Некоторые модели уроков для изучения истории на профильном уровне.

Болдырева Анна Владимировна

 

 

 

     

                                              

Некоторые модели  уроков  для  изучения  истории  на  профильном уровне.

 

      Преподавание  профильных  курсов  ориентировано  на  формирование  историко – познавательной, информационной  и  коммуникативной  компетентности  учащихся.

Компетентность – это  качество  человека, выражающееся  в  готовности (способности)  к  успешной  деятельности  с  учётом  её  смысла  и  значимости. Обязательными  компонентами  компетентности  любого  вида  можно  считать:

  • Положительную  мотивацию  к  проявлению  компетентности.
  •  Ценностно – смысловые  представления  о  содержании  и  результатах  деятельности.
  • Знания, лежащие  в  основе  выбора  способа  осуществления  соответствующей  деятельности.
  • Умения  и  опыт  успешного  осуществления  необходимых  действий  на  базе  имеющихся  знаний.

      При  изучении  профильных  курсов  ученики  должны  «попробовать»  и  «почувствовать»  себя  в  разных  видах  познавательной  деятельности, чтобы  осознать  свои  возможности  и  ответить  для  себя  на  вопросы: «Хочу  ли  я  заниматься  этими  видами  деятельности?», «Что  нужно  мне, чтобы  их  освоить?», «Что  предстоит  изменить  в  себе, чтобы  я  смог  достичь  успехов  в  этой  области?».

      Реализация  развивающего  потенциала  учебных  курсов  напрямую  зависит  от  организации  учебных  занятий, так  как  выбранная  модель  организации  урока  определяет  характер  деятельности  учеников, степень  вовлечённости  каждого  в  учебный  процесс, возможность  общения  учащихся  с  учителем  и  друг  с  другом. Cегодня  ясно, что  обучение  в  профильной  школе  не  может  базироваться  только  на  традиционном  комбинированном  уроке. Работа  должна  вестись  с  акцентом  на  лабораторно – практические  занятия  по  работе  с  документами, дискуссии  по  решению  историографических  проблем, деловые  игры – обсуждения  и  т.д. Особенностям  целей  изучения  профильных  курсов  наиболее  соответствуют  такие  формы  организации  обучения, которые  обеспечивают  приоритет  самостоятельной  деятельности  учащихся, требуют  вовлечения  и  осмысления  личного  социального  опыта, побуждают  учеников  высказывать  своё  мнение, давать  личностную  оценку, создают  условия  для  свободного  творческого  самовыражения.

     Предлагаемые  ниже  модели  учебных  занятий  основаны  на  применении  современных  педагогических  технологий  и  ориентированы, прежде  всего, на  освоение  определённых  способов  деятельности, приобретение  учениками  опыта  социального  взаимодействия. 

     

     Лабораторное  занятие:  «Пронумерованные  участники».                                           

     Данная  модель  лабораторного  занятия  позволяет  упорядочить  и  проанализировать  работу  каждого  ученика  при  групповой  учебной  деятельности.

I этап:  Деление  класса  на  группы  с  равным  количеством  учащихся. Каждому  в  группе

             присваивается  свой  номер (1,2,3 и т.д.). Все  группы  получают  одинаковое  задание 

             по историческим  источникам.            

II этап:  В  группах  изучаются  источники, обсуждается  заданный  учителем  вопрос.

III этап:  Учитель  вызывает  какой – либо  номер, и  выслушиваются  ответы  только

               учащихся  под  этими  номерами  из  каждой  группы.

IV этап:  Формулировка  следующего  вопроса  для  групп, и  учитель  вновь  вызывает

               какой – либо  номер. Выступают  участники  групп  под  данным  номером.

        Такая  модель  урока  эффективно  стимулирует  познавательную  деятельность  учеников, так  как  каждый  должен  быть  готов  к  ответу  по  любому  вопросу  от  имени  своей  группы.

 

Обобщающее  занятие:   «Круговорот».

      Данная  технология  позволяет  организовать  осмысление  учениками  исторических  проблем  в  процессе  межличностного  взаимодействия, коллективного  обсуждения  и  обмена  мнениями.

I этап:  Формулировка  проблемы  для  каждой  группы.

1 группа: "Зачем нужно изучать историю?"

2 группа: "В чем трудности изучения истории?"

3 группа: "Кто творит историю?"

