Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования и к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейш
Третье тысячелетие в нашей стране началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государственный экзамен; профилизация школ; четырехлетнее начальное обучение и обязательное среднее (полное) общее образование и т.п.
Сама жизнь требует изменить школьное образование, систему получения знаний учащимися: от принципа "дать знания" нужно перейти к принципу "научить получать знания".
Преподавание истории и обществознания, ориентированное исключительно на академические и энциклопедичекие познания ученика, с точки зрения новых запросов рынка труда сегодня устарело. Образование дооллжно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования работодаталей.
Ключевые компетенции как результат общего образования означают готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленныой цели.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация компетентностного подхода в условиях работы школы (определение ключевых компетенций на уроках истории обществоведения).
Савченко М.В.- преподаватель истории и
обществоведения
Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государственный экзамен; профилизация школ; четырехлетнее начальное обучение; обязательное среднее (полное) общее образование и т. п.
Сама жизнь требует изменить школьное образование, систему получения знаний учащимися: от принципа «дать знания» нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения».
Преподавание истории и обществознания, ориентированное исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда сегодня устарело. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования работодателей.
Ключевые компетенции как результат общего образования означают готовность эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования и к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Используя на уроках истории и обществознания деятельностный подход к обучению, возможно достичь формирования ключевых компетенций у учащихся:
– готовность к разрешению проблем,
– технологическая компетентность,
– готовность к самообразованию,
– готовность к использованию информационных ресурсов,
– готовность к социальному взаимодействию,
– коммуникативная компетентность.
Содержание перечисленных ключевых компетенций раскрывается следующим образом:
Готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
Технологическая компетенция, то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
Готовность к самообразованию, то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
Готовность к социальному взаимодействию, то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
Коммуникативная компетенция, то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. п.) других людей, позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Содержание данных компетенций позволит гражданину успешно реализовать себя в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.
Решение этой задачи потребует введения в процесс преподавания современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащегося по достижению определенной цели и его самооценку. Претерпевает изменения и роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, модератора групповой дискуссии учащихся, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося. Такой технологией и является деятельностный подход к обучению старших школьников.
Одна из основных целей современного исторического и обществоведческого образования – это воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Достижение этой цели возможно через компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Таким образом, гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.
В самом общем виде компетентность складывается из 3-х основных структурных компонентов.
Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения. Деятельностный компонент определяется процессом становления умений на основе полученных знаний и способами реализации этих умений. Личностная (мотивационно-ценностная) составляющая представляет собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетентностей.
Есть основания полагать данную структуру общей и для гражданской компетентности. Рассмотрим эти компоненты применительно к понятию гражданской компетентности.
Когнитивный блок (знания) охватывает исследовательскую учебную компетентность. Он предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной системы знаний. В этом блоке можно выделить ряд предметов, которые позволяют сформировать гражданскую компетентность. К ним относятся история, социальные дисциплины (обществознание, право), география, краеведение. Гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, политической системе, выборах и т.д.). Ключевыми понятиями являются следующие: человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы, др. Особенностью гражданской компетентности является обобщающий характер знаний, что делает возможным их применение к конкретным жизненным ситуациям. При компетентностном подходе особенно важно, чтобы процесс получения знаний не был сведен к простой передаче фактической информации. Учащиеся должны стать активными участниками этого процесса.
Деятельностный компонент включает в себя компетентность социального выбора, компетентность социального действия, коммуникативную компетентность. Этот компонент предполагает, что гражданин владеет определенными умениями и навыками (критически мыслить, исполнять гражданские обязанности, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, владеть гражданскими знаниями и демократическими процедурами, уметь пользоваться своими правами и защищать их).
Личностная (мотивационно-ценностная) составляющая: гражданин обладает ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни, имеет свою жизненную позицию. Формирование гражданской компетентности не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей (основополагающих ценностей российской и мировой культуры), включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию. Традиционными ценностями являются патриотизм, служение Отечеству, гуманизм, приоритет духовно-нравственных ценностей по отношению к материально-прагматическим, права человека, толерантность и др.
Гражданская компетентность также может быть раскрыта через ряд других ключевых компетентностей. Уроки истории и обществознания имеют большие возможности для их формирования. Каждая из них удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность.
Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Изучение общественных дисциплин предполагает работу с историческими источниками, обращение к различным точкам зрения по отдельным событиям, развивает умения анализа, обобщения информации.
Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Формирование этой компетентности возможно на уроках, где используются активные формы деятельности учащихся.(Например, уроки – ролевые игры, конференции, дискуссии, семинары и др.)
Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения. Данная компетентность позволяет определить конкретные действия, способствует успешной адаптации к жизненным ситуациям.
Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. В данном случае приобретаются такие необходимые навыки общения, как умение слушать собеседника, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и др.
Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Вышеназванные компоненты позволяют говорить о гражданской компетентности как синтезирующей компетентности, базирующейся на целом ряде ключевых компетентностей. Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер.
