Использование интегральной технологии в образовательном процессе.
В современном образовательном процессе с каждым годом все большее внимание уделяется новым педагогическим технологиям. В данной статье я расскажу об одной из таких технологий - интегральной. Принцип заключается в том, что раздел материала изучается блоками, среди которых обязательно должен быть блок повторения и закрепления материала. Даннаятехнология в основном расчитана на"середнячков" и даже "слабоуспевающих".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_integralnoy_tekhnologii.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интегральная технология обучения».
Данная технология разработана Вячеславом Валерьяновичем Гузеевым для средней школы. Основной единицей учебного процесса интегрального типа служит не отдельный урок, а целый блок уроков по теме.
Изучение нового материала большим массивом во всей системе его связей вызывает на поверхность организационные проблемы. В школе всегда есть значительный контингент учеников, которые по данной теме ограничатся материалом, соответствующим образовательному стандарту, общеобязательным минимумом. Насыщение содержания информацией «не для всех» приведёт к провисанию таких учеников, появлению у них значительных трудностей в отборе необходимого, да и просто потере всякого понимания происходящего и обсуждаемого. Следовательно, нужно ограничиться и учителю. При изучении нового материала в начале блока внимание уделяется только общеобязательному — основному объёму, как мы будем его называть. Кроме того, выдача сейчас материала дополнительного объёма, отсроченная от закрепления, повлечет необходимость дополнительного повторения, то есть непроизводительным потерям времени.
Принцип деятельности требует, чтобы изученный обязательный
материал немедленно был отработан на задачах. Поскольку речь идет
о задачах минимального уровня планируемых результатах обучения,
то умение их решать должно быть, отработано до автоматизма. Назовём эту часть «тренинг-минимум».
Прежде чем перейти к обучению на последующие уровни, необходимо познакомить учеников с необходимой информацией дополнительного объема, обеспечивающей работу на общем и тем более продвинутом уровнях. Поэтому в структуре блока уроков появляется ещё один модуль изучения нового материала, в рамках которого можно заняться дифференцированным обучением, где и будут реализованы идеи систем задач, соответствующих планируемым результатам, групповые способы организации обучения, идеи развития как относительно изучаемого курса, так и личностного. Здесь учитель будет отслеживать схему развития, динамику групп. Эту часть закрепления автор называет РДО — развивающим дифференцируемым обучением.
В результате проведённой автором теоретической работы получилась структура блока уроков, очень мало похожая на свою прародительницу — лекционно-семинарскую систему. Это и есть типовая структура блока уроков интегральной технологии обучения. Типовая — значит, наиболее частая. Возможны ее редуцированные варианты, возможно членение модулей на части, перебивка их другими, выпадение каких-то модулей на разных этапах учебного периода. Но среднестатистический блок уроков выглядит именно так, как показано в таблице:
Типовой блок уроков.
№ | Модуль блока уроков | Содержание |
1. | Вводное повторение. | Самая лучшая форма проведения – беседа. Учитель задает ученикам целесообразно подобранные вопросы, а они, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в своей памяти все необходимое. |
2. | Изучение нового материала обязательного объема. | Для этого модуля предпочтительная лекция. Основной материал (обязательный минимум) подается большим массивом. |
3. | Тренинг-минимум. | Модуль предназначен для тренировки умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. |
4. | Изучение нового материала дополнительного объема | Почти идеальной формой изучения является семинар. Составляется программа семинара, подбирается литература, по каждому вопросу назначаются докладчик, содокладчик, оппонент. |
5. | Закрепление через развивающее дифференцированное обучение. | Активно используется групповая работа. Для этого модуля создана новая форма урока – семинар-практикум. Каждая группа выполняет свои задания, при чем разного уровня, затем все вместе обсуждается. |
6. | Обобщающее повторение. | Форма проведения – консультация. «Тридцать вопросов учителю». Класс делится на групп, им предлагается за 10 минут составить по 30 вопросов к пройденной теме. Затем в форме эстафеты даются ответы на эти вопросы. |
7. | Контроль. | Контрольная работа содержит 2-3 задания минимального уровня, 1-2 задания 1-го уровня, 1 задание 2-го уровня. Задания выполняются строго по порядку от первого к последнему. Проверяется работа до первой ошибки. |
8. | Коррекция. | По оценке ученик локализует свою ошибку с точностью до уровня. На этом уроке ученики могут объединяться в группы и сообща искать ошибки в своих работах. Ученики, получившие высший балл, могут решать нестандартные задачи или помогать товарищам в поиске и коррекции ошибок. |
Особо хочется сказать о том, какое место автор технологии отводит домашним заданиям. В рассмотренных структурах уроков можно было обнаружить отсутствие задавания на дом и проверки домашних заданий. Это не случайность, а отражение особенностей домашней работы учащихся в интегральной технологии, в которой домашние задания с урока на урок почти не встречаются, а если задаются, то не обязательно всем — может быть всего нескольким ученикам в классе, но проверяются обязательно у каждого ученика, которому задаются. В наших условиях оказалось, что с возрастной границы приблизительно в 12-13 лет эффективнее задавать домашнюю работу сразу на весь блок уроков в его начале. Домашнее задание предлагается учащимся на границе изучения нового материала (основной объём) и первого закрепления (тренинг-минимум) сразу после того, как изложено основное содержание материала и даны образцы решения задач минимального уровня. Само задание представляет собой множество задач, состоящее из трёх частей: Минимум, Уровень I, Уровень 2 (слова «общий» и «продвинутый» до сведения учащихся не доводятся и в общении с ними учителем не употребляются: для учеников Уровень 1 — "на четыре", Уровень 2 — ""на пять"). Все эти задачи размещаются на стенде и одновременно служат двум целям: составляют домашнее задание и знакомят учеников с планируемыми результатами обучения. Одновременно с заданием сообщается дата урока обобщающего повторения, чтобы ученики знали, каким временем они располагают, поскольку за этим уроком последует контрольный, а за ним — урок коррекции, и изучение темы закончится.
