Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках химии. Современные педагогические технологии.
Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках химии.
Современные педагогические технологии.
Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-Петербурга Куцапкина Людмила Васильевна.
Эпиграф: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - К.Д. Ушинский
Универсальные учебные действия (УУД)- это навыки, которые нужно научиться закладывать уже в начальной школе. УУД модно сгруппировать в четыре основных блока:
- Познавательные (включающие действия поиска, отбора, исследования и структурирования нужной информации, а также моделирование изучаемого содержания).
- Личностные - позволяют сделать учение более осмысленным, связывая его с реальными жизненными целями и ситуациями.
- Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью путем постановки целей, контроля, коррекции своих действий, а также оценки успешности усвоения изучаемого материала.
- Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.
Однако, при планирования уроков каждому учителю необходимо учитывать взаимосвязь уровня УУД с состоянием здоровья детей, навыками их общения со сверстниками, умением учащихся слушать и, главное, слышать учителя, с умением ставить задачи, задавать вопросы, со стремлением к знаниям, желанием принимать и решать учебные задачи, поведением на уроке и др.
Мы все знаем, что наиболее распространенным и популярным у большинства учителей типом урока является комбинированный. Попробуем рассмотреть его с новыми изменениями, которых требует современный подход к уроку и выделить самые распространенные универсальные учебные действия (УУД), которые при этом формируются:
Начало урока. Объявление темы урока формируют сами учащиеся ( функцией учителя будет подвести их к этому). УУД- общеучебные, коммуникативные, регулятивные.
Сообщение целей и задач: Их ставят сами учащиеся, при этом четко понимая границы своих знаний и незнаний. УУД- регулятивные, коммуникативные, целеполагания.
Планирование: Учащиеся сами (учитель только направляет и советует) составляют план достижения цели. УУД- планирования, регулятивные.
Практическая работа учащихся: Учащиеся осуществляют учебные действия по составленному плану (здесь модно работать как индивидуально, так и в группах). УУД- познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Осуществление контроля: Контроль осуществляют сами учащиеся (это само- и взаимоконтроль). УУД- регулятивные контроля и самоконтроля, коммуникативные .
Осуществление коррекции: Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы, вызвавшие у них затруднения и находят ответы (функция учителя- консультации и советы, в случае сильное затруднения- помощь.) УУД- коммуникативные, регулятивные, коррекции.
Оценивание учащихся: Исходя из результатов, учащиеся дают оценку и себе (самооценка) и товарищам. УУД- регулятивные оценивания и самооценивания, коммуникативные.
Итог урока: Проводится рефлексия (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…) . УУД- познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Домашнее задание: За учеником оставляется право выбирать из заданий, предложенных учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого. УУД- познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Все изложенное выше- это УУД в обобщенном виде. При планировании каждого конкретного урока видно, на каком из этапов урока метапредметные результаты можно достичь при правильной организации детей на уроке. (приемы: проблемный диалог, интерактивный плакат, работа в парах (всем давно знакома), учебно-ориентированный проект, моделирование ситуации, ролевые игры, самоконтроль, коррекция знаний, обучение правильному (объективному) оцениванию и взаимооцениванию, рефлексия. Не следует забывать, что очень полезно направлять детей к работе со справочными материалами, к поисковой работе по отбору материала.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод: различие состоит в деятельности на уроке как учителя, так и ученика, причем ученик на уроке становится главным. Здесь уместно вспомнить слова Уильяма Уорда: Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет». Каждый учитель- творец своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, дает нам почву для новых идей и новых творческих изюминок. Но, как мне кажется, если прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, то не спешите отказываться от них. Попробуйте найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Комментарии
УУД
Но, как мне кажется, если прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, то не спешите отказываться от них. Попробуйте найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде