Православная церковь в Старом Осколе в годы Великой Отечественной войны

Горкуша Алла Николаевна

 

 

Православная церковь в Старом Осколе в годы Великой Отечественной войны

Православные традиции Старого Оскола имеют древние и крепкие корни. Одновременно с основанием в самом конце XVI в. крепости на реке Оскол были выстроены две церкви: большая Соборная во имя Рождества Пресвятой Богородицы и другая – во имя Николая Чудотворца. А в начале XVII в. на  территории сложившегося вокруг крепости городка построены еще три. Крепость не раз подвергалась нападениям и  разрушениям, а также пожарам за более, чем 400-летний период своего существования, но церкви восстанавливались и создавались новые, чаще всего на средства самих жителей. «Они укрепляли дух старооскольцев, защищавших рубежи Русского государства от нападения противника. Свои помыслы и представления о высшей красоте, любви и добре наши предки связывали с образом Храма как воплощением Царства Божия на Земле»[4]. Каждая слобода небольшого провинциального городка с населением около 9 тысяч человек имела свою неповторимую церковь, которой прихожане очень гордились. В начале ХХ века в городе их было восемь, а в Старооскольском уезде – 65[5].

20-30-е годы ХХ столетия – время воинствующего атеизма и массированных репрессий против храмов, священнослужителей, верующих, всего, что касалось религии  и церкви. Очень многие представители духовенства пострадали в этот период. Коснулось это и Старого Оскола. Накануне войны было закрыто и разрушено большинство храмов. По ложным обвинениям в октябре 1941 года был расстрелян священник Василий Емельянов, в декабре – протоиерей Михаил Рыбников.[6] Немало священнослужителей было отправлено в сибирские лагеря только за свою православную веру. «Словом, печальная участь постигла многие городские храмы. Уцелели лишь слободские, которые изначально предназначались для весьма небольшого числа жителей пригорода, а потому оказались неспособными вместить в себе тот огромный поток старооскольцев, что ищет дорогу к храму…»[7]  К 1941 году в Старом Осколе еще были живы и свободны священники Иоанн Веселовский, служивший в Троицком храме стрелецкой слободы, священник Иоанн Солодовников, служивший в Крестовоздвиженском храме Ямской слободы, священник Феодор Семенович (фамилия не установлена) и диакон Иоанн Петрович Пименов.

Накануне Великой Отечественной войны в Старооскольском районе богослужения совершались всего лишь в двух церквях: Ездоцкой и Обуховской. Но и над ними неоднократно нависала угроза закрытия. При этом религиозная община Ильинского храма в Ездоцкой слободе не распалась даже тогда, когда власти лишили ее священника. «Во время бомбежек, когда временность и зыбкость нашей земной жизни ощущаятся особенно остро, некоторые жители Ездоцкой слободы бежали не в погреба, а в храм. Старожилы помнят эти молебны, на которых в Ильинской церкви было особенно многолюдно. Все стояли на коленях и горячо молились. Милостью Божьей храм святого пророка Илии, устоявший в годы предвоенных репрессий, не претерпел существенного ущерба и в годы напряженных военных действий в нашей местности»[8].

Казанско-Николаевский храм стирали с лица земли во время войны. Специально по радио обращались к горожанам. Мол, вы не беспокойтесь, это не вражеская бомбежка, это наши церковь взрывают. Был храм этот напротив нынешнего ГРТ. Неподалеку от него, поближе к общежитию техникума, возвышался прекраснейший Богоявленский собор, в котором служил во время своего пребывания в Осколе сам архиепископ Онуфрий, ныне прославленный в лике святых[9].

В соборной церкви Александра Невского традиционно служат панихиду по убиенным русским воинам, погибшим за Отечество. Хотя в 1932 году храм закрыли, верующие оскольчане молились за победу Красной Армии на паперти. Фашисты хотели уничтожить этот собор, а следы жестоких боев остались на его стенах как память. В 1945 году храм вновь был открыт и в нем возобновились регулярные Богослужения.

Вот и Михайловскую церковь в селе Нижнее Чуфичево верующим прихожанам удалось отстоять. Это произошло во время войны. В 1942 году, находясь под немецкими оккупантами, вновь образованная религиозная община с разрешения немецких властей открыла храм и пригласила священника Григория Вишневского для совершения служб в церкви и по домам. Он же преподавал Закон Божий в школе при немцах. В 1944 году война еще продолжалась, но с территории Советского Союза немецкие захватчики были уже изгнаны. Тогда церковный совет при храме Архистратига Михаила обратился с просьбой зарегистрировать религиозную общину. Председателем церковного совета был избран Тимофей Рощупкин. Как вспоминает его дочь Ирина Тимофеевна Рощупкина, «на деньги от выигранной облигации отец купил железо и перекрыл крышу храма. Впоследствии Тимофея Рощупкина арестовали и посадили за агитацию против советской власти»[10].