Каждый ученик имеет право:
• самостоятельно планировать свою домашнюю работу и по времени, и в объёме;
• выполнять любую часть, любую часть любой части, не выполнять ничего;
• расширять и дополнять задание задачами из других источников в расчёте на помощь учителя как эксперта.
После того, как задание обнародовано, учитель не возвращается к нему, не проверяет, не напоминает вплоть до урока обобщающего повторения, на котором ученики могут задать любые вопросы в связи со своей домашней работой.
Теперь рассмотрим, где и какие оценки может получить ученик на протяжении блока уроков. На уроке вводного повторения возможны любые оценки, так как рассматривается ранее изученный материал, уже освоенный учениками на разных уровнях. При изучении нового материала основного объема оценки не ставятся, поскольку здесь основную роль играет учитель. Возможны в виде исключения высокие поощрительные оценки за неожиданный вопрос, красивый пример, не приводившийся учителем и тому подобное. На уроках тренинга-минимума оценки также не ставятся, так как здесь отрабатываются умения решать задачи минимального уровня и оценками могут быть только «тройки». Кроме того, отсутствие оценок на этом этапе позволяет снять у ученика страх ошибки, страх выхода к доске, позволяет каждому ученику активно участвовать в работе над задачами. Эти «тройки» могут быть поставлены ученику по его просьбе. На следующем уроке – семинаре – все его участники получают оценки и, как правило, высокие, так как они тщательно готовятся к выступлениям и, кроме того, пользуются консультациями учителя. Далее мы попадаем на второе закрепление. Это уроки в форме семинара-практикума и оценок на них ставится огромное количество. За урок ученик может поработать в двух группах, индивидуально, участвовать в обсуждениях или общеклассном решении задач – все это оценивается. К окончанию этого модуля у ученика набирается относительно много оценок. Учитель вычисляет среднюю по ним всем и эта средняя будет тем точнее и объективнее, чем больше оценок было у ученика к этому моменту в блоке уроков. Эта средняя оценка ставится в клетку обобщающего повторения, которая не содержит собственных оценок, ибо проводится этот урок в форме консультации. С того момента, как средняя относительная оценка за работу в блоке уроков поставлена в клетку обобщающего повторения, все предыдущие оценки, полученные учеником в этом блоке, хотя и остаются в классном журнале, перестают существовать.
Оценка, полученная учеником на уроке контроля, уже иная — она абсолютна, так как отражает точно достигнутый учеником уровень. Когда подойдёт время ставить итоговую оценку за учебный период (четверть, полугодие, год), учитываться будут от каждого блока уроков две оценки — средняя относительная в клетке урока обобщающего повторения и абсолютная контрольная. Таким образом, в интегральной технологии используется комбинация двух количественных оценочных шкал.
В заключение описания интегральной технологии — несколько слов о компьютерной поддержке. Эта технология — одна из немногих, где применение компьютера является естественным и необходимым. Это применение двояко.
В первом закреплении — тренинге-минимуме — компьютер используется как обучающая машина. Успешность тренинга во многом определяется возможностью обеспечить каждому ученику
• индивидуальный набор задач (упражнений),
• индивидуальный темп работы,
• полную самостоятельность выполнения работы и при этом
• непрерывный контроль и управление.
Во втором закреплении — развивающем дифференцированном обучении — компьютер применяется как средство усиления интеллекта для групп, работающих над задачами общего и особенно продвинутого уровней.
Заметим всё-таки, что отсутствие компьютеров делает работу учителя более трудоёмкой, но ничего не портит. И вообще замечено, что в интегральной технологии почти ничего нельзя испортить, поскольку отказ в силу каких-либо причин от некоторых её элементов чаще всего просто приводит к какой-нибудь из существующих и вполне эффективных технологий.