Интерактивные формы при изучении вопросов
Курс "обществознание" в школе своей структурой и содерданием отражает баланс интересов и компетенций государства, региона, школы, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей, интересов, что формирует правовое сознание личности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интерактивные формы при изучении вопросов
становления и развития российского государства
Преподаватель истории и обществознания НВМУ
САВЧЕНКО Марина Викторовна
Курс «Обществознания» в школе своей структурой и содержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей, интересов, что формирует правовое сознание личности учащихся.
В настоящее время, в соответствии с задачами модернизации образования, происходит значительное обновление содержания курса «Обществознание», цели которого, согласно Государственного стандарта, структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Поэтому в нем представлена новая редакция целей обществоведческого образования. Эта корректировка направлена, прежде всего, на повышение роли курса «Обществознание» в духовном и гражданском становлении личности, и, одновременно, на усиление практической направленности обучения. Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ, а значит вопросы становления и развития российского государства , развития демократии, правил жизни в демократическом государстве выступают на первый план. Не секрет, что эти темы не особенно интересы для учащихся, поэтому для выполнения основной идеи работы педагога – развитию мышления учащихся – необходимо использовать различные методы преподавания. Это могут и должны быть такие методы и подходы как интерактивный метод, компетентностный подход , политологический подход и другие.
Однако не следует забывать, что школа отделена от политики и не может быть использована для пропаганды определенных идей и идеологий. Здесь необходимо соблюдать особые принципы преподавания. Политологический подход в преподавании обществознания следует, очевидно, реализовывать в рамках гражданского образования, рассматриваемого в современной науке как специфическая область воспитательно-образовательной работы, которая значительно шире правового образования. Она включает в себя, кроме последнего, элементы политических, исторических, экономических, этических, социологических, философских и психологических знаний, отобранных и осмысленных на основе определенных ценностных ориентаций личности. Гражданское образование на уроках должно включать в себя
- методику сотрудничества педагога и учащегося
- использование наиболее эффективных форм организации занятий ( урок-дискуссия, проблемы-задания, деловые игры, практикумы, лабораторные работы);
- использование на уроках возможностей Интернета;
- работа с материалами местной и областной прессы;
- проведение политинформаций по материалам прессы;
- участие в работе школьной конференции «Шаги в науку».
Методы, которые широко используются на уроках истории и обществознания, достаточно разнообразны и способствуют формированию интереса учащихся к вопросам образования государства и становления государственности. На уроках подросток получает возможность вместе с учителем, включиться в анализ явлений, сопоставить вою позицию и позицию других, одним словом, сопереживать происходящее.
Очень важно для гражданского воспитания учащихся использовать методы формирования гражданского сознания и метод стимулирования гражданского поведения.
С целью повышения интереса учащихся к проблеме права, углубления их представлений о правовой сфере общественной жизни, формирования у них демократической правовой культуры необходимо личное вовлечение учащихся в процесс изучения темы, как бы «примеривание на себя» ряда социальных ролей во всей полнотой их прав и обязанностей. Эмоционально-личностное изучение обеспечивает лучшие результаты освоения тем, нежели простой рассказ учителя или конспектирование учащимися материала учебника.
Какие же методы мы можем использовать на уроках?
- «Мозговой штурм»;
- Мини-лекция;
- Работа в группах;
- Ролевая игра;
- Разработка проекта;
- Решение ситуационных задач;
- Инсценировка;
- Проигрывание ситуаций и др.
В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные методы. Для лучшего усвоения материала большими блоками можно использовать графические изображения.
Графические изображения учебной информации имеют разные названия:
- Опорные конспекты – оформление учебного материала в виде системы опорных сигналов;
- Зрительный ряд – набор наглядных символов-картинок, иллюстрирующих материалов и способствующий формированию ассоциативного мышления;
- «кластеры» - употребляются для работы над понятиями и составлением плана-конспекта материала.
Примером использования ИКТ на уроках истории является работа над учебными проектами. Учащиеся самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают. Это способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по истории. Благодаря использованию ИКТ происходит погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени - с другой. На выходе появляются разработанные самими учащимися презентации к урокам.
Часто при использовании методики проектной работы преподаватель может сохранить интригу урока. Так, некоторые темы по обществознанию изложены в учебниках довольно кратко, количество учебных часов на темы мало – 1 час в неделю в 8 и 9 классах, и подробно рассмотреть принципы, например, деятельности партий нет никакой возможности. Поэтому предложенный проект для учащихся 9 класса «Создай свою партию, движение» вызвал подлинный интерес и в результате нахимовцы проработали материал программ различных партий, движений, сформулировали свою собственную программу, разработали правила приема в свои партии, движения, попытались привлечь на свою сторону друзей, а также защитили кто успешно, кто не совсем – свою позицию перед товарищами. Этот проект позволил определить интересы учащихся, их приоритеты в жизни. Это не только подняло интерес к теме уроков, но и сформировало умение работать в команде.
