Диагностика развития детей, а не отбор одаренных
Проблем с воспитанием в школе много. И мы, учителя, привыкли винить в этом детей. Мы считаем, что многие наши ученики очень ленивы, упрямы и не желают прислушиваться к нашим мудрым советам. Не смотря на то, что родители, воспитатели и учителя ругают, наказывают и хвалят своих учеников - результат очень незначительный. Ребенок в школе - полноценный партнер, способный взаимодействовать с родителем, учителем и воспитателем в целях обучения. В общем-то ребенок готов к самодисциплине и самообразованию а мы, взрослые, можем построить с ним взаимоотношения на основе дружбы, понимания и уважения.
Увы,1-е Сентября назвать настоящим праздником можно только однажды — когда чадо идёт в школу «первый раз в первый класс». А дальше с каждым годом всё больше сомнений: каникулы закончились — какой же это праздник, когда все нормальные люди печалятся?
Ситуация когда ребенок с неохотой ходит в школу, самая узнаваемая. Иногда в опросниках по мотивации мы можем напрямую прочитать - уж лучше сидеть мне дома. "Не хочу я в эту вашу школу!"Иногда и родители не в силах принять отказ ребенка ходить ему в школу или не ходить:
* отрицание чувств: "Мы выбрали для тебя самую лучшую школу, а ты не хочешь!"
* философский ответ: "Что поделаешь? Все должны закончить среднюю школу..."
* совет: " Улыбнись себе и всё будет не так плохо!"
* множество вопросов: "А почему ты не хочешь? Тебя обижают одноклассники? Или учитель груб с тобой? Не понимаешь заданий, которые дают? Боишься отвечать у доски, на контрольной?
* приказ: "Ну-ка, никаких нюней! Надо значит надо!
(Фабер А.Мазлиш Э.)
Александр Асмолов в статье "Хедхатинг всей страны: от интеллектуального потенциала школы - к инновационному потенциалу общества" замечает, что "От социального и педагогического невнимания, от равнодушия в школе,вузе, обществе гаснут будущие мастера ...В итоге с ними происходит метаморфоза,прямо противоположная судьбе Гадкого утенка из сказки Г.Х.Андерсена; превратившись в школьном дворе из гадких утят в прекрасных лебедей, расплачиваются личными драмами и трагедиями за свою интеллектуальную акселерацию. Особенно резко подобные драмы одаренных детей могут наступить у тех, чей жизненный путь превращается в узкоколейку профильного обучения в старших классах школы. При всей важности профильного обучения как среды развития специальных способностей оно сужает возможности вариантов развития личности ребенка в том случае, если школа утрачивает свою миссию в мире информационных, технологических и социальных перемен - миссию школы универсального образования, школы развития общей одаренности личности ребенка. В каждом ребенке есть таланты. Программа поиска и поддержки дейтей и молодежи, мотивированных к познанию и творчеству - это программа надежды. Эта программа должна основываться на диагностике развития детей, а не на диагностике отбора"[c.5-6].
Литература:
Научно публицистический журнал "Образовательная политика" № 7-8(45-46) 2010.