Княгиня Ольга
В российской историографии уделялось и уделяется значительное внимание жизни и деятельности выдающихся личностей, к которым относится и княгиня Ольга. Древнерусские произведения, посвящённые ей, давно найдены, описаны и почти полностью опубликованы. В различных исследованиях, содержатся обзор, интерпретация, анализ текстов этих произведений. Но в исследованиях, в которых учёные пытаются раскрыть ту или иную часть жизни княгини, не всегда используются сравнительный анализ литературы и источников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
24.02issledovatelskaya_rabota_olga_2.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Равноапостольная княгиня Ольга – устроительница земли русской»
Выполнили: ученицы 10 «А» класса Вульф Лия, Полынцева Полина
Научный руководитель: учитель истории и обществознания Воронцова Надежда Степановна МОУ СШ №75 Красноармейского района Волгограда
Оглавление:
- Введение ____________________________________________2-3стр.
- Генеалогия___________________________________________4стр.
- Биография___________________________________________4-6стр.
- Равноапостольная княгиня______________________________6-9стр.
- Ольга – устроительница земли Руссой____________________9-10стр.
- Заключение____________________________________________10-11стр
1. Введение
В российской историографии уделялось и уделяется значительное внимание жизни и деятельности выдающихся личностей, к которым относится и княгиня Ольга. Древнерусские произведения, посвящённые ей, давно найдены, описаны и почти полностью опубликованы. В различных исследованиях, содержатся обзор, интерпретация, анализ текстов этих произведений. Но в исследованиях, в которых учёные пытаются раскрыть ту или иную часть жизни княгини, не всегда используются сравнительный анализ литературы и источников.
Образ княгини Ольги несёт в себе много тайн и вызывает много споров, поэтому подобная тема исследования является весьма актуальной для нашего времени.
Проблема исследования: В нашем современном, оснащенном новыми технологиями мире, люди забывают о своём культурно – нравственном наследии, а порой его просто не знают.
Актуальность исследования: Способствовать развитию культурно-нравственных ценностей.
Объект исследования: источники и литература, освещающая жизнь и деятельность Ольги.
Предмет исследования: образ Ольги, освещённый в источниках и литературе.
Цель исследования: какую роль сыграла Ольга для своего народа, как её деятельность повлияла на развитие Руси и каков образ женщины-правителя, женщины-мудреца, женщины-матери.
Новизна работу: в привлечении нового материала и изучении исторического прошлого нашего государства, в частности вклада княгини Ольги в развитие нашей страны.
Работу над темой исследования мы разделили на три этапа: предварительный, проведение исследования, сбор материала, оформление и демонстрация результатов своей работы.
Предварительный этап. Первоначально работая над темой исследования, мы поставили перед собой задачу – определить круг возможных источников. В качестве таковых были подобраны печатные издания по истории государства Российского, истории княгини Ольги, сведения из Интернета. Основной этап заключался в подборе материала и систематизации материала.
Итоговый этап это описание результатов исследования, оформление выводов. Кроме этого была составлена анкета для социологического опроса.
Вопросы:
1. Как звали первую русскую княгиню.
а. Ольга.
б. Ярославна.
в. Анна
2. Кто первый принял христианство на Руси.
а. Святослав.
б. Ольга.
в. Владимир.
3. Кто первый ввел уроки и погосты для сбора дани.
а. Игорь.
б. Ольга.
в. Владимир.
4. Кто крестил Русь.
а. Ольга.
б. Святослав.
в. Владимир.
Обработка ответов показала, что только на первый вопрос был получен почти 100% правильной ответ, а в остальных вопросах значимость княгини Ольги ставилась на второе или третье место. Незаслуженное забвение княгини Ольги побудило нас к исследовательской работе по данной теме и подтвердило актуальность, выбранного нами исследования .
2. Генеалогия
Генеалогическая схема:
3. Биография
Княгиня Ольга стала править Древнерусским государством после трагической гибели своего мужа – киевского князя Игоря, с которым жестоко расправились древляне за произвол при взимании дани. Она направила свою энергию на умиротворение Русской земли, а также способствовала повышению престижа Руси на международной арене. Ольга первая из русских правителей приняла христианство.
