«СТАДИЯ ВЫЗОВА КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
В результате образовательного процесса в условиях действия федерального государственного федерального стандарта, который направлен на развитие интеллектуального потенциала, учащийся должен стать, не побоюсь этого слова, ученым, делающим свое собственное открытие на каждом уроке гуманитарного цикла, уметь применять приобретенные теоретические и практические навыки и умения в любой предметной области. Не для кого не секрет, что современные подростки чаще всего имеют клиповое мышление, восприятие мира через короткие яркие образы. «Clip», в переводе с английского, означает фрагмент текста или отрывок видео. Большинство роликов на YouTube длятся не более 15 минут, что отучает от вдумчивого восприятия сложной и структурированной информации. Из телевизора непрерывно льётся поток разрозненных данных: вот рассказывают про новый закон, через минуту про слонёнка из зоопарка, а через две уже идёт реклама. Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую. Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношению к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий. Человек с клиповым мышлением жаждет обновления информации. Руки сами тянуться проверить новости во «ВКонтакте», посмотреть истории в Instagram, попереключать вкладки в браузере или початиться. Таким образом, педагог, который не только стремиться удержать внимание на уроке, но и вовлечь ученика в сам процесс познания, выстраивания целостной картины мира, обладающего умением учиться, сталкивается с проблемой того, что урок, который, казалось бы, выстроен конструктивно верно, не дает никаких результатов, просто не интересен учащимся. И тогда можно очень часто услышать, что история не интересна, не нужна или не хотим работать сами, «расскажите лучше Вы». И, как следствие, нет интереса к предмету. Нет интереса, нет мотивации. Нет мотивации, низкое качество обучения. С данной проблемой столкнулась, как неудивительно, с внедрением цифровых технологий. Развитие сети интернет позволил очень быстро находить необходимую информацию. Она всегда есть в интернете и нет необходимости сохранять её и, тем более, запоминать и анализировать. Современные школьники классическим книгам и текстам чаще предпочитают электронный усеченный вариант, который предназначен для решения сиюминутных задач. В результате проведения опроса учащихся 9-11 классов в 2016-2017 учебном году библиотеку, в классическом её понимании, посещали не более 10%. Систематически просматривали аналитические телепередачи не более 15% учащихся, изучали аналитические статьи – 0%. Проанализировав результаты: 1. ВПР по истории в 11 классе, которые проводились в 2017 году выяснилось, что навык работы с текстовыми материалами (фрагментами документов, исторических источников, текстом учебника) сформирован: на высоком уровне – 10%, на среднем уровне – 40%, низкий уровень – 60%. Качество выполнения ВПР по истории (11 класс) составило 30%, при 100% выполнения. Конечно, можно утверждать, что результаты не плохие, но для современной школы показатели и не очень высокие; 2. промежуточная аттестация по истории учащихся 5-11 классов показала, что задания, направленные на проверку умений анализа текстовой, графической информации выполняют не более 50% учащихся; Поэтому возникает вопрос, каким образом сконструировать урок так, чтобы: 1. повысить мотивацию учащихся к изучению предмета; 2. повысить уровень умений: • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические события; • систематизировать историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического развития и т.д.; • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, таблица, аудиовизуальный ряд и т.д.), то есть решить, как выработать активную познавательную позицию. Выработка активной познавательной позиции, основанной на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанной с осмыслением и творческой переработкой информации, действием путем "проб и ошибок", работой мыслительных процессов, - это то, что как раз и предполагает исследовательская деятельность учащихся на уроке. Каждый этап учебного исследования соотносится с различными звеньями продуктивного мыслительного акта. Эта последовательность этапов и характеризует сущность методики обучения, в основе которой лежит проблемно-исследовательский метод. При планировании исследования на уроке необходимо четко представлять себе алгоритм учебного исследования, состоящего из этапов, для которых характерны определенные методы и приемы исследования: 1. мотивация, то есть сопоставление точек зрения, дискуссия; 2. исследование, для которого характерен проблемно-поисковый метод, выделение проблемы и формулировка гипотезы; 3. Обмен информацией, т.