4 группа: "Какие способы исторического познания Вы знаете?"

5 группа: "Для каких профессий необходимо знание истории?"

II этап:   Обсуждение  проблем  в  группах  и  запись  на  оценочных  листах  мнений  при 

               помощи  аргументации или  конкретизации  примеров.                                        

III этап:  Обмен  оценочными  листами  и  оценка  записей, сделанных  другими  группами:

  1. Маркировка  текста  цветом  группы  с  помощью  значков: «+» - согласны, «-» - не   согласны, «?» - не  понятно.
  2. Добавление  своих  идей  и  соображений.

IV этап:  Обобщение  написанного (выступление  групп):

  1. Благодарность  группам  за  внесённые  добавления.
  2. Обозначение  положений, вызвавших  непонимание  другими  группами.
  3. Обсуждение  спорных  позиций  и  мнений.
  4. Обобщающие  выводы  по  проблемам.

Дискуссионное  занятие:   «Спор – диалог».

   Данная  модель  дискуссионного  урока  позволяет  сочетать  индивидуальную, парную  и  групповую  формы  оценочной  деятельности. Она  необходима, когда  в  содержание  профильного  обучения  включаются  неоднозначные  исторические  проблемы, предполагающие  определение  и  аргументацию  учениками  своего  собственного  мнения.

 I этап (оценочный):     Индивидуальная  работа.

Класс делится на две группы: оптимисты или пессимисты, радикалы или консерваторы, "западники" или "славянофилы" и т. п.                                                                                                                                

        Каждый  ученик  оценивает  изучаемое  историческое  явление, процесс или  деятельность исторической  личности, согласно  установленной   позиции. Каждый  ученик  составляет  свой  список  «+» и «-».

II этап (дискуссионный):    Работа  в  парах.

 Ученики  объединяются  в  пары (радикалы и консерваторы, "западники" и "славянофилы"), излагая  свою  точку  зрения, вырабатывая общий  список  «+» и «-», с  которым  может  согласиться  каждая  сторона.

III этап (компромиссный):     «Четвёрки».

Выработка  общей  точки  зрения (пусть  даже  состоящей  из  одного – двух пунктов, с  которыми  могут  согласиться  все).

     Таким  образом, в  ходе  урока  учащиеся  вырабатывают  свою  точку  зрения, включаются  в  дискуссию  для  её  отстаивания  и  аргументации. В  результате  данного  вида  деятельности  ученики  учатся  уравновешенному  конструктивному  диалогу  ради  выработки  компромиссной  единой  точки  зрения  для  общего  решения.

 

Проектное  занятие:    «В  мастерской  Кирилла  и  Мефодия».

 

      В  качестве  проекта  ученикам  предлагается  на  основе  комплекса  источников  и  дополнительной  литературы  по  определенной  теме  самостоятельно  создать  параграф  или  страничку  учебника.

I этап:  Формулировка  темы, проблемы  урока  и  объяснения  заданий.

II этап:  Деление  учащихся  на  учебные  группы  и  отбор  материала  для  «учебника   

              истории».

                                 Алгоритм  работы  групп:

  1. Формулировка  заголовка  и  плана  параграфа.
  2. Составление  небольшого  авторского  текста.
  3. В  любой  форме  раскрытие  событийно – синхрологического  ряда.
  4. Отбор  материала  для  рубрик: «это  интересно», «словарь», «как  Вы  думаете…», «историческая  личность» и  др.
  5. Подбор  или  создание  иллюстраций.

III этап:  Представление  учебными  группами  своего  параграфа  или  странички  учебника.

 

Проектное  занятие:    «Диалог  культур».

 

     Учитель  определяет  тему  и  цели  проекта, а  учащиеся  сами  выбирают  вид  выполнения  и  презентеции  проекта (художественный  альбом, фото – выставка, «экскурсия», слайдшоу, компьютерная  презентация  и  т.д.)

Проекты  могут  быть  как  групповыми, так  и  индивидуальными.

                        Темы  презентаций:

  • «Язычество  и  христианство».
  • «Синтез  кулинарных  традиций  в  культуре  моей  страны».
  • «Одежда, как  символ  принадлежности  к  религиозной  культуре».
  • «Храмы  и  правила  поведения  в  них».

