Сценарий открытого урока "Двуречье. Царь Хаммурапи и его законы"

Подгайко Елена Николаевна

 

Сценарий открытого урока

Предмет: история

Учитель: Подгайко Е.Н.

Место проведения: МБОУ СОШ № 23

Класс: 5

Тема урока: «Двуречье. Царь Хаммурапи и его законы».

Тип урока: применения, закрепление знаний, умений и навыков, развитие личностных, коммуникативных,  познавательных универсальных учебных действий.

Форма урока: урок-путешествие, соревнование между командами.

Средства обучения: дидактический материал, электронные средства обучения.

Методы: решение познавательных задач,  операции анализа, синтеза, обобщения, классификации при выполнении заданий.

Технологии: развивающие, исследовательские, коммуникативно-диалоговые.

Цель образовательная: развитие личности на основе освоения способов деятельности (Актуализировать и обобщить знания  по истории  Вавилонского царства.)

Задачи(предметные):

·           применять понятийный аппарат для анализа, сопоставления, обобщенной характеристики  исторических явлений;

·           читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты;

·           датировать события и процессы в истории Вавилонии;

·           делать выводы о вкладе в историю цивилизации Вавилонии.

 Задачи(метапредметные):

·           способствовать организации учебного сотрудничества со сверстниками;

·           формирование умений работать в группе и приобретению опыта такой работы;

·           освоение умений действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; выбирать адекватные стратегии коммуникации;

·           развитие речевой деятельности;

·           способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Задачи(личностные):

·         развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

·         совершенствование приобретённых навыков работы с информацией, её преобразование и  интерпретация, в том  числе: систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация;

·         формирование  опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

 

 

Ход урока:

Ход соревнования

Организационный момент.

1.        Актуализация  знаний.

- Мы уже изучили в истории Древнего мира первое государство, с выдающимися достижениями  для того времени. Какое это государство? (Египет).

 - После Египта мы приступили к изучению  второго государства. Какое это государство? (Двуречье)

 -  При изучении и Египта и Двуречья мы выделяли основные вопросы, какие?

(географическое положение, даты, занятия, достижения, понятия, правители, достижения культуры).

2.         Постановка  цели, учебных задач. Формулирование проблемы.

Учитель обозначает тему урока, учащиеся вместе с учителем определяют  задачи урока.

Поэтому, если мы сегодня должны повторить прошлый материал, на что мы будем обращать внимание?

 (даты, понятия, правители, занятия, условия жизнь, особенности культуры).

·           Вспомним понятия из истории Двуречья

·           Вспомним даты из истории Двуречья

·           Будем работать по карте.

·           Охарактеризуем особенности  жизни жителей Двуречья.

·           Раскроем  существенные признаки культуры Вавилонии.

Итак, тема урока «Двуречье. Царь Хаммурапи и его законы».

Весь класс при входе в кабинет разобрал 5 групп разноцветных фигур. После определения темы урока и задач  дети рассаживаются по группам.

Задача: как можно быстрее  и успешнее пройти станции.  Та команда, которая лучше всех справится с заданиями,  будет признана победителем и организовывать подобные соревнования.

Учитель напоминает правила проведение игры.

 Оценивается:

умение слушать и обсуждать  вопрос в команде,

взаимопомощь и выбор отвечающего,

качество ответов,

поведение и активность команды.

 

Команды могут обсудить кто будет капитаном команды.

Капитану команды – даётся слово для представления команды.

 

3.        Решение задач в малых группах. Обмен полученной информацией. Создание способов решения проблемы.

I этап соревнования

Цель:  Формировать умение  применять понятийный аппарат.

 

Обучающиеся в группах получают первое задание пройти станцию «Терминово»:

 

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Государство между 2-х рек

Письменность в Двуречье

Вера в сверхъестественные силы

Правила поведения, обязательные для всех

Служитель бога

Команды оценивают ответы друг друга сигналами.

Команды получают баллы…

 

II этап

Цель: Формировать умение  читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты

 

Обучающиеся в группах получают первое задание пройти станцию «Картово»:

 

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Покажите Двуречье, опишите его местоположение

Назовите  1-ю реку Двуречья, покажите опишите их географическое положение

Назовите 2-ю реку Двуречья, покажите опишите их географическое положение

Покажите главный город Двуречья, опишите его положение

Покажите Вавилонское царство, опишите его местоположение, почему оно так называется

Команды оценивают ответы друг друга сигналами.

Команды получают баллы …

 

III этап

Цель: формировать умение  датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций.

 

Обучающиеся в группах получают задание пройти станцию «Датово»:

 

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Участник команды отмечает на линии времени

1792  год  до  н.э.

Сколько лет прошло до  начала нашей эры?

