Сценарий открытого урока "Двуречье. Царь Хаммурапи и его законы"
Сценарий открытого урока
Предмет: история
Учитель: Подгайко Е.Н.
Место проведения: МБОУ СОШ № 23
Класс: 5
Тема урока: «Двуречье. Царь Хаммурапи и его законы».
Тип урока: применения, закрепление знаний, умений и навыков, развитие личностных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.
Форма урока: урок-путешествие, соревнование между командами.
Средства обучения: дидактический материал, электронные средства обучения.
Методы: решение познавательных задач, операции анализа, синтеза, обобщения, классификации при выполнении заданий.
Технологии: развивающие, исследовательские, коммуникативно-диалоговые.
Цель образовательная: развитие личности на основе освоения способов деятельности (Актуализировать и обобщить знания по истории Вавилонского царства.)
Задачи(предметные):
· применять понятийный аппарат для анализа, сопоставления, обобщенной характеристики исторических явлений;
· читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты;
· датировать события и процессы в истории Вавилонии;
· делать выводы о вкладе в историю цивилизации Вавилонии.
Задачи(метапредметные):
· способствовать организации учебного сотрудничества со сверстниками;
· формирование умений работать в группе и приобретению опыта такой работы;
· освоение умений действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; выбирать адекватные стратегии коммуникации;
· развитие речевой деятельности;
· способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Задачи(личностные):
· развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
· совершенствование приобретённых навыков работы с информацией, её преобразование и интерпретация, в том числе: систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация;
· формирование опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.
Ход урока:
Ход соревнования
Организационный момент.
1. Актуализация знаний.
- Мы уже изучили в истории Древнего мира первое государство, с выдающимися достижениями для того времени. Какое это государство? (Египет).
- После Египта мы приступили к изучению второго государства. Какое это государство? (Двуречье)
- При изучении и Египта и Двуречья мы выделяли основные вопросы, какие?
(географическое положение, даты, занятия, достижения, понятия, правители, достижения культуры).
2. Постановка цели, учебных задач. Формулирование проблемы.
Учитель обозначает тему урока, учащиеся вместе с учителем определяют задачи урока.
Поэтому, если мы сегодня должны повторить прошлый материал, на что мы будем обращать внимание?
(даты, понятия, правители, занятия, условия жизнь, особенности культуры).
· Вспомним понятия из истории Двуречья
· Вспомним даты из истории Двуречья
· Будем работать по карте.
· Охарактеризуем особенности жизни жителей Двуречья.
· Раскроем существенные признаки культуры Вавилонии.
Итак, тема урока «Двуречье. Царь Хаммурапи и его законы».
Весь класс при входе в кабинет разобрал 5 групп разноцветных фигур. После определения темы урока и задач дети рассаживаются по группам.
Задача: как можно быстрее и успешнее пройти станции. Та команда, которая лучше всех справится с заданиями, будет признана победителем и организовывать подобные соревнования.
Учитель напоминает правила проведение игры.
Оценивается:
умение слушать и обсуждать вопрос в команде,
взаимопомощь и выбор отвечающего,
качество ответов,
поведение и активность команды.
Команды могут обсудить кто будет капитаном команды.
Капитану команды – даётся слово для представления команды.
3. Решение задач в малых группах. Обмен полученной информацией. Создание способов решения проблемы.
I этап соревнования
Цель: Формировать умение применять понятийный аппарат.
Обучающиеся в группах получают первое задание пройти станцию «Терминово»:
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | ||||||||||||||||||||||||||||
Государство между 2-х рек | Письменность в Двуречье | Вера в сверхъестественные силы | Правила поведения, обязательные для всех | Служитель бога | ||||||||||||||||||||||||||||
Команды оценивают ответы друг друга сигналами. Команды получают баллы…
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап Цель: Формировать умение читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты
Обучающиеся в группах получают первое задание пройти станцию «Картово»:
Команды оценивают ответы друг друга сигналами. Команды получают баллы …
III этап Цель: формировать умение датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций.
Обучающиеся в группах получают задание пройти станцию «Датово»:
Команды оценивают ответы друг друга сигналами. Команды получают баллы … IV этап Цель: Формирование умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной литературе
Обучающиеся в группах получают задание пройти станцию «Задачкино»:
Команды оценивают ответы друг друга сигналами. Команды получают баллы …
У.: Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте ещё раз вспомним и ответим на вопрос: Что такое закон? Существуют ли в современной жизни законы? Д.: Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран. У.: Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы? Д.: Да. У. А какие были законы во времена царя Хаммурапи? Справедливые, или нет? Давайте это проверим, пройдя задания станции «Документово»
V этап Цель: Формирование умения различать в учебном тексте факты, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории, анализировать, классифицировать информацию.
Обучающиеся в группах получают задание пройти станцию «Документово»:
Команды оценивают ответы друг друга сигналами. Команды получают баллы … Учитель: Величайшая цивилизация – Вавилонское царство достигло своего расцвета именно при царе Хаммурапи, не последнюю роль в этом сыграли законы царя. Да, они были и жестокими и справедливыми. Но в те времена очень многое воспринималось по-другому. То, что мы сейчас считаем несправедливым, тогда считали справедливым, потому что позволяла выжить и каждому в отдельности и всем вместе. - А мы сегодня живём по законам?... - А в классе нам нужны законы?... Поэтому, следующий этап пройти задание станции «Школьная» – составить законы для своего класса.
VI этап Цель: формирование опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам Обучающиеся в группах получают первое задание пройти станцию «Школьная»: составить правила поведения для своего класса на основе ключевых вопросов и перечня примерных слов. (ПРИЛОЖЕНИЕ5) Закон хорошей учебы: На уроке не вертитесь и старательно учитесь, На вопросы отвечайте и пятерки получайте. А что получилось у команд? Команды зачитывают свои правила. Составляется кодекс законов 5 б класса. Команды получают баллы … 4. РЕФЛЕКСИЯ Подведение итогов: Чем мы сегодня занимались?(повторяли тему…) - Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? (вспомнить термины, даты, карту, имена, достижения культуры Двуречья) - Достигли мы этой цели? (Да) - Что узнали на уроке нового?(Законы могут быть разные: справедливые и несправедливые) - Ребята, каким предстал перед вами царь Хаммурапи?(Могущественным) -Правильно, он был могущественным. И самым важным его качеством является его мудрость. Он был мудрым законодателем. - Какое значение имели законы Хаммурапи для жителей Вавилонии? (Это были «правила», по которым жили жители этого государства). - Какое значение имеют эти законы для нас, людей, живущих в XXI веке? (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занималась, как им «разрешал» поступать закон в тех или иных ситуациях - Нам нужны законы? (Да) Учитель. По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила, чтобы смог выжить и богатый и бедный, и слабый и сильный. Давайте подведём итоги нашего соревнования Слово капитанам команды для определения лучших игроков (после совещания в команде) Титулы для членов команды: Самый умный Лучший друг Лучший помощник Самый быстрый Рефлексия для капитанов команд: Что понравилось на уроке ... Что было трудно ... Что хотелось бы ... С чем справились… Подсчёт баллов - определение команды победителей Подведение итогов работы учителем – оценки. 5. Домашнее задание - три уровня домашнего задания: Стандартный минимум: $ 14, дополнительная тетрадь, задания № 50-55 Повышенный, творческий: рисунки по теме, кроссворды, доклады, презентации по темам: Висячие сады Семирамиды, Вавилонская башня Всем спасибо за работу! |