Формирование личной позиции ученика через развитие критического мышления путем поиска аргументированного решения

Безгласная Ирина Григорьевна

Формирование личной позиции ученика через развитие критического мышления путем поиска аргументированного решения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование личной позиции ученика через развитие критического мышления путем поиска аргументированного решения. Безгласная Ирина Григорьевна Учитель истории и обществознания МБОУ-СОШ №7 Хутора Бойкопонура Калининский район Краснодарский край

Слайд 2

Развитие аргументированного критического мышления, определяющего статус человека в окружающем мире - это одна из наиболее важных задач современной педагогики.

Слайд 3

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, индивидуальное, но требующее публичности.

Слайд 4

Технология критического мышления направлена на: - освоение базовых навыков открытого информационного пространства, - развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие .

Слайд 6

Основные стадии критического мышления

Слайд 7

Первая стадия технологии развития критического мышления – стадия ВЫЗОВА Деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний, активизацию их деятельности и мотивацию к работе

Слайд 8

Вторая стадия технологии развития критического мышления – стадия осмысления новой информации Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме, на сохранение знания от старого к новому

Слайд 9

Третья стадия технологии развития критического мышления – рефлексии Учитель возвращает к первоначальным записям, что бы внести дополнения, изменения и предлагает творческие задания по новой теме

Слайд 10

Технология , открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями , представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, а также базовые навыки человека открытого информационного пространства.

Слайд 11

Технология проблемного обучения Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.

Слайд 13

На своих уроках чаще всего применяю два образовательных инструмента: технологию критического мышления и технологию проблемного обучения. Реализация на практике таких уроков вызывает особый всплеск мотивации у детей на уроках, особенно в младших классах.

Слайд 14

Преимущества технологии проблемного обучения заключаются в следующем: данная технология способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Слайд 15

Технология проблемного обучения дает школьнику: - стимулирует мотивацию учения ; - повышает познавательный интерес ; - формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления ; -развивает творческие способности; - формирует убеждения; - развивает коммуникативные компетенции .

Слайд 16

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники.



Предварительный просмотр:

Формирование личной позиции ученика через развитие критического мышления путем поиска аргументированного решения.

Безгласная Ирина Григорьевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ-СОШ №7

хутора Бойкопонура

2023 год

Содержание

Введение    

  1. Технология критического мышления в формировании личностной позиции ученика…………………………………………………………    3
  2. Применение технологии проблемного обучения……………………..     3
  3. Сотрудничество педагогических технологий в контексте функциональной грамотности…………………………………………...  5
  4. От теории к практике …………………………………………………….  6

Заключение ………………………………………………………………………. 7

Список литературы ……………………………………………………………….8                      

Введение

     В формировании личности важное значение имеет самоопределение, выражение своего «Я», определение личной позиции по отношению к происходящим вокруг событиям или к окружающим людям. В раннем возрасте человек начиняет определять себя как  участника социальных отношений. Это происходит ближе к трем годам. Именно к этому возрасту малыш впервые понимает, что он – это именно он, и начинает говорить о себе не «Лиза идет гулять», а «Я иду гулять». К трем годам у ребенка начинает формироваться самостоятельность и независимость, в его сознании происходит радикальное изменение – он начинает понимать: «Девочка Лиза- это я».

     Для определения собственной позиции необходимо уметь ее аргументировать, приводить доводы, опираясь на определенные знания, умения. Развитие аргументированного критического мышления, определяющего отношение человека к окружающему миру - это одна из наиболее важных задач современной педагогики. Сегодняшний темп жизни постинформационного общества не терпит промедлений, не прощает безынициативность и неготовность к быстрым качественным изменениям.

     В концепции модернизации  российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных аргументированных решений. Работа педагога направлена сегодня на формирование людей  с новым типом мышления, людей инициативных и творческих.  Эти задачи реализуются в условиях активной деятельности учащегося при правильном выстраивании учебного процесса педагогом.

     Систематическое применение на уроках истории таких образовательных инструментов, как  метод развития критического мышления, использование элементов технологии проблемного обучения, работа над формированием у обучающихся функциональной грамотности позволяют в целом сформировать умение учащегося четко выстраивать личную позицию в происходящих социальных реалиях. Способность уверенно и твердо  преподносить свое отношение к объекту обсуждения позволит ученику в целом корректно выражать свои мысли по отношению к окружающим, вырабатывать собственное мнение, сотрудничать и работать в коллективе, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

  1. Технология критического мышления в формировании личностной позиции ученика

     Критическое мышление есть мышление самостоятельное, индивидуальное. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации - критически мыслящий человек находит собственное решение и подкрепляет это решение разумными доводами. Критическое мышление- мышление социальное, оно стремится к публичности.