     В  описанных  выше  моделях  уроков  акцент  переносится  с  воспроизведения  готовых  знаний  на  обучение  школьников  приемам  самостоятельного  поиска  знаний, формирование  их  интеллектуальных, коммуникативных  и  оценочных  суждений.

 

     

                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modeli_urokov_dlya_izucheniya_istorii_na_profilnom.docx125.73 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые модели  уроков  для  изучения  истории  на  профильном уровне.

      Преподавание  профильных  курсов  ориентировано  на  формирование  историко – познавательной, информационной  и  коммуникативной  компетентности  учащихся.

Компетентность – это  качество  человека, выражающееся  в  готовности (способности)  к  успешной  деятельности  с  учётом  её  смысла  и  значимости. Обязательными  компонентами  компетентности  любого  вида  можно  считать:

  1. Положительную  мотивацию  к  проявлению  компетентности.
  2.  Ценностно – смысловые  представления  о  содержании  и  результатах  деятельности.
  3. Знания, лежащие  в  основе  выбора  способа  осуществления  соответствующей  деятельности.
  4. Умения  и  опыт  успешного  осуществления  необходимых  действий  на  базе  имеющихся  знаний.

      При  изучении  профильных  курсов  ученики  должны  «попробовать»  и  «почувствовать»  себя  в  разных  видах  познавательной  деятельности, чтобы  осознать  свои  возможности  и  ответить  для  себя  на  вопросы: «Хочу  ли  я  заниматься  этими  видами  деятельности?», «Что  нужно  мне, чтобы  их  освоить?», «Что  предстоит  изменить  в  себе, чтобы  я  смог  достичь  успехов  в  этой  области?».

      Реализация  развивающего  потенциала  учебных  курсов  напрямую  зависит  от  организации  учебных  занятий, так  как  выбранная  модель  организации  урока  определяет  характер  деятельности  учеников, степень  вовлечённости  каждого  в  учебный  процесс, возможность  общения  учащихся  с  учителем  и  друг  с  другом. Cегодня  ясно, что  обучение  в  профильной  школе  не  может  базироваться  только  на  традиционном  комбинированном  уроке. Работа  должна  вестись  с  акцентом  на  лабораторно – практические  занятия  по  работе  с  документами, дискуссии  по  решению  историографических  проблем, деловые  игры – обсуждения  и  т.д. Особенностям  целей  изучения  профильных  курсов  наиболее  соответствуют  такие  формы  организации  обучения, которые  обеспечивают  приоритет  самостоятельной  деятельности  учащихся, требуют  вовлечения  и  осмысления  личного  социального  опыта, побуждают  учеников  высказывать  своё  мнение, давать  личностную  оценку, создают  условия  для  свободного  творческого  самовыражения.

     Предлагаемые  ниже  модели  учебных  занятий  основаны  на  применении  современных  педагогических  технологий  и  ориентированы, прежде  всего, на  освоение  определённых  способов  деятельности, приобретение  учениками  опыта  социального  взаимодействия.  

     

     Лабораторное  занятие:  «Пронумерованные  участники». 

                                                         КЛАСС

   

     Данная  модель  лабораторного  занятия  позволяет  упорядочить  и  проанализировать  работу  каждого  ученика  при  групповой  учебной  деятельности. 

I этап:  Деление  класса  на  группы  с  равным  количеством  учащихся. Каждому  в  группе

             присваивается  свой  номер (1,2,3 и т.д.). Все  группы  получают  одинаковое  задание  

             по историческим  источникам.

                 

II этап:  В  группах  изучаются  источники, обсуждается  заданный  учителем  вопрос.

III этап:  Учитель  вызывает  какой – либо  номер, и  выслушиваются  ответы  только

               учащихся  под  этими  номерами  из  каждой  группы.

IV этап:  Формулировка  следующего  вопроса  для  групп, и  учитель  вновь  вызывает

               какой – либо  номер. Выступают  участники  групп  под  данным  номером.

        Такая  модель  урока  эффективно  стимулирует  познавательную  деятельность  учеников, так  как  каждый  должен  быть  готов  к  ответу  по  любому  вопросу  от  имени  своей  группы.

   

Обобщающее  занятие:   «Круговорот».

      Данная  технология  позволяет  организовать  осмысление  учениками  исторических  проблем  в  процессе  межличностного  взаимодействия, коллективного  обсуждения  и  обмена  мнениями.

