Взаимодействие учителя обществознания и школьного психолога
В
соответствии с Концепцией модернизации российского образования, Концепцией
гражданского образования в общеобразовательных учреждениях, а также внедрением
нового образовательного стандарта предусматривается кардинальное изменение
самого процесса обучения обществознанию, внедрение современных образовательных
технологий.
Школе
предстоит подготовить молодых людей, обладающих не столько сформированными
знаниями, сколько творческой активностью, способностью к самостоятельному
поиску, а также определенными социальными компетенциями, помогающими
ориентироваться в перипетиях современной жизни, применять знания на практике.
Все это требует в том числе и пересмотра основных подходов в преподавании
обществознания, отбора содержания учебного материала и методов работы с ним для
решения задач успешной сдачи ЕГЭ учащимися, а также формирования ключевых
компетенций и навыков практического применения изученного на уроках.
Как
отмечают педагоги и психологи, у современного поколения сложился своеобразный
способ освоения мира и жизни, с которым невозможно не считаться. Для
жизнепроявления человека нового поколения характерно развитие практического
сознания и чувство ценности жизни, связывающее его с коллективом и обществом.
Именно с энергией практического действия и желанием подтверждения собственных
возможностей приходит ребёнок в школу. Внешний мир становится условием развития
личности, основанного на её собственном опыте. Конечно, перевернуть
современное образование, приобщив его к задачам, которые ставит перед ним новый
ученик, пока в полной мере невозможно.
В
Европе и США уже давно гуманитарным дисциплинам, негласно, отводится ведущая
роль в формировании мировоззрения молодежи. Например, английские и американские
социологи в своих лекциях и публикациях неустанно пропагандируют свои
национальные ценности, как основу миропонимания и образец для подражания их
другими народами. Система основных мировоззренческих представлений при этом
постоянно совершенствуется, детально разрабатывается и популяризируется
общественными организациями и общественными движениями, финансируемыми
государствами и частными гуманитарными фондами. Все это поддерживается
национальными СМИ.
В России на преподавателей гуманитарных дисциплин, в отсутствии четкой
государственной мировоззренческой доктрины культурных ценностей, возлагается
огромная ответственность не только по формированию мировоззренческих основ
системы восприятия окружающего мира у учащихся средних специальных учебных
заведений, но и по защите сознания молодежи от агрессивной пропаганды потребительских
ценностей и идеологических штампов, внедряемых в сознание молодежи с помощью
современных манипулятивных технологий, международными макроэкономическими
корпорациями. Неконтролируемая оккультурация и смена традиционной системы
ценностных жизненных ориентаций на «общестандартную» способствует формированию
негативно-потребительского отношения к своему государству и обществу,
стремлению к эмиграции, аполитичности. Ведь все это сказывается не только на
эффективности жизнедеятельности отдельного человека, но и в конечном итоге на
всем обществе в целом. Ведь как неоднократно подчеркивали российские и
зарубежные обществоведы, на основе глобализации сознания, формирующаяся сегодня
глобальная культура («глобализация») формирует и новую серию социальных проблем,
причем глобального характера. И только традиционное государственное мышление,
гражданское самосознание, патриотизм, с соответствующей системой ценностных
ориентиров, является той основой, которая наиболее эффективно может
минимизировать отрицательное влияние современных социальных процессов.
Но внести в образовательное пространство
хотя бы фрагментарную обращённость к реальным жизненным тенденциям необходимо.
Педагогически удобным в этом смысле представляется урок и формы его проведения.
Новое содержание обществоведческого образования,
ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение
в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и
личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку,
позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в
современном российском обществе. Использование в педагогическом процессе
активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры,
включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне,
исследовательская деятельность, работа с источниками социальной информации, с
использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета),
написание творческих работ по обществоведческим дисциплинам, решение
познавательных задач и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса
обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступает
организатором творческого процесса взаимодействия на уроке, а поддержку в
организации процесса обучения и воспитания учащихся на уроках гуманитарного цикла может оказать
прежде всего психологическая служба
школы.