е. изложение результатов работы; 4. Организация информации, т. е. группировка и классификация результатов исследования; 5. Связывание информации, формулирование заключения о доказанности или недоказанности гипотезы; 6. Подведение итогов; 7. Рефлексия. Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности на начальном этапе обучающиеся должны овладеть следующими действиями: 1. постановка проблемы и аргументирование её актуальности; 2. формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла - сущности будущей деятельности; то есть вызвать потребность в получении новых знаний, потребность в открытии. Задача учителя создавать такую учебную ситуацию, при которой у обучающегося появится потребность (мотив) в получении новых знаний. Наиболее важным инструментом в формировании потребности в открытии становится стадия вызова, включающая мотивацию и погружение в исследование (выделение проблемы и формулировка гипотезы). Стадию вызова можно осуществить различными приемами и методами: составление списка «известной информации», рассказ – предположение, по ключевым словам, графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные суждения; перепутанные логические цепочки; рассмотрение иллюстраций, фрагментов телепередач, фильмов; мозговой штурм и т.д. При этом необходимо соблюдать последовательное включение в мыслительную деятельность, то есть следовать «от простого к сложному». На протяжении 3-х лет велась систематическая работа по внедрению данной педагогической практики в образовательный процесс. Применение практики позволило повысить качество обучения по истории. Одним из эффективных инструментов измерения результатов практики, по моему мнению, является всероссийская проверочная работа по истории, которая позволяет не только увидеть общую картину, но и оценить знания, понять, на каких темах нужно сделать акцент и преподавателям, и ученику. Всероссийская проверочная работа (ВПР) в 11 классе предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс истории на базовом уровне.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ БСШ№3
Муниципальный фестиваль педагогических и управленческих практик
Направление: модернизация содержания и технологий обучения:
практики реализации концепции преподавания на
школьном уровне.
«СТАДИЯ ВЫЗОВА КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
Лукина Людмила Владимировна
afena-21@rambler.ru
телефон 89504278371
____________________________
С условиями Фестиваля ознакомлен(-а) и согласен(-а). Организатор Фестиваля оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целях, без денежного вознаграждения автора (авторского коллектива) при проведении просветительских компаний, а также полное или частичное использование в методических, информационных, учебных и иных целях в соответствии с действующим законодательством РФ.
Богучанский район, 2021
В результате образовательного процесса в условиях действия федерального государственного федерального стандарта, который направлен на развитие интеллектуального потенциала, учащийся должен стать, не побоюсь этого слова, ученым, делающим свое собственное открытие на каждом уроке гуманитарного цикла, уметь применять приобретенные теоретические и практические навыки и умения в любой предметной области.
Не для кого не секрет, что современные подростки чаще всего имеют клиповое мышление, восприятие мира через короткие яркие образы. «Clip», в переводе с английского, означает фрагмент текста или отрывок видео.
Большинство роликов на YouTube длятся не более 15 минут, что отучает от вдумчивого восприятия сложной и структурированной информации. Из телевизора непрерывно льётся поток разрозненных данных: вот рассказывают про новый закон, через минуту про слонёнка из зоопарка, а через две уже идёт реклама. Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую.
Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношению к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий.
Человек с клиповым мышлением жаждет обновления информации. Руки сами тянуться проверить новости во «ВКонтакте», посмотреть истории в Instagram, попереключать вкладки в браузере или початиться.
Таким образом, педагог, который не только стремиться удержать внимание на уроке, но и вовлечь ученика в сам процесс познания, выстраивания целостной картины мира, обладающего умением учиться, сталкивается с проблемой того, что урок, который, казалось бы, выстроен конструктивно верно, не дает никаких результатов, просто не интересен учащимся. И тогда можно очень часто услышать, что история не интересна, не нужна или не хотим работать сами, «расскажите лучше Вы». И, как следствие, нет интереса к предмету. Нет интереса, нет мотивации. Нет мотивации, низкое качество обучения.