I этап:  Формулировка  проблемы  для  каждой  группы.

II этап:   Обсуждение  проблем  в  группах  и  запись  на  оценочных  листах  мнений  при  

               помощи  аргументации или  конкретизации  примеров.  

        

III этап:  Обмен  оценочными  листами  и  оценка  записей, сделанных  другими  группами:

  1. Маркировка  текста  цветом  группы  с  помощью  значков: «+» - согласны, «-» - не   согласны, «?» - не  понятно.
  2. Добавление  своих  идей  и  соображений.

IV этап:  Обобщение  написанного (выступление  групп):

  1. Благодарность  группам  за  внесённые  добавления.
  2. Обозначение  положений, вызвавших  непонимание  другими  группами.
  3. Обсуждение  спорных  позиций  и  мнений.
  4. Обобщающие  выводы  по  проблемам.

Дискуссионное  занятие:   «Спор – диалог».

   Данная  модель  дискуссионного  урока  позволяет  сочетать  индивидуальную, парную  и  групповую  формы  оценочной  деятельности. Она  необходима, когда  в  содержание  профильного  обучения  включаются  неоднозначные  исторические  проблемы, предполагающие  определение  и  аргументацию  учениками  своего  собственного  мнения.

 I этап (оценочный):     Индивидуальная  работа.

          

               Каждый  ученик  оценивает  изучаемое  историческое  явление, процесс

                 или  деятельность исторической  личности, согласно  установленной  

                      позиции. Каждый  ученик  составляет  свой  список  «+» и «-».

II этап (дискуссионный):    Работа  в  парах.

                

      Ученики  объединяются  в  пары, излагая  свою  точку  зрения, вырабатывая

        общий  список  «+» и «-», с  которым  может  согласиться  каждая  сторона.

III этап (компромиссный):     «Четвёрки».

                                                                                                                                           

    Выработка  общей  точки  зрения (пусть  даже  состоящей  из  одного – двух

                          пунктов, с  которыми  могут  согласиться  все).

     Таким  образом, в  ходе  урока  учащиеся  вырабатывают  свою  точку  зрения, включаются  в  дискуссию  для  её  отстаивания  и  аргументации. В  результате  данного  вида  деятельности  ученики  учатся  уравновешенному  конструктивному  диалогу  ради  выработки  компромиссной  единой  точки  зрения  для  общего  решения.

Проектное  занятие:    «В  мастерской  Кирилла  и  Мефодия».

      В  качестве  проекта  ученикам  предлагается  на  основе  комплекса  источников  и  дополнительной  литературы  по  определенной  теме  самостоятельно  создать  параграф  или  страничку  учебника.

I этап:  Формулировка  темы, проблемы  урока  и  объяснения  заданий.

II этап:  Деление  учащихся  на  учебные  группы  и  отбор  материала  для  «учебника    

              истории».

                                 Алгоритм  работы  групп:

  1. Формулировка  заголовка  и  плана  параграфа.
  2. Составление  небольшого  авторского  текста.
  3. В  любой  форме  раскрытие  событийно – синхрологического  ряда.
  4. Отбор  материала  для  рубрик: «это  интересно», «словарь», «как  Вы  думаете…», «историческая  личность» и  др.
  5. Подбор  или  создание  иллюстраций.

III этап:  Представление  учебными  группами  своего  параграфа  или  странички  учебника.

Проектное  занятие:    «Диалог  культур».

     Учитель  определяет  тему  и  цели  проекта, а  учащиеся  сами  выбирают  вид  выполнения  и  презентеции  проекта (художественный  альбом, фото – выставка, «экскурсия», слайдшоу, компьютерная  презентация  и  т.д.)

Проекты  могут  быть  как  групповыми, так  и  индивидуальными.

                        Темы  презентаций:

  1. «Язычество  и  христианство».
  2. «Синтез  кулинарных  традиций  в  культуре  моей  страны».
  3. «Одежда, как  символ  принадлежности  к  религиозной  культуре».
  4. «Храмы  и  правила  поведения  в  них».

     В  описанных  выше  моделях  уроков  акцент  переносится  с  воспроизведения  готовых  знаний  на  обучение  школьников  приемам  самостоятельного  поиска  знаний, формирование  их  интеллектуальных, коммуникативных  и  оценочных  суждений.