Большой интерес вызвал проект «Защити свои права потребителя». «Закон о защите прав потребителей» в учебнике только упоминается, проработать алгоритм своих действий как потребителей в случае ущемления прав жизненно необходимо. Поэтому проект рассчитан на групповую работу и ставит задачу выработать правила действия в случае ущемления своих прав. Работа организована в форме семинара групповым методом. Предварительно группы получили набор ситуативных материалов, которые требуют решения. К семинарскому занятию они должны рассмотреть проблемы, найти правильное юридическое решение, сформулировать свои требования и методы решения. Составить исковое заявление в магазин, в суд, правильно сформулировать свои требования. Их противники должны также найти пути, позволяющие выиграть ситуацию. На уроке возможно разыграть проблему и сформулировать позиции. Данный вариант проектной деятельности позволяет всем участникам определиться в методике решения спорных вопросов и сформировать алгоритм поведения.
Проект Петроградского района « Правовая грамотность подростков» вызвал большой интерес у нахимовцев. Ими были созданы презентации по различным аспектам граждановедения : «Международное гуманитарное право», «Международный суд в Гааге», « Права ребенка и защита прав ребенка в нашей стране». По этим презентациям стало видно, какие из прав наиболее знакомы учащимся, какие акценты они ставят и как сами относятся к позиции : нет прав без обязанностей. Особую благодарность Петроградского НМЦ получила работа Николаева Григория «Коррупция: как с ней бороться», в которой рассмотрены истоки появления коррупции и методы борьбы с ней в нашей стране.
Толерантность, уважение, готовность учиться друг у друга - ценности, которые являются основой для расцвета демократических государств. Этому способствует кооперативное обучение.
В 9-ом классе при изучении темы «Политические права и свободы» школьники решают проблемы-задания, позволяющие развернуть дискуссию. При обсуждении статьи 31 Конституции РФ учащимся предлагается вопрос-задание: «В ряде стран, в том числе и в России, органы власти регламентируют время и место проведения митингов. Например, не разрешено проводить митинги на центральных магистралях, в рабочие дни недели и т.п. Не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний?».
Постановка данного вопроса позволяет выслушать множество версий и путем обсуждения подвести к выводу, что «свобода любого человека заканчивается там, где начинаются права других людей» (Ш.Монтескье).
В 10 классе при изучении темы «Политическое развитие современного общества» педагог проводит занятие в форме деловой игры: «Информирование избирателей и предвыборная агитация: вопросы правового регулирования». При проведении урока предусмотрены многие виды деятельности:
- живой разговор с представителями политических партий;
- процедура голосования;
- практическая работа с данными социологического опроса;
- разбор ситуаций, созданных на уроке самими учащимися с помощью нормативных документов.
Здесь урок-деловая игра решает главную задачу – приобретение политического опыта на основе знаний, полученных в соответствии с законодательной базой.
Большой интерес и повышение активности у школьников вызывают лабораторные работы. Так, например, при рассмотрении темы «Легко ли быть избирателем?» учащимся предлагается следующее задание: Проанализируйте предвыборные программы кандидатов в Государственную Думу. Что привлекает внимание и определяет ваш выбор в пользу того или иного кандидата? Учащимся раздаются предвыборные агитационные материалы (листовки, календарики и т.п.), демонстрируется несколько рекламных роликов предвыборных выступлений. Старшеклассники с удовольствием сравнивают программы, оценивая язык, стиль изложения, качество выступления, выбирают то, что их привлекает в программах и пытаются определить, в чем сила и слабость партии, кандидата, прогнозируют победу на выборах. Учитель, подводя итоги работы учащихся, объявляет результаты прошедших выборов, заставляя их задуматься над тем, почему их мнения и прогнозы совпали или не совпали с результатами голосования.
Работа с источниками как проблемный метод еще одна их форм работы на уроках. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
технология проблемного обучения позволяет не рассматривать работу с историческим источником как нечто оторванное от практической жизни, так как источники являются непосредственным отражением объективной реальности.
Большой интерес вызвала у учеников возможность познакомиться со стандартами образования и определить изменения, которые были внесены в стандарты второго поколения. Не секрет, что чтение документов особенно по обществознанию, всегда для учащихся вызывает большую трудность. Тем более важно научить их работать с источником информации, находить необходимый материал, делать выводы. И когда в течении урока ученики сравнивали стандарты первого и второго поколений, определяли , какие требования к ним предъявляет государство, а затем провели анкетирование с целью определить , какие из необходимых качеств они имеют ,а какие им надо воспитывать в себе, выводы были сделаны четкие: мы еще так много не умеем. Помогите нам научиться. Это самый важный вывод по уроку и методике работы с документами.
Методы, которыми могут пользовать на уроках истории и обществознания педагоги, очень разнообразны. Главное, чтобы они помогали выполнению основнойц цели : формировнию целомной личности, с твердыми гражданскими позициями,
Если в рамках учебной программы будет уделяться пристальное внимание активным формам обучения, мотивации, интеллектуальным умениям, ценностям, применению получаемых знаний на практике, только тогда можно достичь необходимого баланса в развитии личности школьника – будущего России.