С данной проблемой столкнулась, как неудивительно, с внедрением цифровых технологий. Развитие сети интернет позволил очень быстро находить необходимую информацию. Она всегда есть в интернете и нет необходимости сохранять её и, тем более, запоминать и анализировать. Современные школьники классическим книгам и текстам чаще предпочитают электронный усеченный вариант, который предназначен для решения сиюминутных задач.
В результате проведения опроса учащихся 9-11 классов в 2016-2017 учебном году библиотеку, в классическом её понимании, посещали не более 10%. Систематически просматривали аналитические телепередачи не более 15% учащихся, изучали аналитические статьи – 0%.
Проанализировав результаты ВПР по истории в 11 классе, которые проводились в 2017 году выяснилось, что навык работы с текстовыми материалами (фрагментами документов, исторических источников, текстом учебника) сформирован: на высоком уровне – 10%, на среднем уровне – 40%, низкий уровень – 60%. Качество выполнения ВПР по истории (11 класс) составило 30%, при 100% выполнения. Конечно, можно утверждать, что результаты не плохие, но для современной школы показатели и не очень высокие.
Поэтому возникает вопрос, каким образом сконструировать урок так, чтобы:
1. повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
2. повысить уровень умений:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические события;
- систематизировать историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического развития и т.д.;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, таблица, аудиовизуальный ряд и т.д.),
то есть решить, как выработать активную познавательную позицию.
Выработка активной познавательной позиции, основанной на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанной с осмыслением и творческой переработкой информации, действием путем "проб и ошибок", работой мыслительных процессов, - это то, что как раз и предполагает исследовательская деятельность учащихся на уроке.
Каждый этап учебного исследования соотносится с различными звеньями продуктивного мыслительного акта. Эта последовательность этапов и характеризует сущность методики обучения, в основе которой лежит проблемно-исследовательский метод.
При планировании исследования на уроке необходимо четко представлять себе алгоритм учебного исследования, состоящего из этапов, для которых характерны определенные методы и приемы исследования:
- мотивация, то есть сопоставление точек зрения, дискуссия;
- исследование, для которого характерен проблемно-поисковый метод,
выделение проблемы и формулировка гипотезы;
- Обмен информацией, т.е. изложение результатов работы;
- Организация информации, т. е. группировка и классификация
результатов исследования;
- Связывание информации, формулирование заключения о доказанности или недоказанности гипотезы;
- Подведение итогов;
- Рефлексия.
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности на начальном этапе обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
- постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
- формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла - сущности будущей деятельности;
то есть вызвать потребность в получении новых знаний, потребность в открытии.
Задача учителя создавать такую учебную ситуацию, при которой у обучающегося появится потребность (мотив) в получении новых знаний.
Наиболее важным инструментом в формировании потребности в открытии становится стадия вызова, включающая мотивацию и погружение в исследование (выделение проблемы и формулировка гипотезы).
Стадию вызова можно осуществить различными приемами и методами: составление списка «известной информации», рассказ – предположение, по ключевым словам, графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные суждения; перепутанные логические цепочки; рассмотрение иллюстраций, фрагментов телепередач, фильмов; мозговой штурм и т.д. При этом необходимо соблюдать последовательное включение в мыслительную деятельность, то есть следовать «от простого к сложному».
На протяжении 3-х лет велась систематическая работа по внедрению данной педагогической практики в образовательный процесс. Применение практики позволило повысить качество обучения по истории. Одним из эффективных инструментов измерения результатов практики, по моему мнению, является всероссийская проверочная работа по истории, которая позволяет не только увидеть общую картину, но и оценить знания, понять, на каких темах нужно сделать акцент и преподавателям, и ученику. Всероссийская проверочная работа (ВПР) в 11 классе предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс истории на базовом уровне.