     В процессе формирования критического мышления и развития умения определять собственные позиции перед педагогом выстраиваются задачи в обучении учащихся:

-  выделять причинно-следственные связи,

-  выделять ошибки в рассуждениях,

- определять, чьи интересы и ценностные ориентации отражает источник информации,

- избегать категоричности в утверждениях,

- быть честным в рассуждениях.

     Особенности технологии критического мышления: целью образования является умение ученика управлять информацией; инициативность и формирование собственного знания ребенка; партнерские, демократические отношения между учителем и обучающимся; объективная оценка ребенка познаваемого объекта, умение аргументировать свою позицию.

  1. Применение технологии проблемного обучения

     Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

     В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.  В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они, при непосредственном участии учителя или самостоятельно, исследуют пути и способы ее решения, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, рассуждают, доказывают.

      Преимущества технологии проблемного обучения заключаются в следующем: данная технология способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

  1. Сотрудничество педагогических  технологий в контексте функциональной грамотности

     Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

     Один из компонентов функциональной грамотности – глобальные компетенции – способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление,  способность к сотрудничеству. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   

     На своих уроках  чаще всего применяю два образовательных инструмента:  технологию критического мышления и технологию проблемного обучения. Обе технологии открыты к сотрудничеству. В контексте они реализуют задачи функциональной грамотности. Реализация на практике таких уроков вызывает особый всплеск мотивации у детей на уроках, особенно в младших классах.

  1. От теории к практике

    Урок Истории Древнего мира в 5 классе по теме  «Государство на берегах Нила». Детям ставится проблемная ситуация: «Почему на самом жарком континенте – в Африке, появилось одно из первых государств? Что способствовало этому?»

    Используя технология развития критического мышления, делю урок на три основные стадии.

     Первая стадия - стадия вызова, включающая в себя мотивацию и актуализацию знаний:

- мотивация или побуждение к работе с новым информационным материалом - на презентации или на рабочем листе расположен QR код с выходом на видеоролик по теме продолжительностью до 4 минут;

- актуализация знаний (фронтальная работа) – обучающиеся вспоминают определение понятия «государство», признаки любого государства, где и когда появились первые государства?

     Вторая стадия – стадия осмысления содержания  - непосредственная работа с информацией, постановка проблемы:  почему на самом жарком континенте – в Африке, появилось одно из первых государств, что способствовало этому? Ученики выдвигают разные гипотезы и начинают работу над поиском аргументированных ответов. В итоге учащиеся подходят к главному результату своей работы - определяются с личной позицией, подтвержденной доводами. В конце урока я предлагаю детям выйти к доске и высказать свое мнение по данному вопросу. Но обязательно с несколькими аргументами в поддержку своей точки зрения. Аргументы находят самостоятельно, работая с новой темой. К уроку учителем так же подготовлены  аргументы  «за» и «против», которые предлагаются ученику на выбор. В процессе выбора предложенных вариантов учащиеся мобилизуют знания, полученные на уроке, сравнивают те аргументы, которые подготовили они сами с теми, которые им предложили. Дети, более мотивированные на получение знаний ориентируются довольно быстро. Дети с низкой мотивацией начинают читать вслух «новые аргументы», думать, размышлять и, в конце концов, им приходится сделать выбор. Их самоуверенность возрастает, когда они понимают, что выбор сделали верный. Слова одобрения со стороны учителя повышают мотивацию к дальнейшему учебному процессу. Таким образом, достигается поставленная на урок задача– формирование личной позиции обучающегося через развитие критического мышления путем поиска аргументированного решения.

     Третья стадия - стадия рефлексии: на листе обратной связи самостоятельно в форме индивидуальной работы пишут, что нового узнали на уроке и свое личное аргументированное мнение по поставленной проблеме в начале урока.

Заключение

Учитель истории и обществознания – профессия творческая, дает возможность саморазвития и самосовершенствования, что позволит привлечь к творчеству и своих учеников. Избранные мною педагогические приемы, методы, технологии целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Особенно важно помнить и понимать, что ребенок не в готовом виде получает  знания, а добывает их в совместной работе. Процесс обучения в рамках развития критического мышления научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. 

Список литературы

  1. Агашев, О. И. Критическое мышление: технология развития [Текст] / О. И. Агашев, С. И. Заир-Бек. – 2-е изд., дораб. – СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
  2. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.