040 г. Москвы. В нем приняли участие учащиеся 6 «А», в котором обучение осуществляется по обычным программам (15 детей) и 6 «Б» - коррекционного класса (7 учеников).
При проведении эксперимента были использованы следующие методики:
1) Басса-Дарки - диагностика показателей и форм агрессии;
2) Филлипса - определение уровня школьной тревожности;
3) АDOR -«Поведение родителей и отношение детей к ним» - для изучения установок, поведения и методов воспитания родителей - так, как их видят и эмоционально воспринимают учащиеся.
Результаты, полученные по методике Басса-Дарки, представлены в таблице 1, и позволяют сделать следующие выводы. В коррекционном классе средние результаты выше, чем в 6 «А», по всем из указанных восьми показателей. Наибольшие различия между данными по эмоциональной сфере учащихся двух групп определены по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражение», «Негативизм», «Подозрительность», «Вербальная агрессия» и «Угрызение совести,
чувство вины», что составляет 75% всех выделенных в методике показателей. «Косвенная агрессия» и «Обида» - отличия в средних значениях между классами не так существенны, что говорит о небольшой разнице между учащимися в уровне пассивных форм агрессии. Расчет обобщенных показателей «Враждебности» и «Агрессивности» показал, что в коррекционном 6 «Б» классе они выходят за пределы нормы и составляют соответственно Вр=11,5 (норма=0÷10) и Агр=26,8 (норма=0÷25), что выше, чем аналогичные данные в 6 «А» классе.
В таблице 2 и 3 представлены результаты, полученные по методике «Опросник школьной тревожности» Филипса. В группе детей, обучающихся в коррекционном классе, у более половины (57,1%) наблюдается высокая тревожность, а средний уровень - у четверти испытуемых (26,5%). У учащихся 6 «А» класса 53,3% имеют средний уровень (повышенную тревожность в трактовке Филлипса), а у остальных - нормальный.
Указанные процентные отношения позволяют определить общую тенденцию при сравнении учащихся из коррекционного и общеобразовательного классов, а детальный анализ по шкалам методики Филлипса дает возможность оценить выраженность отдельных показателей школьной тревожности в исследуемых классах (таблица 3).
Таблица1. Средние показатели по методике диагностики агрессии Басса-Дарки
№ | Физическая | Косвенная | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная | Угрызение совести, чувство вины |
6 «А» класс | 4,2 | 3,1 | 4,4 | 1,7 | 4,7 | 4,3 | 5,8 | 4,0 |
6 «Б» класс (коорекц.) | 7,3 | 3,8 | 6,9 | 4,4 | 4,9 | 6,6 | 8,8 | 6,9 |
Таблица 2. Распределение испытуемых по показателям теста Филипса
Уровни тревожности | 6«А» класс (15 чел.) | 6 «Б» класс (7 чел.) | ||
Количество учащихся | проценты | Количество учащихся | проценты | |
Высокий | 0 | 0 | 4 | 57,1 |
Средний | 8 | 53,3 | 2 | 26,5 |
Низкий | 7 | 46,7 | 1 | 16,4 |
Всего | 15 | 100,0 | 7 | 100,0 |
Таблица 3. Средние показатели по шкалам методики Филлипса[1]
Шкалы тревожности | 6 «А» класс | 6«Б» класс |
средний % несовпадений | средний % несовпадений | |
1. Общая тревожность в школе | 63,9 | 75,3 |
2. Переживание социального стресса | 64,7 | 77,2 |
3. Фрустрация потребности в достижение успеха | 51,4 | 63,8 |
4. Страх самовыражения | 54,7 | 79,4 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 57,5 | 83,6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 49,5 | 77,2 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 52,0 | 61,3 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 57,5 | 84,4 |
Представленные результаты показывают, что в коррекционном классе у учащихся показатель «Общая тревожность в школе» превышает в 1,7 раза аналогичный в 6 «А», что демонстрирует достаточно низкий уровень общего эмоционального состояния детей, связанного с различными формами включения их в жизнь школы. Таким образом, снижение общего эмоционального фона предполагает большую представленность негативных эмоций и более высокий уровень внутреннего напряжения. Они испытывают сильные эмоциональные нагрузки при взаимодействии со сверстниками, что в свою очередь, затрудняет их развитие.
Высокий уровень по шкале «Страх самовыражения» у этих детей говорит о негативных эмоциональных переживаниях ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей. Они испытывают отрицательное отношение и тревогу в ситуациях проверки знаний, особенно если они проводятся публично при всем классе. Больше выражен здесь и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, что одчеркивает их ориентацию на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, у них высока тревога по поводу оценок, даваемых другими. Общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе у таких учащихся вызывает проблемы и страхи в отношениях с учителями, естественно, снижая успешность обучения.
Результаты по методике ADORпредставлены в таблице 4. По всем шкалам оценка детьми производилась по отношению к каждому из родителей.
Полученные показатели позволяют отметить, что у детей из коррекционного класса ниже, чем у учащихся из 6 «А», позитивный интерес к своим родителям. Им свойственно в оценках близких им взрослых видеть: враждебность и автономность в отношении себя. Кроме того, они отмечают директивность, предполагающую контроль со стороны родителей. При этом у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, они готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Отмечается также непоследовательность в отношениях. Исходя из этих данных, можно предположить, что в этой группе в семьях надлежащий контроль за воспитанием наиболее характерен для матерей, что отражает положительный эмоциональный фон детей при оценке родителей. Показания по шкале «враждебность» у испытуемых коррекционной группы более высокие, чем у учеников 6 «А» класса.
