Нотки творчества в процессе обучения химии
Много ли надо школьнику для счастья? Оказывается, самую малость! Только на один шаг отступи от обычного урока, и он уже весь светится от радости. Значит, интересно!
Поставив перед собой задачу развития творческих способностей учащихся на уроках химии, я столкнулась с рядом проблем. Вся современная система образования нацелена на формирование логического мышления. В детстве же формируется в основном мышление образное. Добиваясь доминирования левополушарного стиля мышления, мы в итоге ограничиваем развитие личности, ведь с правополушарным стилем мышления связаны не только чувственное восприятие, художественное мышление, но и творчество.
Негибкое, ограниченное мышление не может правильно отражать внешний мир: в мире нет застывших, неподвижных явлений; всё существующее меняется, развивается, несёт в себе противоречия, переходит из одного состояния в другое и обратно.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И.Тютчев.
Разрешать эти проблемы на уроках химии мне помогает поэзия.
Грош цена химии, если она застилает всё остальное: шорох леса, краски заката, звон капели. Это просто какая-то усечённая химия. Я, например, в неё не верю. Любая замкнутость прежде всего свидетельствует об ограниченности. Химик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой химик.
Но поэзию нужно воспринимать не как красивую рамочку для уроков химии, а как волшебный луч, способный оживить, одухотворить, сделать ярче краски научной картины мира.
Так, например, в предложенных ниже вопросах использованы произведения А.С. Пушкина.
…Полна народу зала,
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота.
Если у танцующих в таких условиях людей измерить рН крови, то её среда окажется не близкой к нейтральной, а слабокислотной. Почему?
(В крови увеличивается концентрация углекислого газа. Равновесие реакции между углекислым газом и водой сдвигается вправо, в сторону образования гидрокарбонат - иона и иона водорода).
Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?
Где мнёте вешние цветы?
Взлелеяны в восточной неге,
На северном печальном снеге
Вы не оставили следов.
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье.
Какое покрытие для пола более благоприятно для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему?
(На ковровом покрытии скапливается много пыли, линолеум может выделять вредные вещества. Крашеные полы наиболее безобидны ).
…во мгле печальной
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
Древние греки и римляне принимали горный хрусталь за окаменевший лёд. Каков его химический состав? (Горный хрусталь – разновидность кварца, т.е. его состав – диоксид кремния).
…Тогда услышал я (о, диво) запах скверный
Как будто тухлое разбилося яйцо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе зажав, отворотил лицо…
О каких соединениях серы упоминается в стихотворении?
(О сероводороде – газе с отвратительным запахом; о диоксиде серы, который с глубокой древности использовали для дезинфекции (окуривание горящей серой)).
Химия, словно прелестная женщина: ее можно любить, ее можно ненавидеть, но ею нельзя не восхищаться! И если математику называют «Царицей наук», то химию по праву можно назвать королевой жизни!
И в честь её Величества был проведён урок – бал «Типы химических реакций», с использованием классической музыки и стихотворений собственного сочинения. Изучение нового материала, цель, подведение итогов урока, дифферецированное домашнее задание – всё приведено в стихотворной форме.
Мы приглашаем всех на бал во славу королевы
И превращений чудных вам покажем ряд.
И каждый танец бала, несомненно,
Надолго в памяти останется у Вас.
Танец 1: «Горение магния».
А вот и магний - «светский лев» :
Придворных дам сердец разбил немало.
Он так блестит! Он так горит!
Куда угнаться бедным дамам!?
Всех ослепил в одно мгновение,
Была это реакция соединения.
Танец 2: «Взаимодействие натрия с водой»
Ах, натрий! Как с водой он смел!
В порыве вальса закружился,
Вода смутилась, покраснев,
Её признанья он добился.
Причина водного смущения,
Наверняка, реакция замещения.
Танец 3: «Взаимодействие раствора хлорида калия с раствором нитрата серебра»
Вот в полонезе калия хлорид
С нитратом серебра дерзит,
Одно движенье рук… и вот
Осадок белый с ним дает.
Так от чего же эта перемена?
Да это же реакция обмена!
Танец 4: «Разложение бихромата аммония»
Вот бихромат: оранж, красив.
Однако, он весьма ревнив.
И стоит лишь его поджечь,
Вулкан дымит, как будто печь.
Реакцию назвали разложеньем.
И чувства все свои спалив,
Как - будто мантией зеленой
Свои волнения прикрыв,
Он холоден и кажется спокойным.
В качестве закрепления были исполнены этюды: реакции соединения, разложения, обмена и замещения под музыку П.И.Чайковского «Танец маленьких лебедей».
Другой урок – творческий отчёт «Путешествие в мир химии» также представлен в поэтической форме.
13 слайд
Довольно часто на уроках я использую занимательные задачи, изменяя их содержание так, чтобы побудить в каждом ребёнке желание творить.
Задача 1. Сколько граммов глицерина попало в организм серому коту Матросу, если он слизал из блюдца 80г мороженого с жирностью 15% ?
Реакция распада жира в организме идёт согласно уравнению:
С15Н26О6+ 3Н2О С3Н8О3 + 3С4Н8О2
жир (сливочное глицерин масляная
масло) кислота
Задача 2. Какой объём (н.у.) углекислого газа заполнит помещение кухни, если Петя в отсутствие родителей решил прокалить на газе 700 г толчёного мела, в котором 2% примесей? (Так он решил проверить правдивость утверждения своего учителя химии о необходимости проветривания помещения, где проводится такой опыт). Что произойдёт, если Петя не откроет форточку?
Задача 3. Сколько граммов глюкозы усвоило пушистое, серое, усатое создание, стащив со стола 50 г шоколада, где сахара было 20%?
В органах пищеварения сахар разлагается на глюкозу и фруктозу согласно уравнению.
С12Н22О11 + Н2О С6Н12О6 + С6Н12О6
сахар глюкоза фруктоза
я ещё раз хочу подчеркнуть, что знания – дети удивления и любопытства, поэтому
...Когда мы любуемся цветущими
благоухающими орхидеями, то
восхищаемся молекулами.