Современные образовательные технологии в процессе преподавания истории и обществознания
В условиях изменения структуры и содержания общего образования в старшей школе на первый план выдвинулись такие проблемы, как необходимость коррекции содержания и методов преподавания в профильных классах. Использование инновационных технологий призвано решить данные проблемы и способствовать личностному развитию ребенка.
Создать целостную систему, формирующую историческое образование на основе взаимосвязи и взаимообусловленности всех составляющих педагогического процесса, справиться с перегрузкой учащихся позволило использование технологии разноуровневого обучения. Деятельность учащихся на уроке стала успешней, у всех появился интерес к предмету, усилилась мотивация познавательного процесса.
Применение опорных конспектов по методике Б.Е. Андюсева в разноуровневом обучении позволило каждому ученику усвоить с одной стороны базовые знания главных и второстепенных фактов, а с другой - творчески осмыслить изучаемый материал, применить знания в новых нестандартных ситуациях.
Осуществление текущего и итогового контроля и аттестациив системе уровневой дифференциации через тематический контроль и систему зачетных работ, выделение в проверочной работе обязательной и дополнительной частей, обязательное закрытие пробелов, использование тренировочных зачетов, работа по принципу открытости образцов проверочных заданий обязательного и дополнительного уровня, выставление итоговой оценки (только при условии сдачи всех зачетов) – все это позволило обеспечить полноту проверки обязательного уровня, повысить качественную и количественную оценку, стимулировать учащихся в учебной деятельности. Применение в старшей школе лекционно-семинарско-зачетной системы обучения способствует развитию умения слушать, анализировать, выделять главное, конспектировать, а также развитию диалогической речи учащихся, формирует самостоятельность в работе с первоисточниками. В результате у школьников отсутствуют неудовлетворительные промежуточные и итоговые отметки, повышается количество хороших и отличных отметок.
Применение метода проблемного обучения позволило создавать ситуации на уроках, когда ученики не пассивно воспринимают информацию, а выдвигают и исследуют проблемы с разных точек зрения. Проведение подобных уроков повысило заинтересованность учащихся в учебной деятельности, позволило найти в сегодняшнем дне отголоски далекого прошлого. Проблемно-поисковая постановка учебных задач активизировала мыслительную деятельность школьников, повысилась самостоятельная работа каждого учащегося, что подтверждает систематический контроль, который проводится путем устных и письменных разноуровневых заданий.
Критическое мышление– активный процесс познания и достижения истинных знаний, развитию которого уделяю особое внимание. Уже работая с пятиклассниками, необходимо формировать умение работать с информацией. Кроме знания исторических фактов, добиваюсь умения оценивать их историческое значение для судеб страны, народа. Работу строю с учетом принципов личностно - ориентированного подхода. Применяя технологию сотрудничества, организую работу в малых группах при подготовке к дискуссии, решению поставленных проблем. Каждый сам выбирает себе группу: «политологи», «юристы», «экономисты», «художники», «интернет-группа», «философы», «хронологическая группа». Заранее объявляю тему, работа над которой занимает несколько уроков. Каждая группа самостоятельно и творчески, используя исследовательские навыки в работе, рассматривает определенные вопросы, проблемы, знакомя с результатами своей работы всех учащихся. В результате накапливаются знания по различным сферам жизни общества в прошлом, обогащаются их умения определять круг источников информации, находить нужные сведения, преобразовывать их под углом зрения поставленной проблемы, рассматриваемого аспекта; оформлять полученные результаты и предъявлять их свои одноклассникам. Работы оцениваем, проводим итоговую дискуссию. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность в познавательной деятельности, ее результатах, углубляет мотивацию, раскрывает познавательные, мыслительные способности каждого ученика, развивает умения корректировать информацию, дополнять ее с учетом результатов, полученных другими, понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов, что важно для развития толерантности, способствует повышению уровня развития коммуникативных навыков. Дискуссии на уроках истории и обществознания помогают учащимся определиться в своих взглядах, развивают критическое мышление. Противоречия рождают умение думать, делать выводы и соотносить их с современной общественной ситуацией, правильно и самостоятельно ее анализировать. Ученики задумываются, размышляют над событиями, продумывают свою позицию, аргументируют выводы. Повышается активность учеников, растет гражданская ответственность, повышается сознательность.
Комментарии
Уроки истории и обществознания. применение современных методик