Заслуживает внимания рассказ прихожанки Крестовоздвиженского храма Ямской слободы о том, как немцы и венгры приходили в православный храм молиться. Однажды к ним в дом «зашел солдат-венгр и, увидев икону святителя Николая, долго смотрел. Потом привел еще двоих; видимо, икона понравилась, но забирать образ не стали».[11]

Несмотря на все репрессивные меры тех лет старооскольское духовенство, как и вся Русская Православная Церковь, приняла самое активное, деятельное участие в движении к победе над фашизмом. «Каждый священник, имеющий взрослых сыновей-воинов, молясь о даровании победы, вкладывал в эту молитву и свои личные надежды. Провозглашая вечную память павшим на поле брани, многие православные пастыри провозглашали ее и своим собственным сыновьям».[12]

С июля 1942 г. по 5 февраля 1943 г. территория района и города находились в зоне оккупации. Фашистские оккупанты пытались переманить церковь и ее служителей на свою сторону. Были вновь открыты церкви: Михайловская в селе Нижнее Чуфичево, в честь иконы Казанской Божией Матери в селе Владимировка и др., в школах введен предмет – Закон Божий, дети учили молитвы[13]. Но план склонить на свою сторону духовенство и верующих не удался. Прихожане церквей Старого Оскола активно участвовали в сборе денежных средств в Фонд обороны и Красного Креста, помогали партизанскому движению. Показательна заметка клитора (старосты) Троицкой церкви П. Синельникова, опубликованная 20 ноября 1943 года в газете «Путь Октября»: «Верующие прихода Троицкой церкви радуются блестящим успехам славной Красной Армии на фронтах Отечественной войны. Для того, чтобы быстрее разгромить оккупантов-фашистов, верующие сдали в фонд РККА 27926 рублей, 20000 рублей внесли на второй Государственный военный заем, 1500 рублей – на строительство танковой колонны, 500 рублей на третью денежно-вещевую лотерею».[14] И никакой страх перед оккупантами, реальная угроза расстрела фашистами за малейшее неповиновение не могли затмить желания традиционно отметить православные праздники. Немцы отбирали всю живность, все продукты питания у сельского населения Оскольского района. Перед Пасхой каждое яичко было буквально «на вес золота». Чтобы как-то сохранить курочек-несушек, рыли глубокие ямы, накрывали их хворостом, засыпали снегом. Кормить приходили только тогда, когда шел снег, чтобы он засыпал следы. «В то страшное время никакая беда, никакое горе не могло затмить Светлую Пасхальную радость».[15]

Немало священнослужителей – наших земляков принимали участие в боевых действиях. Один из них – протоиерей Кирилл Романович Волошенко прошел всю войну. Участник Курской битвы, имел боевые награды. После войны отец Кирилл служил в храме Владимирской иконы Божией Матери деревни Первая Ольшанка Губкинского района. Другой настоятель храма в селе Хорошилово - отец Павел Михайлович Санталов - участник Великой Отечественной войны прослужил священником более двадцати лет. «Он сам выполнял и строительные работы. Закупал материалы, пилил, строгал, делал резьбу, ковал. Обвязывался веревкой и сам, без всякой помощи, взбирался на купол храма и в одиночку укреплял кровлю, делал кирпичную кладку».[16]

 «Наша память является вместилищем любви о подвиге предков, которые положили свои жизни за Веру и Отечество. Нам необходимо сделать все, чтобы подрастающее поколение имело правильное и выверенное знание об историческом прошлом, чтобы каждый мог быть причастен к великому соборному объединению, которое называется народ-победитель. 6 мая, когда было принято решение о капитуляции фашистской Германии, день памяти Георгия Победоносца»[17].

Заключение

Чтобы предусмотреть будущее, надо знать предысторию. Чем разносторонне мы посмотрим на предшествующие события, тем лучше поймем, что мы есть и что нас ждет. Как сказал Патриарх Кирилл накануне Великого поста 2010 года: «Замечательно, что сегодня происходит возрождение веры среди народов, которые прошли через суровое время государственного атеизма. Именно эти народы, как никакие другие в мире, осознают, что такое жизнь без Бога. Жизнь без Бога - это жизнь без нравственного мерила. Если Бога нет, то все дозволено… но если мы верим в Бога, если мы понимаем, что Бог наш судья, то осознание этого важнее всякого страха перед судом и наказанием человеческим. Страх Божий есть великая нравственная сила, которая ориентирует человека и помогает двигаться вперед».[18]