Приведу некоторые примеры из собственного педагогического опыта уроков обществознания, когда подросток становится активным участником учебного процесса.
Урок-практикум «Я- потребитель».
Работа ведется в парах. На уроке используются компьютеры с выходом в интернет.
Цель : изучение закона о защите прав потребителей, формирование коммуникативной компетенции при работе в парах, компетенции социального выбора при выборе форм и методов действия и формулирования документов и исследовательской компетенции при работе с различными источниками информации.
Каждая пара получает задание:
- Вы купили некачественную обувь. Через две недели туфли стали протекать. Ваши действия.
- Вы купили телевизор. Принесли его домой, а они не работает, хотя в магазине его проверяли. Ваши действия.
- Служба доставки интернет-магазина привезла вам товар, а он не соответствует вашему заказу. (Цвет не тот). Забрать назад или обменять служба доставки отказывается. Ваши действия.
- Вы заказали кухню по индивидуальному проекту. Мастера начали работать и по договору должны были закончить работы в недельный срок. Через 2 недели кухня еще не была готова. Мастера уверяли, что вот-вот доделают. Ваши действия?
- Вам подарили сотовый телефон. На следующий день он стал «глючить». В магазине вам отказались его заменить и предложили обратиться в гарантийную мастерскую. Ваши действия?
Данная работа предполагает поиск информации в интернете, ознакомление в Законом о защите прав потребителей, выработку собственной тактики поведения, написания заявления в магазин и жалобы в необходимые инстанции. Таким образом, во время урока нахимовцы получают необходимый опыт делового общения, работы с документами и формирования навыков делового письма.
Примеров тем, позволяющих в формате деловой игры или урока-практикума можно привести достаточно много. Такими темами являются:
Урок «Я – предприниматель». Интересно, что при составлении бизнес-плана в 8 классе группа учитывает в основном материальные выгоды и не просчитывает возможные последствия кризиса. Да и определение позиций бизнес-плана формулируется на подростковом уровне. А когда эта работа дается при повторении в 11 классе, нахимовцы с удовольствием исправляют свои же собственные ошибки, находят и разрабатывают более серьезные методы работы и доказательства необходимости своих фирм. Их формулировки носят достаточно юридически грамотный характер. Ищут и находят новые формы работы, а то и просто меняют приоритеты предприятия.
Урок- проект: «Создай свою партию». На выходе мы имеем презентации групп единомышленников, которые составляют программные документы партии, определяя роль партии или движения в жизни страны и свое место в ней.
Как же можно сформулировать компетенции применительно к урокам истории и обществознания?
Наверно, актуально это будет звучать так:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Итак, на уроках истории и обществознания мы должны формировать следующие компетенции:
Учебно - познавательные компетенции:
- глубокое знание изучаемой дисциплины, включая знание истории ее развития, основных ее закономерностей, связей этой дисциплины со смежными дисциплинами, а также
связей различных разделов дисциплины между собой;
- способность критически подходить к изучаемой дисциплине, включая анализ ее внутренней логики, выявление сильных и слабых сторон этой дисциплины, анализ принятых ограничений (в том числе, и по умолчанию) и их обоснованность применительно к конкретной задаче; способность применения полученных знаний к решению практических задач;
- способность самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, включая самостоятельное определение этих источников;
-ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
-организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
-задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
-ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
-выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
-использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
Творческие компетенции:
- способность отыскивать причины тех или иных явлений, находить неизвестные связи известных величин, новые подходы к известным проблемам, выявлять возможности
практического применения закономерностей известных дисциплин в нетрадиционных ситуациях;
- способность решать нестандартные задачи, в том числе задачи из областей, внешне далеких от исходной дисциплины;
- способность выявлять основные противоречия в изучаемых вопросах и задачах; способность ставить новые задачи и проблемы.
Социально-психологические компетенции:
- способность следовать нормам принятого в обществе социального поведения, в том числе в отношениях с руководителями и подчиненными;
- способность видеть и понимать мир как единое целое, осознавать свое место в нем, включая способность целеполагания, выбора средств для достижения поставленной цели и их планомерного применения;
- способность принятия решений, в том числе и неприятных решений.
Профессиональные компетенции:
- глубокие критические знания как дисциплин, определяемых, профессиональной деятельностью, так и смежных дисциплин, включая способность самостоятельного выявления перечня смежных дисциплин;
- способность анализа основных противоречий, возникающих в рамках профессиональной деятельности, включая прогнозирование возможных будущих конфликтов;
- способность творческого решения реальных практических задач профессиональной деятельности, способность постановки новых задач.
Ценностно-смысловые компетенции:
-формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
-владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; -осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Социокультурные компетенции:
-владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
-уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
-определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
-владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
-владеть эффективными способами организации свободного времени;
-иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
-действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
-владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Коммуникативные компетенции:
-уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
-уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
-владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; -владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
-владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
-иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции:
-владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
-самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
-ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
-уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
-владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
-применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.