ВВЕДЕНИЕ В ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И АНТИЧНУЮ КУЛЬТУРУ

Алексеева Ирина Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ В ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК  И АНТИЧНУЮ КУЛЬТУРУ

(факультативные занятия)

Латынь из моды вышла ныне:

Так, если правду вам сказать,

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать,

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

 

   Если мы возьмем небольшой текст и выделим в нем слова, которые пришли к нам из латинского языка, то довольно быстро убедимся в том, что наша обыденная речь полна слов, заимствованных именно из латыни или греческого языка.

"Директор школы вручает в классе аттестаты зрелости абитуриентам, которые затем сдают экзамены в институты. Ректор университета, деканы исторического, экономического, юридического и филологического факультетов, а также профессора, доценты, доктора и кандидаты наук, работающие на кафедрах факультетов, читают студентам и аспирантам  в аудиториях курсы лекций и проводят специальные семинары по литературе, истории, античной культуре, лингвистике, политической экономии капитализма и социализма и другим гуманитарным дисциплинам. В течение семестра студенты штудируют многие тома литературы в университетской и публичной библиотеках. Во время каникул студенты посещают театры, консерваторию, цирк, слушают оперы и классическую музыку, смотрят спектакли - комедии, драмы и трагедии, слушают программы радио и смотрят телевизор, устраивают экскурсии в музеи и другие культурные центры."  И даже, если мы отойдем от научных терминов и обратимся к повседневной жизни, то и там нас будут продолжать преследовать  древние римляне и греки - минута, январь, август, фрукт, линия, материя, мотор, фабрика и дорогой нашему сердцу компьютер. Довольно впечатляюще для "мертвого" языка. Можно попробовать просчитать все преимущества, которыми обладает  человека, владеющий этим языком: ему будет проще изучать любой другой европейский язык, он будет вполне осознанно воспринимать и использовать термины большинства наук. И поскольку латинский язык, как и математика, представляет собой вполне законченную и совершенную логическую структуру, то может быть блестящим инструментом для развития умственных способностей. Вместе с тем, знающий латынь, может брать информацию из первых рук, а не опосредовано через переводчиков, если посвятит свою жизнь изучению исторических источников, отражающих европейскую цивилизацию и культуру. Владение латинским языком всегда считалось основой европейской образованности, поскольку на этом языке Европа более двух тысячелетий создавала свою культуру, которая по праву является одной из самых выдающихся на планете. Латынь является ключом к огромным богатствам, созданным людьми античности, Средневековья и Возрождения. Кроме этого, многие современные европейские языки  (итальянский, испанский, португальский, французский, румынский) могут по праву называть латынь своей матерью. Другие языки, в их числе и русский язык, пополнили  свой словарный запас терминами науки, дипломатии, культуры, религии из этого же источника.

    Преподаватель, пытающийся ввести изучение латинского языка в школе (факультативное занятие), сразу столкнется с двумя вопросами : возрастная аудитория и выбор учебника. На старшие классы надежды мало - ребята слишком заняты подготовкой к экзаменам  - ОГЭ и ЕГЭ. Значит, остаются - 5-8 классы. И вот здесь надо быть осторожным. Тот, кто пытался  изучать латинский язык в институте, прекрасно помнит, как выглядит учебник  латыни в своей "мертвой" красоте: таблицы, тексты, где все слова нужно искать в словаре, упражнения без закрепления лексики и фрагменты древних текстов. В большинстве случаев структура учебников одинакова. Учебники, которые были в российских гимназиях до революции, тоже не подходят. Лучше всего для ребятишек 12-13 лет подходит учебник  Lingua latina per se illustrata (в нескольких частях), автор - датчанин Hans H. Ørber. Учебник написан от начала до конца на латинском языке, без какого-либо перевода. Новые слова, которые вводятся постепенно, обыгрываются либо картинками на полях, либо вычисляются из контекста (per se illustrata).

   С первой страницы дети начинают читать и понимать текст, который совершенно естественно увеличивает словарный запас, поскольку одни и те же слова в разных комбинациях ненавязчиво повторяются. Предложения наворачиваются как снежный ком. Сама книга посвящена римской семье, рабам и хозяевам, семейным делам и проблемам. Одновременно даются обзорные тексты по Риму. Тексты касаются устройства поместий, римской школы, римской армии,  и др. Все это увлекательно и порой довольно смешно. Грамматика дается ненавязчиво и очень последовательно. Для факультативных занятий с одним часом в неделю этот учебник подходит идеально. Это может быть первой ступенью к более серьезному изучению  языка.

   Очень хорошим дополнением к занятиям может быть  учебник для школ в 3-х частях - "Lingua latina. Введение в латинский язык и античную культуру" Подосинов, Щавелева. Изложение рассчитано на школьников и поэтому после каждого урока идёт небольшая занимательная статья. Охватывается, действительно, не только латынь, но культура : античная живопись, надписи из Помпей, зарождение христианства, скульптура, латинские анекдоты, ваганты,  молитвы. Замечательно, что сведения, помещенные в этот учебник, не дублируют школьный учебник истории Древнего мира, а дополняют и углубляют его, знакомя детей с античным наследием.

