Роль интеграции в образовательном процессе
Новые
Стандарты школьного образования и
Концепция профильного образования в качестве приоритетных обозначили не только
задачи формирования интеллектуальных умений,
мышления, но и овладение элементарными методами познания, умение работать с различными источниками,
развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни. Один из путей решения этих проблем обучение
началам учебного и научного исследования. Исследовательская деятельность
позволяет не только научиться ориентироваться в современном потоке информации,
но и позволит овладеть на более высоком уровне приемами и навыками
интеллектуальной деятельности. Это путь повышения эффективности усвоения
учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных
программ общего образования и достижения соответствующих образовательных
стандартов.
Актуальной задачей
педагогики на сегодняшний день
является формирование ключевых
компетенций
·
Ценностно-смысловая компетенция.
·
Общекультурная компетенция.
·
Учебно-познавательная компетенция.
·
Информационная компетенция.
·
Коммуникативная компетенция.
·
Социально-трудовая компетенция.
· Компетенция
личностного самоусовершенствования.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте
собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться
таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их
становлению. Самым удачным средством, помощником в данном деле, на
наш взгляд, является исследовательский
метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо
научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих
действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в
команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это
общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для
работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на
собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная
компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства
информации и информационные технологии (а это информационная
компетенция);учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку
зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная
компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть
личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а
это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного
самосовершенствования).
Свою педагогическую деятельность в данном направлении я сторою по следующей
модели:
Исторический материал,
как правило, разнообразен по содержанию. На одном уроке часто чередуются
сюжетное изложение захватывающего события и объяснение менее интересного.
Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски наиболее результативных путей и
способов интенсификации образовательного процесса, улучшение качества
преподавания истории. В ряду основных факторов, способствующих
повышению уровня преподавания истории,
важная роль принадлежит использованию межпредметных связей. Рассмотрение и
изучение проблемы интеграции предпринимались педагогами в далёком прошлом. По
существу интегрированным предметом является у нас обществознание. Но этого недостаточно. В истории научного естествознания
несколько столетий продолжался период дифференциации наук, при котором предметы
научных исследований были строго разграничены. Ограниченность предметов
познания позволяла каждой науке исследовать их детально, но преимущественно с
внешней стороны, не проникая во внутреннюю структуру и сущностные
закономерности, не замечая взаимовлияния тел, процессов и явлений природы,
объективно существующего между телами и явлениями природы.
Эта
разобщенность создавала определенные барьеры, разъединяющие науки о природе,
порождала необходимость сближения
научных знаний о природе.
И вот с
учителями нашей школы мы решили объединить
усилия по формированию ключевых
компетенций учащихся через исследовательскую деятельность. Вот некоторые
результаты нашей деятельности.
Работая с детьми, мы стремимся сформировать в их сознании научную
картину мира. Однако, опыт убеждает нас, что эта картина может остаться
мозаичной, лишенной целостности, если учителя разных дисциплин не объединят
свои усилия.
В природе нет деления на «физику» «химию» «биологию», эти
ОТРАСЛИ науки появились для того чтобы человеку было удобнее изучать природу,
(ну и соответственно в школе, чтобы было
удобнее преподавать) И, значит. в сознании ребенка должно ПОЯВИТЬСЯ
представление об общности всех законов природы, их универсальном характере.
Есть предметы, интеграция которых абсолютно очевидна (химия-биол, мат-физ, география-
химия-биология, обж –хим и т.д), сам материал предмета подводит учителя к необходимости выхода за узкие рамки одного предмета.
Однако мы хотим рассказать об опыте интеграции таких
предметов, как история-химия-обществознание. Это интегрирование дает широкие
возможности для организации исследовательской деятельности учащихся, причем результаты этого исследования становятся объектом изучения
непосредственно на уроке, что особенно важно в условиях общеобразовательной
средней школы.
Не пытаясь отождествлять законы природы и законы развития
общества, не делая механического переноса ….., мы стремимся показать детям, что
многие процессы и в обществе и в природе протекают сходным образом, развиваются
в соответствии с единой логикой.
Увидеть сходство процессов, провести параллели можно только
обладая определенным запасом фактических знаний, владея понятийным аппаратом.
В нашей школе химия преподается на базовом уровне, т.е. 1
час в неделю в 10-11 классах. Понятно, что говорить о глубоком изучении науки нельзя. Опять же, у учащихся соц-гум профиля
мотивация к изучению ест-науч дисциплин невысока.
Изучение частного
- химической реакции ….позволило
учащимся сделать шаг к более общим
закономерностям,
Мы предложили учащимся в качестве гипотезы следующую идею: человек-часть природы, работа его
организма протекает в соответствии в ее законами, общество состоит из отдельных
индивидуумов, поэтому законы общественной жизни могут соотноситься с законами
природы.
Перед учащимися была поставлена проблема:
В процессе подготовки к
уроку учащимся было дано
задание: построить Модель идеальное правовое государство, основываясь на универсальном
характере законов природы.
Одним из направлений деятельности учащихся был поиск
параллелей между протеканием химических и общественных процессов.
химия
обществознание
1
условия возникновения
1)предпосылки
социальных потрясений (на примере 90-х
г. ХХ в.)
2)
механизм (т.е. путь) по которому протекает реакция.
2)охарактеризовать
стадии развития ситуации в стране
3)
направление, в котором химическая реакция протекает самопроизвольно
3)пути выхода из кризиса
4)
способы управления процессом
(изменение скорости, остановка) роль «сторонних» сил- катализаторов и
ингибиторов.
Для того, чтобы химическая реакция
произошла, необходим ряд условий: соприкосновение веществ, и достаточное
количество энергии для начала реакции. В данном случае реакция протекает под
воздействием света. Он провоцирует образование разрушение молекулы и
образование свободных радикалов-активных частиц с непарными электронами.,
которые начинают разрушать другие молекулы, каждая предыдущая стадия рождает
новый радикал для продолжения процесса. Такой механизм реакции называется
цепным. Цепная реакция может протекать по разному – спокойно или при других
условиях-со взрывом. Пока взрыв не произошел, скорость реакции можно изменить,
введя например ингибитор процесса- какое- либо вещество, которое так же
содержит активные непарные электроны.
В ходе выполнения работы учащиеся смогли не отождествляя законы природы и законы развития общества, не
делая механического переноса, доказать, что многие процессы и в обществе и в
природе протекают сходным образом, развиваются в соответствии с единой логикой.
Комментарии
Потрясающая интеграция!!!!!!!