Нотки творчества в процессе обучения химии

Букарь Наталья Викторовна

Много ли надо школьнику для счастья? Оказывается, самую малость! Только на один шаг отступи от обычного урока, и он уже весь светится от радости. Значит, интересно! 

     Поставив перед собой задачу развития творческих способностей учащихся на уроках химии, я столкнулась с рядом проблем. Вся современная система образования нацелена на формирование логического мышления. В детстве же формируется в основном мышление образное. Добиваясь доминирования левополушарного стиля мышления,  мы в итоге ограничиваем развитие личности, ведь с правополушарным стилем мышления связаны не только чувственное восприятие, художественное мышление, но и творчество.

Негибкое, ограниченное мышление не может правильно отражать внешний мир: в мире нет застывших, неподвижных явлений; всё существующее меняется, развивается, несёт в себе противоречия, переходит из одного состояния в другое и обратно.

                                                                               

 

 

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев.

 

Разрешать эти проблемы на уроках химии мне помогает поэзия.

Грош цена химии, если она застилает всё остальное: шорох леса, краски заката, звон капели. Это просто какая-то усечённая химия. Я, например, в неё не верю. Любая замкнутость прежде всего свидетельствует об ограниченности. Химик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой химик.

    Но поэзию нужно воспринимать не как красивую рамочку для уроков химии, а как волшебный луч, способный оживить, одухотворить, сделать ярче краски научной картины мира.

    

Так, например,  в предложенных ниже вопросах использованы произведения А.С. Пушкина.

 

 

 

…Полна народу зала,

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум, и теснота.

 

Если у танцующих в таких условиях людей измерить рН крови, то её среда окажется не близкой к нейтральной, а слабокислотной. Почему?

(В крови увеличивается концентрация углекислого газа. Равновесие реакции между углекислым газом и водой сдвигается вправо, в сторону образования гидрокарбонат - иона и иона водорода).

 

 

 

 

Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?

Где мнёте вешние цветы?

Взлелеяны в восточной неге,

На северном печальном снеге

Вы не оставили следов.

Любили мягких вы ковров

Роскошное прикосновенье.

 

Какое покрытие для пола более благоприятно для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему?

(На ковровом покрытии скапливается много пыли,  линолеум может выделять вредные вещества. Крашеные  полы наиболее безобидны ).

 

 

…во мгле печальной

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

 

Древние греки и римляне принимали горный хрусталь за окаменевший лёд. Каков его химический состав? (Горный хрусталь – разновидность кварца, т.е. его состав – диоксид кремния).

 

 

 

 

…Тогда услышал я (о, диво) запах скверный

Как будто тухлое разбилося яйцо,

Иль карантинный страж курил жаровней серной.

Я,  нос себе зажав, отворотил лицо…

 

О каких соединениях серы упоминается в стихотворении?

(О сероводороде – газе с отвратительным запахом; о диоксиде серы, который с глубокой древности использовали для дезинфекции (окуривание горящей серой)).

 

 

 

Химия, словно прелестная женщина: ее можно любить, ее можно ненавидеть, но ею нельзя не восхищаться! И если математику называют «Царицей наук», то химию по праву можно назвать королевой жизни!

 

 

 

 

И в честь её Величества был проведён урок – бал «Типы химических реакций», с использованием классической музыки и стихотворений собственного сочинения. Изучение нового материала, цель, подведение итогов урока, дифферецированное домашнее задание – всё приведено в стихотворной форме.

 

Мы приглашаем всех на бал во славу королевы

И превращений чудных вам покажем ряд.

И каждый танец бала, несомненно,

Надолго в памяти останется у Вас.

 

 

 

 

 

Танец 1:  «Горение магния».

А вот и магний - «светский лев» :

Придворных дам сердец разбил немало.

Он так блестит! Он так горит!

Куда угнаться бедным дамам!?

Всех ослепил в одно мгновение,

Была это реакция соединения.

 

 

 

 

Танец 2: «Взаимодействие натрия с водой»

Ах, натрий! Как с водой он смел!

В порыве вальса закружился,

Вода смутилась, покраснев,

Её признанья он добился.

Причина водного смущения,

Наверняка, реакция замещения.

 

 

 

 

Танец 3: «Взаимодействие раствора хлорида калия с раствором нитрата серебра»

Вот в полонезе калия хлорид

С нитратом серебра дерзит,

Одно движенье рук… и вот

Осадок белый с ним дает.

 

Так от чего же эта перемена?

Да это же реакция обмена!

 

 

 

 

Танец 4: «Разложение бихромата аммония»

Вот бихромат: оранж, красив.

Однако, он весьма ревнив.

И стоит лишь его поджечь,

Вулкан дымит, как будто печь.

Реакцию назвали разложеньем.

И чувства все свои спалив,

Как - будто мантией зеленой

Свои волнения прикрыв,

Он холоден и кажется спокойным.

 

В качестве закрепления были исполнены этюды: реакции соединения, разложения, обмена и замещения под музыку П.И.Чайковского «Танец маленьких лебедей».

 

 Другой урок – творческий отчёт «Путешествие в мир химии» также представлен в поэтической форме.

 

13 слайд

 

Довольно часто на уроках я использую занимательные задачи, изменяя их содержание так, чтобы побудить в каждом ребёнке желание творить.

 

 

 

 

   Задача 1. Сколько граммов глицерина попало в организм серому коту Матросу, если он слизал из блюдца 80г мороженого с жирностью 15% ?

  Реакция распада жира в организме идёт согласно уравнению:

imageС15Н26О6+ 3Н2О      С3Н8О3 + 3С4Н8О2

жир (сливочное                            глицерин          масляная

       масло)                                                                   кислота

 

 

 

 

   Задача 2. Какой объём (н.у.) углекислого газа заполнит помещение кухни, если Петя в отсутствие родителей решил прокалить на газе 700 г толчёного мела, в котором 2% примесей? (Так он решил проверить  правдивость  утверждения своего учителя химии о необходимости проветривания помещения, где проводится такой опыт). Что произойдёт, если Петя не откроет форточку?

 

 

 

 

 

   Задача 3. Сколько граммов глюкозы усвоило пушистое,  серое,  усатое создание, стащив со стола 50 г шоколада, где сахара было 20%?

  В органах пищеварения  сахар разлагается на глюкозу и фруктозу согласно уравнению.

imageС12Н22О11 + Н2О      С6Н12О6 + С6Н12О6

        сахар                                       глюкоза           фруктоза

 

 

  я ещё раз хочу подчеркнуть, что  знания – дети удивления и любопытства, поэтому

 

...Когда мы любуемся цветущими

благоухающими орхидеями, то

восхищаемся молекулами.