Участник команды отмечает на линии времени любую дату

1750  год н.э.

Сколько лет прошло до нашей эры?

Сколько лет длилось правление Хаммурапи? (42)

 

Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Д.: 1792+2011=3803 г. назад начал править царь Хаммурапи.

 

Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?

Д.: 1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.

 

Команды оценивают ответы друг друга сигналами.

Команды получают баллы …

IV этап

Цель: Формирование умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной литературе

 

Обучающиеся в группах получают  задание пройти станцию «Задачкино»:

 

1 задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2 задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Вопросы к тексту:

1.Назовите имя царя.

2.По каким признакам вы это определили?

3.Когда и где  он жил?

4. Какими деяниями гордился царь?

5. Какими качествами личности правитель себя наделял?

Вопросы к тексту:

4.Предположите, какому наказанию согласно законам царя Хаммурапи подвергся злосчастный бедняк.

Докажите свою мысль.

 

Команды оценивают ответы друг друга сигналами.

Команды получают баллы …

 

У.: Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте ещё раз вспомним и  ответим на вопрос: Что такое закон? Существуют ли в современной жизни законы?

Д.: Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.

У.: Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?

Д.: Да.

У. А какие были законы  во времена царя Хаммурапи?

Справедливые, или нет? Давайте это проверим, пройдя задания станции «Документово»

 

V этап

Цель: Формирование умения  различать в учебном тексте факты, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории, анализировать, классифицировать информацию.

 

Обучающиеся в группах получают задание пройти станцию  «Документово»:

 

1 задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

2 задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Вопросы к документу:

1. Какие законы были при царе Хаммурапи? Как это пояснить одним или несколькими словами?

2. Какой из 5 законов отличается от всех остальных и чем?

Вопросы к документу:

1. Какие законы были при царе Хаммурапи? Как это пояснить одним или несколькими словами?

2. Какой из 5 законов отличается от всех остальных и чем?

 

Команды оценивают ответы друг друга сигналами.

Команды получают баллы …

Учитель:

Величайшая цивилизация – Вавилонское царство достигло своего расцвета именно при царе Хаммурапи, не последнюю роль в этом сыграли законы царя. Да,  они были и жестокими и справедливыми. Но в те времена очень многое воспринималось по-другому. То, что мы сейчас считаем несправедливым, тогда считали справедливым, потому что позволяла выжить и каждому в отдельности и всем вместе.

- А мы сегодня живём по законам?...

- А в классе нам нужны законы?...

Поэтому, следующий этап  пройти задание станции «Школьная» – составить законы для своего класса.

 

VI этап

Цель: формирование  опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам

Обучающиеся в группах получают первое задание пройти станцию «Школьная»: составить правила  поведения для своего класса на основе ключевых вопросов и перечня  примерных слов.   (ПРИЛОЖЕНИЕ5)

Закон хорошей учебы:

На уроке не вертитесь и старательно учитесь,

На вопросы отвечайте и пятерки получайте.

А что получилось у команд?

Команды зачитывают свои правила. Составляется кодекс законов 5 б класса.

Команды получают баллы …

4. РЕФЛЕКСИЯ

Подведение итогов: Чем мы сегодня занимались?(повторяли тему…)

- Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? (вспомнить термины, даты, карту, имена, достижения культуры Двуречья)

- Достигли мы этой цели? (Да)

- Что узнали на уроке нового?(Законы могут быть разные: справедливые и несправедливые)

 - Ребята, каким предстал перед вами царь Хаммурапи?(Могущественным)

-Правильно, он был могущественным. И самым важным его качеством является его мудрость. Он был мудрым законодателем.

 - Какое значение имели законы Хаммурапи для жителей Вавилонии?

 (Это были «правила», по которым жили жители этого государства).

 - Какое значение имеют эти законы для нас, людей, живущих в XXI веке?

 (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занималась, как им «разрешал» поступать закон в тех или иных ситуациях

 - Нам нужны законы? (Да)

Учитель. По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила, чтобы смог выжить и богатый и бедный, и слабый и сильный.

Давайте подведём итоги нашего соревнования

Слово капитанам команды для определения лучших игроков (после совещания в команде)

Титулы для членов команды:

Самый умный

Лучший друг

Лучший  помощник

Самый быстрый

Рефлексия для капитанов команд:

Что понравилось на уроке ...

Что было трудно ...

Что хотелось бы ...

С чем справились…

Подсчёт баллов

 - определение команды победителей

Подведение итогов работы учителем – оценки.

5.     Домашнее задание - три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум: $ 14,   дополнительная тетрадь, задания № 50-55

Повышенный, творческий: рисунки по теме, кроссворды, доклады, презентации по темам: Висячие сады  Семирамиды, Вавилонская башня

Всем спасибо за работу!