Любимый многими образ княгини Ольги в значительной степени принадлежит миру былин и приданий. О ее жизни до брака с князем Игорем практически ничего не известно. Относительно ее происхождения существует множество гипотез, написанные в «Радзиловской летописи», «Новгородская первая летопись», «Житие святой равноапостольной княгини Ольги», написанной псковским книжником Василием в 1553году. Также многие историки высказывали свои гепотезы:
Версия В. Н. Татищева
Со слов историка XVIII века В. Н. Татищева, который опирался на данные ныне утраченной «Иоакимовской летописи»», Ольга прибыла из Изборга, стоящего на реке Великой чуть выше Пскова. Татищев уверял, что древний Изборск, стоящий на реке Великой чуть выше Пскова. Татищев уверял, что древний Изборск находился на месте погоста Выбуты, или Выбутовской веси, как тогда говорили. По словам Татищева, Олег женил Игоря на девице Прекрасе, однако по неизвестным нам соображениям ее «нарек во свое имя Ольга».
Предположение Н. М. Карамзина
В « Истории государства Российского» Карамзин отметил, что, в отличие от поздних источников, автор «Повести временных лет» ничего не сообщает о происхождении Ольги. Он писал: «Обыкновения и нравы тогдашних времен, конечно, дозволяли князю искать для себя супругу в самом низком сословии людей, ибо красота уважалась более знаменитого рода… Имя ее приняла она, кажется, от имени Олега, в знак дружбы его к сей достойной княгине или в знак Игоревой к нему любви».
Любовь с первого взгляда
В середине XVI века в « Степенной книге царского родословия», составленной протопопом московского Благовещенского собора Андреем, сподвижником митрополита Макария, была приведена официальная версия знакомства Ольги с молодым князем Игорем. Там говорится, что однажды Игорь тешился охотой на псковской земле. Конь вынес его на берег реки Великой, и узрел князь на другом ее берегу «лов желанный». Переправится через реку ему помог незнакомец, плывущий в «ладьице». Присмотревшись к гребцу, князь понял, что перед ним – девица «юная и доброзрачная». С первого взгляда Игорь воспылал страстью к девушке и «разгорелся желанием к ней». Он стал говорить ей слова безстыдные и склонять ее «к сраму». Незнакомка отвечала твердо, что не даст себя в обиду: «Оставь всякое беззаконие и неправду, - сказала она. – Если сам ты уязвлен будешь всякими постыдными деяниями, то как сможешь другим воспретить неправду и праведно управлять державой своей? Знай же, что если не перестанешь соблазняться моей беззащитностью, то лучше для меня будет, чтобы поглотила меня глубина реки сей…» По преданию, простолюдинка оказалась разумнее молодого князя. Образ прекрасной перевозчицы запал ему в душу.
Вывод: просмотрев и проанализировав все версии, мы пришли к тому что
4. Равноапостольная княгиня
Равноапостольный чин - наименование православных святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.
Свой чин получила благодаря тому, что Княгиня Ольга была первой на Руси правительницей-христианкой. "Предвозвестницей христианской земли" называет ее древний летописец. Она вела неустанную просветительскую и миссионерскую деятельность по распространению христианства на Руси .
Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.
Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».
Летописный рассказ о поездке Ольги в Константинополь относится к 954-955 годам и сообщает, что отправилась княгиня «в греки» и достигла Царьграда. Византийский император Константин Багрянородный принял ее и удостоил беседой. Его поразили красота и ум гости, и он сказал, намекая на возможный супружеский союз с ней: « Достойна ты царствовать в граде с нами!» Ольга же от прямого ответа уклонилась. Она пожелала принять веру Христову и просила, чтобы император стал ее восприемником от купели. Это было исполнено. Когда же монарх вновь предложил Ольге стать его женой, она отвечала, что у христиан не приняты браки между крестными отцами и крестницами. Император оценил ее хитроумный ход и не разгневался. «И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил её, назвав своею дочерью» - сообщает «Повесть временных лет». Названная при крещении Еленой, княгиня вернулась в Киев.