Результаты ВПР по истории
(в сравнении)
Критерии сравнения | 2017 год | 2018 год | 2020 год |
Выполнение (%) | 100% | 100% | 100% |
Качество (%) | 30% | 71% | 67% |
Как видно из таблицы, в результате применения метода удалось не только сохранить процент выполнения работы по истории, но и удерживать качество не ниже 60%.
ВПР 2020 История 11 |
|
|
|
|
Достижение планируемых результатов |
|
|
|
|
Максимальный первичный балл: | 21 |
|
|
|
Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС (ФК ГОС) | Макс балл | Красноярский край | Богучанский муниципальный район | МКОУ БСШ№3 |
1. Знание основных терминов. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 81,7 | 72,88 | 83,33 |
2. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности). | 2 | 70,25 | 66,31 | 91,67 |
3. Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения. | 2 | 71,65 | 63,77 | 58,33 |
4. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 64,54 | 55,93 | 58,33 |
5. Умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 4 | 72,28 | 66 | 85,42 |
6. Умение работать с исторической картой, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 73,8 | 60,59 | 100 |
7. Умение работать с исторической картой, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 72,8 | 62,71 | 50 |
8. Умение работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры), анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 2 | 74,11 | 65,25 | 100 |
9. Умение работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры), анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 73,0 | 60,59 | 83,33 |
10К1. Знание истории родного края. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 61,12 | 55,08 | 75 |
10К2. Знание истории родного края. Умение различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 2 | 34,61 | 29,24 | 8,33 |
11. Знание исторических деятелей. Умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 2 | 43,3 | 25,21 | 12,5 |
12. Умение устанавливать причинно-следственные связи; систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 34,66 | 18,22 | 8,33 |
Анализируя данные таблицы можно сформулировать основные выводы:
1. повысился уровень умений:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические события;
- систематизировать историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического развития и т.д.;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, таблица, аудиовизуальный ряд и т.д.);
2. появились результаты, которые говорят нам о росте заинтересованности не только историей страны, но и историей края, хотя они не очень высокие – 8,33%, но в 2017 году по заданию №10.2К выполнение составляло 0%;
3. знание исторических деятелей и т.д. (задание №11) было 0%, стало 12,5%;
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи; систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе было 0%, стало 8,33%.
Таким образом, наблюдается положительная динамика роста качества обучения истории, а значит можно сделать вывод о том, что организация исследовательской деятельности на уроках через использование стадии вызова повышает заинтересованность предметом учащихся и, как следствие, повышает результативность обучения.
Ниже приведено описание мастер-класса, который наглядно показывает, как использование различных методов и приемов позволяет «включить» обучающихся в процесс исследования на стадии вызова.
Описание мастер-класса
«СТАДИЯ ВЫЗОВА КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
Цель проведения мастер-класса
Показать использование различных методов и приемов для «включения» обучающихся в процесс исследования на стадии вызова.
Задачи мастер-класса:
- конкретизировать представление о содержании стадии вызова в структуре современного урока;
- проанализировать возможности использования различных приемов и методов на стадии вызова, создающих условия для «включения» обучающихся в процесс исследования;
- предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективности использования различных приемов и методов на стадии вызова;
- создать условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению актуальных проблем развития познавательной компетентности, учащихся в процессе обучения истории.
Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Предлагаемый фрагмент урока
Раздел: История России в XX – начале XXI века.
Тема урока: Реформы 1990-х годов: социально – экономические аспекты.
Место урока в теме: Россия на рубеже XX – XXI вв. Урок 2
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Формы деятельности: сочетание практической и лабораторной работ в группах, презентации или сообщения (в зависимости от уровня класса)
Методы: проблемный, исследовательский, наглядный.
Средства: учебник Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX - начало XXI века» для 11 класса, рабочий материал для работы в группах. Отрывок из телевизионной передачи Леонида Парфенова «Намедни».