Скачать:


Предварительный просмотр:

Православная церковь в Старом Осколе в годы Великой Отечественной войны



Православная церковь в Старом Осколе в годы Великой Отечественной войны

Православные традиции Старого Оскола имеют древние и крепкие корни. Одновременно с основанием в самом конце XVI в. крепости на реке Оскол были выстроены две церкви: большая Соборная во имя Рождества Пресвятой Богородицы и другая – во имя Николая Чудотворца. А в начале XVII в. на  территории сложившегося вокруг крепости городка построены еще три. Крепость не раз подвергалась нападениям и  разрушениям, а также пожарам за более, чем 400-летний период своего существования, но церкви восстанавливались и создавались новые, чаще всего на средства самих жителей. «Они укрепляли дух старооскольцев, защищавших рубежи Русского государства от нападения противника. Свои помыслы и представления о высшей красоте, любви и добре наши предки связывали с образом Храма как воплощением Царства Божия на Земле»[4]. Каждая слобода небольшого провинциального городка с населением около 9 тысяч человек имела свою неповторимую церковь, которой прихожане очень гордились. В начале ХХ века в городе их было восемь, а в Старооскольском уезде – 65[5].

20-30-е годы ХХ столетия – время воинствующего атеизма и массированных репрессий против храмов, священнослужителей, верующих, всего, что касалось религии  и церкви. Очень многие представители духовенства пострадали в этот период. Коснулось это и Старого Оскола. Накануне войны было закрыто и разрушено большинство храмов. По ложным обвинениям в октябре 1941 года был расстрелян священник Василий Емельянов, в декабре – протоиерей Михаил Рыбников.[6] Немало священнослужителей было отправлено в сибирские лагеря только за свою православную веру. «Словом, печальная участь постигла многие городские храмы. Уцелели лишь слободские, которые изначально предназначались для весьма небольшого числа жителей пригорода, а потому оказались неспособными вместить в себе тот огромный поток старооскольцев, что ищет дорогу к храму…»[7]  К 1941 году в Старом Осколе еще были живы и свободны священники Иоанн Веселовский, служивший в Троицком храме стрелецкой слободы, священник Иоанн Солодовников, служивший в Крестовоздвиженском храме Ямской слободы, священник Феодор Семенович (фамилия не установлена) и диакон Иоанн Петрович Пименов.

Накануне Великой Отечественной войны в Старооскольском районе богослужения совершались всего лишь в двух церквях: Ездоцкой и Обуховской. Но и над ними неоднократно нависала угроза закрытия. При этом религиозная община Ильинского храма в Ездоцкой слободе не распалась даже тогда, когда власти лишили ее священника. «Во время бомбежек, когда временность и зыбкость нашей земной жизни ощущаятся особенно остро, некоторые жители Ездоцкой слободы бежали не в погреба, а в храм. Старожилы помнят эти молебны, на которых в Ильинской церкви было особенно многолюдно. Все стояли на коленях и горячо молились. Милостью Божьей храм святого пророка Илии, устоявший в годы предвоенных репрессий, не претерпел существенного ущерба и в годы напряженных военных действий в нашей местности»[8].

Казанско-Николаевский храм стирали с лица земли во время войны. Специально по радио обращались к горожанам. Мол, вы не беспокойтесь, это не вражеская бомбежка, это наши церковь взрывают. Был храм этот напротив нынешнего ГРТ. Неподалеку от него, поближе к общежитию техникума, возвышался прекраснейший Богоявленский собор, в котором служил во время своего пребывания в Осколе сам архиепископ Онуфрий, ныне прославленный в лике святых[9].

В соборной церкви Александра Невского традиционно служат панихиду по убиенным русским воинам, погибшим за Отечество. Хотя в 1932 году храм закрыли, верующие оскольчане молились за победу Красной Армии на паперти. Фашисты хотели уничтожить этот собор, а следы жестоких боев остались на его стенах как память. В 1945 году храм вновь был открыт и в нем возобновились регулярные Богослужения.

Вот и Михайловскую церковь в селе Нижнее Чуфичево верующим прихожанам удалось отстоять. Это произошло во время войны. В 1942 году, находясь под немецкими оккупантами, вновь образованная религиозная община с разрешения немецких властей открыла храм и пригласила священника Григория Вишневского для совершения служб в церкви и по домам. Он же преподавал Закон Божий в школе при немцах. В 1944 году война еще продолжалась, но с территории Советского Союза немецкие захватчики были уже изгнаны. Тогда церковный совет при храме Архистратига Михаила обратился с просьбой зарегистрировать религиозную общину. Председателем церковного совета был избран Тимофей Рощупкин. Как вспоминает его дочь Ирина Тимофеевна Рощупкина, «на деньги от выигранной облигации отец купил железо и перекрыл крышу храма. Впоследствии Тимофея Рощупкина арестовали и посадили за агитацию против советской власти»[10].

