Элективный курс "Основы избирательного права"
Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные олимпиады по избирательному законодательству среди учащихся 9-11 классов, конкурсы по избирательной тематике как среди учащихся муниципальных образовательных учреждений, так и среди преподавателей. Проведение выборов органов ученического самоуправления – отличный способ применить на практике приобретенные знания по избирательному праву и процессу, а также воспользоваться и пассивным, и активным избирательным правом. Введение элективного курса «Основы избирательного права» - важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства.35 учебных часов (для учащихся 10 класса )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el_kurs_izbir_pravo.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА»
( элективный курс ) 10 класс
(предмет, класс)
Макеевой Светланы Александровны
(ФИО)
Учитель истории, обществознания первой категории
(должность, категория,)
2012 - 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные олимпиады по избирательному законодательству среди учащихся 9-11 классов, конкурсы по избирательной тематике как среди учащихся муниципальных образовательных учреждений, так и среди преподавателей. Проведение выборов органов ученического самоуправления – отличный способ применить на практике приобретенные знания по избирательному праву и процессу, а также воспользоваться и пассивным, и активным избирательным правом. Введение элективного курса «Основы избирательного права» - важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства.35 учебных часов (для учащихся 10 класса )
Основные цели элективного курса:
- создание условий для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции;
- способствовать повышению активности и заинтересованности учащейся молодежи в изучении избирательного законодательства и избирательного процесса в РФ.
Основные задачи элективного курса:
- ознакомление учащихся с основами избирательного права в РФ;
- развитие умения работать с нормативно-правовыми актами;
- формирование гражданского, ответственного отношения к выборам;
- развитие коммуникативных способностей.
Формы и методы работы:
- интерактивные лекции, дискуссии;
- работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, составление логических схем и таблиц);
- изучение статистических материалов
- изучение материалов СМИ, Интернет-материалов
- проведение социологических исследований;
- практические занятия по решению учебных задач;
- выполнение творческих работ (рефератов, докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, слоганов и т.д.);
учебное проектирование.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Введение. Вводное занятие «Что надо знать о выборах?». Основные страницы развития избирательного права в России.
Общие вопросы избирательного права (3 часа)
Понятие, система и источники избирательного права. Принципы избирательного права. Избирательная система.
Субъекты избирательного права (11 часов)
Избиратели, участники референдума. Гарантии их прав. Политическая партия (основы правового статуса). Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Кандидат на пост Президента РФ. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления. Встреча с представителями органа местного самоуправления.
Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права (7 часов).
Избирательные комиссии. Система избирательных комиссий. Встреча с представителями избирательных комиссий разного уровня. Наблюдатели. Уполномоченные представители и доверенные лица. СМИ как субъект избирательного права.
Стадии избирательного процесса (8 часов)
Назначение выборов и референдума. Выдвижение кандидатов. Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ. Агитация. Голосование.
Подсчет голосов и установление результатов голосования.
Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» (3 часа)
Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права. Административная ответственность за нарушение норм избирательного права. Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права.
Повторительное обобщение. 2 часа
Требования к уровню подготовки.
- знать основные термины: избирательное право, избиратель, избирательные комиссии, избирательная кампания, выборы, референдум, кандидат, гражданин, агитация, процедура голосования, избирательный бюллетень;
- изучить основы избирательного законодательства РФ;
- характеризовать избирательные системы;
- объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и реальной жизни для: получения и оценки политической информации; участия в школьных общественных организациях; оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ.
Форма итоговой аттестации по курсу – оценка по итогам курса складывается из следующих результатов:
- активная работа на занятиях;
- участие в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях, конкурсах по избирательному праву и т.д.;
- решение практических учебных задач;
- успешное выполнение итогового тестового задания.
- Защита проектной работы
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания общественных причин, значение событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России.
Календарно-тематическое планирование
Всего:5 недель. 35ч. В неделю1 часа.
№ урока | кол-во часов | Содержание | дата | Примечание |
35 | ||||
1 четверть 9 часов | ||||
1 | 1 | Введение | ||
2-4 | 3 | Общие вопросы избирательного права | ||
5-9 | 5 | Субъекты избирательного права | ||
2 четверть 7 часов | ||||
10-15 | 6 | Субъекты избирательного права | ||
16 | 1 | Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права | ||
3 четверть 10 часов | ||||
17-22 | 6 | Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права | ||
23-26 | 4 | Стадии избирательного процесса | ||
4 четверть 9 часов | ||||
27-30 | 4 | Стадии избирательного процесса | ||
31-33 | 3 | Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права». | ||
34-35 | 2 | Повторительное обобщение |
Перечень учебно-методического обеспечения
Основные нормативные акты:
1 Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ, 2009 г.
2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в действующей редакции).
3. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (в действующей редакции).
4.Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
5. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51—ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
6. Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в действующей редакции).
7. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в действующей редакции).
8. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме в Российской Федерации" (в действующей редакции).