Оборудование:
Презентация на электронном носителе, которая содержит базовую информацию по теме урока. Компьютер. Проектор
Эпиграф к уроку: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен». Конфуций (китайский философ)
Место фрагмента в уроке: стадия вызова (актуализации и мотивации)
Цель стадии вызова: последовательное включение учащихся в мыслительную исследовательскую деятельность на уроке.
Задачи этапа:
Учащиеся (участники мастер-класса) должны на данном этапе
- Определить смысл эпиграфа к уроку.
- Сформулировать тему урока на основе анализа фрагмента. телевизионной передачи Леонида Парфенова «Намедни».
- Высказать предположение о роли реформ 1990-х годов для развития российского государства и общества.
- Дать первичную оценку реформам 1990-х годов.
Описание хода фрагмента
1. Актуализация знаний учащихся. На доске или на слайде 1 записан эпиграф к уроку. Задание: Какой смысл вложил философ в данное высказывание? Подберите равнозначные слова к слову «перемены» так, чтобы не изменился смысл высказывания (изменения – преобразования – реформы). Дайте определение понятию «реформа». (Реформа - преобразование, вводимое законодательным путем. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости).
Итак, конечная цель любой реформы - укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот - увеличение доходов.
2. Проанализируйте фрагмент передачи Леонида Парфенова «Намедни» и постарайтесь сформулировать тему нашего урока. (Продолжительность фрагмента – 3 мин.). Результат: Сформулированная тема урока, например, «Реформы 1990-х годов в России» или «Гайдаровские реформы» и т.д.
3. Перед вами два оценочных высказывания по поводу реформ 1990-х. Проанализируйте их, а затем предположите, какова роль реформ в развитии российского государства и общества. Результат: в ходе обсуждения формулируется гипотеза учебного исследования «Гайдаровские реформы резко снизили уровень жизни населения и отрицательно повлияли на развитие экономики»
4. Постановка проблемного задания: «В какой цвет, «белый» или «черный», «окрасить гайдаровские реформы»? Результат: дается предварительная оценка социально-экономических реформ, проводимых в России в 90-е годы XX века (голосование карточками, результат голосования записывается на доске). Но эта оценка реформ во многом субъективная, так как основывается в большей степени на эмоциональном восприятии всего того, что вы увидели и прочитали. А наша цель – объективная оценка реформ 1990-х годов, то есть оценка, основанная на анализе различных источников информации по данной теме. (Организуется работа в группах с рабочими материалами урока)
Таким образом, используя приемы: работы с ключевым словом, анализ фрагмента телевизионной передачи и самостоятельно формулируя тему урока, первичного осмысления текстового фрагмента, содержащего противоречивые данные, выдвижения предположения (гипотезы) на начальном этапе урока, оценивая событие на уровне голосования, соблюдается последовательное включение в мыслительную деятельность, то есть «от простого к сложному».
Особенностью этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала, а также применение данного метода не только в «сильных» классах, но и в классах с низким уровнем мотивации, развития учебных навыков и умений и как результат: активизированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.
Список использованной литературы и информационных источников:
- Библиотека учителя истории. М.Т. Студеникин. Современные технологии преподавания истории в школе. М. «Владос» 2007.
- Творческая мастерская учителя. История. Технологии современного урока. 5-11 классы. В.В.Гукова, А.А. Кравченко, Л.И. Михайлова и д.р. Волгоград «Учитель» 2009.
- http://59209s036.edusite.ru/p19aa1.html Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории. Зартинова Л. А., методист Куединского РМЦ.
- wecomm.ru/structure/?idstucture=365 Активизация учебно-исследовательской деятельности учащихся пролицея на уроках истории. Солодская Н. А.
- https://externat.foxford.ru/polezno-znat/klipovoe-myshlenie-protivoyadie
«Что такое клиповое мышление».
- «Намедни». Цикл телевизионных передач. 32 серия. Автор Л. Парфенов.