Заслуживает внимания рассказ прихожанки Крестовоздвиженского храма Ямской слободы о том, как немцы и венгры приходили в православный храм молиться. Однажды к ним в дом «зашел солдат-венгр и, увидев икону святителя Николая, долго смотрел. Потом привел еще двоих; видимо, икона понравилась, но забирать образ не стали».[11]

Несмотря на все репрессивные меры тех лет старооскольское духовенство, как и вся Русская Православная Церковь, приняла самое активное, деятельное участие в движении к победе над фашизмом. «Каждый священник, имеющий взрослых сыновей-воинов, молясь о даровании победы, вкладывал в эту молитву и свои личные надежды. Провозглашая вечную память павшим на поле брани, многие православные пастыри провозглашали ее и своим собственным сыновьям».[12]

С июля 1942 г. по 5 февраля 1943 г. территория района и города находились в зоне оккупации. Фашистские оккупанты пытались переманить церковь и ее служителей на свою сторону. Были вновь открыты церкви: Михайловская в селе Нижнее Чуфичево, в честь иконы Казанской Божией Матери в селе Владимировка и др., в школах введен предмет – Закон Божий, дети учили молитвы[13]. Но план склонить на свою сторону духовенство и верующих не удался. Прихожане церквей Старого Оскола активно участвовали в сборе денежных средств в Фонд обороны и Красного Креста, помогали партизанскому движению. Показательна заметка клитора (старосты) Троицкой церкви П. Синельникова, опубликованная 20 ноября 1943 года в газете «Путь Октября»: «Верующие прихода Троицкой церкви радуются блестящим успехам славной Красной Армии на фронтах Отечественной войны. Для того, чтобы быстрее разгромить оккупантов-фашистов, верующие сдали в фонд РККА 27926 рублей, 20000 рублей внесли на второй Государственный военный заем, 1500 рублей – на строительство танковой колонны, 500 рублей на третью денежно-вещевую лотерею».[14] И никакой страх перед оккупантами, реальная угроза расстрела фашистами за малейшее неповиновение не могли затмить желания традиционно отметить православные праздники. Немцы отбирали всю живность, все продукты питания у сельского населения Оскольского района. Перед Пасхой каждое яичко было буквально «на вес золота». Чтобы как-то сохранить курочек-несушек, рыли глубокие ямы, накрывали их хворостом, засыпали снегом. Кормить приходили только тогда, когда шел снег, чтобы он засыпал следы. «В то страшное время никакая беда, никакое горе не могло затмить Светлую Пасхальную радость».[15]

Немало священнослужителей – наших земляков принимали участие в боевых действиях. Один из них – протоиерей Кирилл Романович Волошенко прошел всю войну. Участник Курской битвы, имел боевые награды. После войны отец Кирилл служил в храме Владимирской иконы Божией Матери деревни Первая Ольшанка Губкинского района. Другой настоятель храма в селе Хорошилово - отец Павел Михайлович Санталов - участник Великой Отечественной войны прослужил священником более двадцати лет. «Он сам выполнял и строительные работы. Закупал материалы, пилил, строгал, делал резьбу, ковал. Обвязывался веревкой и сам, без всякой помощи, взбирался на купол храма и в одиночку укреплял кровлю, делал кирпичную кладку».[16]

 «Наша память является вместилищем любви о подвиге предков, которые положили свои жизни за Веру и Отечество. Нам необходимо сделать все, чтобы подрастающее поколение имело правильное и выверенное знание об историческом прошлом, чтобы каждый мог быть причастен к великому соборному объединению, которое называется народ-победитель. 6 мая, когда было принято решение о капитуляции фашистской Германии, день памяти Георгия Победоносца»[17].

Заключение

Чтобы предусмотреть будущее, надо знать предысторию. Чем разносторонне мы посмотрим на предшествующие события, тем лучше поймем, что мы есть и что нас ждет. Как сказал Патриарх Кирилл накануне Великого поста 2010 года: «Замечательно, что сегодня происходит возрождение веры среди народов, которые прошли через суровое время государственного атеизма. Именно эти народы, как никакие другие в мире, осознают, что такое жизнь без Бога. Жизнь без Бога - это жизнь без нравственного мерила. Если Бога нет, то все дозволено… но если мы верим в Бога, если мы понимаем, что Бог наш судья, то осознание этого важнее всякого страха перед судом и наказанием человеческим. Страх Божий есть великая нравственная сила, которая ориентирует человека и помогает двигаться вперед».[18]