Таблица 4. Результаты по методике «Дети о родителях» (ADOR) (средние показатели)
Шкалы | учащиеся 6 «А» класса | учащиеся 6 «Б» класса | ||
оценка «мама» | оценка «папа» | оценка | оценка | |
Позитивный интерес | 19,06 | 17,22 | 9,77 | 7,86 |
Директивность | 16,33 | 15,00 | 14,5 | 13,25 |
Враждебность | 10,11 | 10,79 | 16,9 | 14,17 |
Автономность | 11,44 | 11,46 | 14,55 | 15,01 |
Непоследовательность | 14,12 | 12,53 | 16,23 | 16,97 |
С целью доказательства значимых различий между группами испытуемых был проведен сравнительный анализ результатов всех методик по U-критерию Манна-Уитни (таблицы 5, 6, 7)[2].
Таблица 5 Сравнительный анализ по методике диагностики агрессии Басса-Дарки
|
| Физическая | Косвенная | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная | Угрызение совести, чувство вины |
1-й замер | 6 «А» класс | 4,2 | 3,1 | 4,4 | 1,7 | 4,7 | 4,3 | 5,8 | 4,0 |
6 «Б» класс (коррекционный) | 7,3 | 3,8 | 6,9 | 4,4 | 4,9 | 6,6 | 8,8 | 6,9 | |
Значение U-Манна-Уитни | U=20 р≤0,05 | U=37 p≥0,05 | U=24 р≤0,05 | U=21 р≤0,05 | U=35 р≥0,05 | U=28 р≤0,05 | U=26 р≤0,05 | U=23 р≤0,05 |
Таблица 6. Сравнительный анализ по шкалам методики Филлипса
Шкалы тревожности по методике Филлипса | средний % несовпадений | Значение U-Манна-Уитни | |
6-й «А» | 6-й «Б» | ||
1. Общая тревожность в школе | 63,9 | 75,3 | 24 р≤0,05 |
2. Переживание социального стресса | 64,7 | 77,2 | 23 р≤0,05 |
3. Фрустрация потребности в достижение успеха | 51,4 | 63,8 | 19 р≤0,05 |
4. Страх самовыражения | 58,7 | 79,4 | 14 р≤0,01 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 57,5 | 83,6 | 9 р≤0,01 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 49,5 | 77,2 | 4 р≤0,01 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 52,0 | 61,3 | 26 р≤0,05 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 57,5 | 84,4 | 17 р≤0,01 |
Таблица 7.Сравнительный анализ по шкалам методики ADOR
Шкалы методики ADOR | 6-й «А» | 6-й «Б» | Значение U-Манна-Уитни |
1. Позитивный интерес | 18,14 | 8,51 | 19 р≤0,05 |
2. Директивность | 15,7 | 13,62 | 27,5 р≤0,05 |
3. Враждебность | 10,45 | 15,13 | 22 р≤0,05 |
4. Автономность | 11,45 | 14,78 | 27 р≤0,05 |
5. Непоследовательность | 13,32 | 16,55 | 27 р≤0,05 |
Результаты такого анализа позволяют сделать следующие выводы: значимые различия между учащимися коррекционного и обычного класса были установлены по 19 из 21 показателя эмоциональной сферы (90,5%). У детей, обучающихся по специальным программам, более чем в 1,5 раза выражен уровень физической агрессии, что предполагает более активное использование физической силы в конфликтной ситуации против сверстников.
Особенностями их эмоциональной сферы является высокая раздражительность, как готовность к проявлению резкости и грубости и значительный негативизм в отношениях, который может достаточно быстро нарастать по мере морального давления на ученика. Кроме этого, у учащихся данной группы отмечается выраженная подозрительность, основанная на внутренней убежденности в негативном отношении окружающих, что выражается в недоверии и сдержанных эмоциях в отношениях.
В ходе эксперимента у школьников, обучающихся по коррекционным программам, отмечен и высокий уровень проявления негативных чувств в общении, что выражается через крик, угрозы и ругань в адрес сверстников.
Повышенная тревожность пронизывает их различные эмоциональные состояния и заметна при социальных контактах (напряжение, страх проявить себя, сильное эмоциональное переживание в ситуации проверки знаний, особенно перед одноклассниками, а также при взаимодействии с учителями).
Сильное эмоциональное напряжение школьников описываемой нами категории при общении с педагогами и другими детьми поддерживает неблагоприятный психический фон, не позволяющий им развивать свои потребности в успехе и достигать высокого результата. Все это затрудняет самораскрытие и демонстрацию своих возможностей. Они более ориентированы на значимость других в оценке результатов собственной деятельности, поступков, и мыслей; у них выражена тревога по поводу ожидания негативного мнения о себе со стороны сверстников и учителей.
В отношениях с родителями у учащихся коррекционных классов, в отличие от тех, кто обучается по обычным программам, выявлен высокий уровень враждебности, как эмоциональная реакция на неспособность близких взрослых защитить их от проблем в школе и низкий уровень позитивного интереса к ним.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что младшие подростки из классов компенсирующего обучения более склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, более агрессивны и проявляют высокий уровень школьной тревожности, чем дети их возраста из обычных классов.Данные проявления носят качественное своеобразие, описанное нами выше. Полученные сведения говорят о необходимости более пристального внимания к ним со стороны школьной психологической службы, необходимости целенаправленной профилактической и коррекционной работы с такими детьми в плане выявленных нарушений.
Литература:
1. Ратанова Т. А. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников / Т. А. Ратанова, Э. В. Лихачева // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30, N 3. - С. 39-51
2. Прихожан А.М. Тревога у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. / А.М. Прихожан. - М.: МПСИ, 2000.
3. Психологиячеловека от рождения до смерти // Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак. 2001.