   Первые шаги в изучении латинского языка, наверное, самые важные. А дальше все уже будет зависеть от стойкости интереса к латинским штудиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_latinskiy_yazyk_i_antichnuyu_kulturu.docx128.87 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ В ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК  И АНТИЧНУЮ КУЛЬТУРУ

(факультативные занятия)

Латынь из моды вышла ныне:

Так, если правду вам сказать,

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать,

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

 

   Если мы возьмем небольшой текст и выделим в нем слова, которые пришли к нам из латинского языка, то довольно быстро убедимся в том, что наша обыденная речь полна слов, заимствованных именно из латыни или греческого языка.

"Директор школы вручает в классе аттестаты зрелости абитуриентам, которые затем сдают экзамены в институты. Ректор университета, деканы исторического, экономического, юридического и филологического факультетов, а также профессора, доценты, доктора и кандидаты наук, работающие на кафедрах факультетов, читают студентам и аспирантам  в аудиториях курсы лекций и проводят специальные семинары по литературе, истории, античной культуре, лингвистике, политической экономии капитализма и социализма и другим гуманитарным дисциплинам. В течение семестра студенты штудируют многие тома литературы в университетской и публичной библиотеках. Во время каникул студенты посещают театры, консерваторию, цирк, слушают оперы и классическую музыку, смотрят спектакли - комедии, драмы и трагедии, слушают программы радио и смотрят телевизор, устраивают экскурсии в музеи и другие культурные центры."  И даже, если мы отойдем от научных терминов и обратимся к повседневной жизни, то и там нас будут продолжать преследовать  древние римляне и греки - минута, январь, август, фрукт, линия, материя, мотор, фабрика и дорогой нашему сердцу компьютер. Довольно впечатляюще для "мертвого" языка. Можно попробовать просчитать все преимущества, которыми обладает  человека, владеющий этим языком: ему будет проще изучать любой другой европейский язык, он будет вполне осознанно воспринимать и использовать термины большинства наук. И поскольку латинский язык, как и математика, представляет собой вполне законченную и совершенную логическую структуру, то может быть блестящим инструментом для развития умственных способностей. Вместе с тем, знающий латынь, может брать информацию из первых рук, а не опосредовано через переводчиков, если посвятит свою жизнь изучению исторических источников, отражающих европейскую цивилизацию и культуру. Владение латинским языком всегда считалось основой европейской образованности, поскольку на этом языке Европа более двух тысячелетий создавала свою культуру, которая по праву является одной из самых выдающихся на планете. Латынь является ключом к огромным богатствам, созданным людьми античности, Средневековья и Возрождения. Кроме этого, многие современные европейские языки  (итальянский, испанский, португальский, французский, румынский) могут по праву называть латынь своей матерью. Другие языки, в их числе и русский язык, пополнили  свой словарный запас терминами науки, дипломатии, культуры, религии из этого же источника.

    Преподаватель, пытающийся ввести изучение латинского языка в школе (факультативное занятие), сразу столкнется с двумя вопросами : возрастная аудитория и выбор учебника. На старшие классы надежды мало - ребята слишком заняты подготовкой к экзаменам  - ОГЭ и ЕГЭ. Значит, остаются - 5-8 классы. И вот здесь надо быть осторожным. Тот, кто пытался  изучать латинский язык в институте, прекрасно помнит, как выглядит учебник  латыни в своей "мертвой" красоте: таблицы, тексты, где все слова нужно искать в словаре, упражнения без закрепления лексики и фрагменты древних текстов. В большинстве случаев структура учебников одинакова. Учебники, которые были в российских гимназиях до революции, тоже не подходят. Лучше всего для ребятишек 12-13 лет подходит учебник  Lingua latina per se illustrata (в нескольких частях), автор - датчанин Hans H. Ørber. Учебник написан от начала до конца на латинском языке, без какого-либо перевода. Новые слова, которые вводятся постепенно, обыгрываются либо картинками на полях, либо вычисляются из контекста (per se illustrata).

C:\Users\Ирина\Desktop\Скриншот 29-10-2019 194851.png

   С первой страницы дети начинают читать и понимать текст, который совершенно естественно увеличивает словарный запас, поскольку одни и те же слова в разных комбинациях ненавязчиво повторяются. Предложения наворачиваются как снежный ком. Сама книга посвящена римской семье, рабам и хозяевам, семейным делам и проблемам. Одновременно даются обзорные тексты по Риму. Тексты касаются устройства поместий, римской школы, римской армии,  и др. Все это увлекательно и порой довольно смешно. Грамматика дается ненавязчиво и очень последовательно. Для факультативных занятий с одним часом в неделю этот учебник подходит идеально. Это может быть первой ступенью к более серьезному изучению  языка.

   Очень хорошим дополнением к занятиям может быть  учебник для школ в 3-х частях - "Lingua latina. Введение в латинский язык и античную культуру" Подосинов, Щавелева. Изложение рассчитано на школьников и поэтому после каждого урока идёт небольшая занимательная статья. Охватывается, действительно, не только латынь, но культура : античная живопись, надписи из Помпей, зарождение христианства, скульптура, латинские анекдоты, ваганты,  молитвы. Замечательно, что сведения, помещенные в этот учебник, не дублируют школьный учебник истории Древнего мира, а дополняют и углубляют его, знакомя детей с античным наследием.

   Первые шаги в изучении латинского языка, наверное, самые важные. А дальше все уже будет зависеть от стойкости интереса к латинским штудиям.