Приоритетными
направлениями в совместной работе
меня , как учителя и школьного психолога являются
интеграция
психолога в совместное
проведение
учебный
процесс интерактивных
(мини
лекции) занятий
Привлечение
психолога к совместной исследовательской деятельности
Организация внеклассных мероприятий, продолжающих
канву урока
Из
опыта работы:
-тренинг
«Дракон» (Тема урока: Политическая и государственная власть»)
-деловая
игра « Бункер» ( Возможные темы урока:
-«Социальные
связи и взаимодействия»;
-
«Человек. Индивид. Личность»
-
«Права человека»
-арттерапия
(при изучении раздела «Духовная сфера общества)
-прием
"ДРАМАТИЗАЦИЯ
КОНФЛИКТА"( Тема: «Личность и межличностные взаимоотношения)
Работа психолога в школе неразрывно связана с
образовательным процессом. Школа - это огромный социальный институт. Школа для
ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений,
усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Вот
именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и
психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может
претендовать на звание социального института знаний.
Психолог и учитель помогают ребёнку усвоить весь этот опыт через
освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка
вырабатывается осознанное восприятие мира. Главной позицией педагога и психолога служит создание для
детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной
работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания
личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение).
Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами,
которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников. Поэтому
только интеграция психолого – педагогической службы школы может принести тот
ожидаемый результат, который мы называем социализацией личности в современном
глобальном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 135.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: Приемы эффективного обучения на уроках истории и обществознания. Из опыта работы.
Автор: Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель истории МБОУ СОШ № 49 г. Мурманска.
Обучение может быть эффективным, если ребенок является активным участником этого процесса. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, роль ученика из пассивной (как объекта обучения) превращается в активную (как субъекта обучения). Реализовывать этот подход возможно с помощью различный педагогических технологий: проблемно-поисковых, проектной деятельности, технология интегрированного обучения, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационных.
История, обществознание, право и экономика являются одним из тех учебных предметов, к изучению, которого дети приступают с особым интересом, однако в дальнейшем сложность учебного материала, обилие фактического материала, событий, исторических личностей снижают интерес учащихся к предмету. Поэтому крайне важно мотивировать учащихся к изучению предмета, показывая детям практический, исследовательский характер наук. Развитию исследовательских навыков, формированию коммуникативных компетенций, умению проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания), анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений позволяет технология критического мышления. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Для развития умения воспринимать информацию можно использовать следующие приемы:
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет». Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние стрелки – основные понятия темы, нижние стрелки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: (Верх - причины, низ - следствия и т.п.). Схема «Фишбоун» отлично работает, как средство систематизации материала, быстро воспроизводится учащимися и увеличивает процент усвояемости
Примером использования данного приема является урока по теме: «Первая Российская революция».
Учащимся предлагается информация (тексты), проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материал. Класс делится на 3 группы: «Политики», «Социологи», «Экономисты». Каждая группа изучает предложенный текст, отвечает на вопросы и заполняет схему "Fishbone". Текст для группы «Политиков»:
«В январе 1895 г., принимая в Зимнем дворце депутации от дворянства, земств и городов, император Николай II в короткой речи назвал надежды на изменение государственного строя «бессмысленными мечтаниями», заявив, что будет охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял их его отец – император Александр III».
Что на ваш взгляд, было причиной столь упорного стремления Николая II сохранить самодержавие в России? Дает ли ответ на этот вопрос схема управления Российской империей к началу ХХ в.?
«Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется при организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов. Например, на уроке истории в 10 классе по теме «Русь между Востоком и Западом» предлагались следующие задания:
"Тонкие” вопросы | "Толстые” вопросы |
Кто? (Кто автор поэтического рассказа «Задонщина»?) Когда? (Когда состоялась битва на Чудском озере?) Как звали наиболее авторитетного князя Руси первой половины ХIII в., старшего сына Ярослава? | Дайте три объяснения, почему Александр Невский выбрал осторожную дипломатическую политику в отношении Золотой Орды? Предположите, что было бы, если Александр Невский не продемонстрировал активного противостояния католическому Западу в ХIII в.? Согласны ли вы, что Руси противостоял сильный противник монголо – татары, превосходивший ее в политическом, экономическом и военном отношении? |
Кластеры. Прием - кластеров («гроздья») универсален. Например, на уроке Экономики, по теме «Экономика как наука и хозяйство» был использован кластер, позволяющий систематизировать имеющуюся информацию и выявить области недостаточных знаний.