В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.
Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы.
Окрестившись, Ольга пытается обратить в христиан и свою семью, сыновей, но Святослав, уже окрепший к этому времени, воспротивился желанию матери. Карамзин пишет, что «юный, гордый князь не хотел внимать её наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть христианином. Святослав ответствовал ей: «Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?» Напрасно Ольга представляла ему, что его пример клонил бы весь народ к христианству. Юноша был непоколебим в своём мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа российского и сына». Ольга даже ожидала больших опасностей со стороны язычников, что видно из ее слов патриарху: «Народ и сын мой в язычестве; дай мне Бог уберечься от всякого зла!».
У Татищева появляется ещё один персонаж - Глеб, младший брат Святослава. По Иоакимовской летописи, Святослав казнит его за веру его христианскую, уже после смерти княгини: «Он же настолько рассвирепел, что и единственного брата своего Глеба не пощадил, но разными муками томя убивал». Судя по всему, братья различались между собой по характеру: Глеб был миренным, Святослав же нет. К сожалению, других сведений о самом Глебе обнаружить не удалось.
Правительница Ольга не прибегала к открытой борьбе с язычеством, а вела неустанную просветительскую и миссионерскую работу, «уча людей вере Христовой».
Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди.
Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Владимир почти все детство провел в Киеве, рядом с бабушкой. Посещал маленький Владимир и храмы, возведенные греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал все, что рассказывала внукам бабушка.
Больше всего она хотела, чтобы ее дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.
5. Ольга – устроительница земли Русской
Внутренняя политика.
Мудрая политика и деятельность княгини Ольги имели огромное значение для укрепления государства и складывания его единой культуры. Экономическая политика затронула не только завоёванные земли, но и земли русские. При Ольге впервые появляются погосты - центры торговли и обмена. В.О. Ключевский пишет, что Ольга учредила сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады. Помимо этого на каждую землю Ольга приставила тиуна - княжеского администратора. Княгиня начала введение новой системы сбора налогов в государстве: дани и уроки. В 945 Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подобные новшества в русских землях дали возможность развиваться городам, соблюдение порядка сбора налогов с каждого погоста влияло на развитие хозяйство и обогащение казны. Ольга, действительно, является новатором в своём времени, делает шаг вперёд к цивилизованной жизни, какой она была в европейских государствах.
Внешняя политика княгини Ольги носила мирный характер. В своем правлении она стремилась дополнить внутреннее «устроение» государства повышением его политического престижа. С это целью Ольга предприняла поездку в Константинополь. Главной целью поездки было утверждение прочного союза Руси с Византией, направленного против Хазарского каганата. Позднее направила посольство к германскому королю Оттону I. Древнерусское государство в X веке настойчиво расширяла свои международные связи, стремилось ввести регулярные обмены посольствами, содействовать развитию торговли. Руси удалось стабилизировать свои отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Польшей и Чехией. Сама Ольга не развязывала войн, но давала возможность своему сыну Святославу совершать военные походы на Дунай. В своем правлении она стремилась расширить пределы государства. Особо примечательных событий во внешней политике летопись не отмечает.
6. Заключение
Из житийных рассказов известно, что Ольга была хороша собой, высоконравственна и обладала сильным характером. Ее мудрость, а подчас и хитрость позволили ей завоевать любовь и уважение мужа, воспитать сына Святослава славным продолжателем дел своего деда Рюрика. Став благочестивой христианкой, Ольга не пыталась силой насаждать на Русь новую религию. Она лишь показала личный пример перехода в веру Христову, а крестителем Русской земли стал ее внук Владимир.
Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна. своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла ... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».
Список используемой литературы:
- Повесть Временных Лет
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0_(%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F_%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F)
- http://www.portal-slovo.ru/history/35206.php
- Журнал – князья, цари и императоры России