На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Кластер – графический прием систематизации материала .
Использование инструмента PMI (плюс, минус, интересно).
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
- «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
- «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
- «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
Например, на уроке обществознания в 10 классе учащимися была составлена таблица
ТЕМА Глобализация | |
Плюсы
| Минусы
|
Интересное Одна из целей развития тысячелетия (ЦРТ), сформулированных ООН, предусматривает пятидесятипроцентное сокращение к 2015 году числа тех, кто вынужден выживать на сумму менее доллара в день. За отправную точку был принят 1990 год, когда более миллиарда человек во всем мире практически не имели средств к существованию. И вот, наконец, одна из важнейших целей человечества достигнута, несмотря на то, что порог абсолютной бедности был повышен до 1,25 доллара в день. |
Прием «Шесть шляп мышления». В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот. Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.
Например, на уроке истории «Дискуссия о контрреформах Александра III» поднимался вопрос, который действительно обсуждался в российском обществе: что делать с террористами-убийцами Александра II? Класс был разбит на 6 групп, каждой из которых предлагались следующие задания:
Первая группа: Найдите убедительные аргументы для обоснования смертного приговора заговорщикам.
Вторая группа: Обоснуйте свои доводы в защиту террористов. “Казнить нельзя!”
Третья группа: Представьте себя в роли царского правительства. Сформулируйте, какие необходимо принять меры для нормализации обстановки в России того времени.
Четвёртая группа: Представьте, как могли повести себя члены царской фамилии. Как бы вы реагировали на их месте.
Пятая группа: Вы – пессимисты. Докажите, что ни казнь, ни, наоборот, оправдание убийц царя, ничего фактически не изменят.
Шестая группа. Эксперты. Этой группе предоставлен пакет “эксклюзивной” информации. Ученики знакомятся с изучаемым событием не только по учебнику, но и по материалам научных статей, энциклопедий, справочников.
Дано задание: Подведите итоги дискуссии. Насколько удалось участникам обсуждения смоделировать политическую ситуацию 1881 года? Какие на деле были приняты меры в России?
Важную роль на уроках истории играет исследовательская деятельность.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину мира как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; обще дидактические приёмы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведённого исследования. Приём сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений. Использование приёма сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом даёт возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия. Например, сравнительный анализ цивилизаций: европейских (христианских) и восточных (мусульманской, буддистской) позволяет установить много общего в сакральном отношении к миру, нравственно-этических ценностях, образе жизни, но и выявить отличия. Приём обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод. Приём выдвижения гипотез при исследовательском подходе предполагает или доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование её неправомерности. Поисковый путь учебного познания при исследовательском подходе в обучении невозможен, если у учащихся не будет сформирован приём переноса знаний в новую ситуацию.
1. Проанализируйте данные статистики и на основе этих данных сделайте выводы. «За вторую половину 17 века Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных псалтырей и часословов. За несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Среди тысяч экземпляров таких книг, изданных Московским Печатным двором, более половины составляли светские. Увеличилось число переводных сочинений, если в 16 веке было известно 26 названий, то в 17 веке – 153, из которых к числу религиозно-нравственных относится менее четырёх десятков. Остальные, более трёх четвертей,- светского содержания. Вопрос: о каких изменениях в культуре 17 века свидетельствуют эти факты?»
2. Известно в истории сравнение западников и славянофилов с двуглавым орлом, данное Герценом: головы смотрят в разные стороны, а сердце – одно. Раскройте смысл этого сравнения.
3. Как Вы считаете, имеет ли НЭП международное значение или это явление чисто советское. Обоснуйте свой ответ.
Применение технологии «обучение как учебное исследование» на разных уроках различно – от небольших практических работ, выполняемых фронтально, до выполнения работ исследовательского характера в индивидуальном порядке или в малых группах. Это позволяет включить в контекст предметных практических занятий фрагменты проектной деятельности.
Я разработала серию практических работ исследовательского характера для учащихся с разным уровнем подготовки, одно и то же задание ребята могут выполнять с различной поддержкой учителя: от абсолютной самостоятельности (и при выдвижении гипотезы и при практическом исследовании) до применения инструктивной карты на разных этапах работы. Конспект урока «Дискуссия о характере опричнины». (опубликован на сайте http://www.uchmet.ru/library/material/161950/)