Элективный курс «Многообразие общества»

Ерофеева Ирина Евгеньевна

Элективный  курс «Многообразие общества» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 34 часа в каждом классе, всего  68 часов.

 Среди школьных предметов, по которым можно сдать единый государственный экзамен, есть и обществознание. ЕГЭ по обществознанию сдают около половины всех выпускников школ Российской Федерации.

Экзамен по обществознанию остается одним из  наиболее массовых, которые сдаются по выбору. Он  востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности. Но следует отметить, что этот экзамен по выбору и его сдают не все учащиеся в классе  и поэтому подготовку к ЕГЭ следует вынести на дополнительные занятия или элективные курсы.

             Проведение итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ позволяет получить объективные данные, характеризующие уровень овладения экзаменуемыми необходимыми обществоведческими знаниями и умениями. Обществознание является одним из сложных предметов, так как содержит в себе самостоятельные дисциплины: философия, экономика, правоведение, политология, социология, культурология. Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников. Типичные ошибки выпускников показывают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Конечно, самый надежный путь к успешной сдаче экзамена – прочное и глубокое усвоение курса обществознания на протяжении всех лет его изучения. Вместе с тем нелишней станет и специальная работа по формированию умений выполнять задания различных типов.

Помимо всего итоговая аттестация в форме ЕГЭ включает умение написание эссе. В рамках обычного преподавания при дефиците учебного времени и огромной загруженности для отработки данного умения не хватает времени.

         Целью данного курса является повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера; обеспечение систематизации, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения; развитие методологической культуры при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытие смысла афористичного высказывания. данный курс имеет целью подготовку учащихся к ЕГЭ по обществознанию и предполагает формирование умений выполнять задания различных типов.

Задача  курса – познакомить учащихся  с разными типами заданий в зависимости от предполагаемого вида  познавательной деятельности и особенностями их выполнения; научить работать с текстом документа, анализировать и интерпретировать его; показать особенности эссе по обществознанию, научить правильно выбирать тему эссе; актуализация знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания; обобщение и  систематизация полученных знаний;

 решение наиболее  сложных вопросов

 

             Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.  В рамках элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям, примерно 70%учебного времени, конкретно отработке навыков выполнения тестовых заданий , написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

        

   Ожидаемые результаты:

Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым направлениям курса; достижение определенной свободы в выборе темы эссе; проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

 

Результатом изучения учащимися курса является умение решать задания ЕГЭ по обществознанию, правильно работать с бланками ЕГЭ, умение рассчитывать время отпущенное на проведение ЕГЭ по обществознанию.

Одним из условий практической значимости предлагаемого элективного курса является его соответствие требованиям Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений при подготовке ЕГЭ по обществознанию. Перечень элементов содержания Кодификатора включает обязательный минимум содержания основных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) образования по обществознанию (базовый и профильный уровни).

Программа позволяет сформировать практическую деятельность школьников при подготовке к итоговой аттестации.

 

Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.

 

Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.12 КБ
Файл prilozhenie1.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа элективного курса «Многообразие общества» предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 34 часа в каждом классе, всего  68 часов.

 Среди школьных предметов, по которым можно сдать единый государственный экзамен, есть и обществознание. ЕГЭ по обществознанию сдают около половины всех выпускников школ Российской Федерации.

Экзамен по обществознанию остается одним из  наиболее массовых, которые сдаются по выбору. Он  востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности. Но следует отметить, что этот экзамен по выбору и его сдают не все учащиеся в классе  и поэтому подготовку к ЕГЭ следует вынести на дополнительные занятия или элективные курсы.

             Проведение итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ позволяет получить объективные данные, характеризующие уровень овладения экзаменуемыми необходимыми обществоведческими знаниями и умениями. Обществознание является одним из сложных предметов, так как содержит в себе самостоятельные дисциплины: философия, экономика, правоведение, политология, социология, культурология. Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников. Типичные ошибки выпускников показывают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Конечно, самый надежный путь к успешной сдаче экзамена – прочное и глубокое усвоение курса обществознания на протяжении всех лет его изучения. Вместе с тем нелишней станет и специальная работа по формированию умений выполнять задания различных типов.

Помимо всего итоговая аттестация в форме ЕГЭ включает умение написание эссе. В рамках обычного преподавания при дефиците учебного времени и огромной загруженности для отработки данного умения не хватает времени.

         Целью данного курса является повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера; обеспечение систематизации, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения; развитие методологической культуры при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытие смысла афористичного высказывания. данный курс имеет целью подготовку учащихся к ЕГЭ по обществознанию и предполагает формирование умений выполнять задания различных типов.

Задача  курса – познакомить учащихся  с разными типами заданий в зависимости от предполагаемого вида  познавательной деятельности и особенностями их выполнения; научить работать с текстом документа, анализировать и интерпретировать его; показать особенности эссе по обществознанию, научить правильно выбирать тему эссе; актуализация знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания; обобщение и  систематизация полученных знаний;

 решение наиболее  сложных вопросов

             Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.  В рамках элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям, примерно 70%учебного времени, конкретно отработке навыков выполнения тестовых заданий , написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

            Ожидаемые результаты: 

Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым направлениям курса; достижение определенной свободы в выборе темы эссе; проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

Результатом изучения учащимися курса является умение решать задания ЕГЭ по обществознанию, правильно работать с бланками ЕГЭ, умение рассчитывать время отпущенное на проведение ЕГЭ по обществознанию.

Одним из условий практической значимости предлагаемого элективного курса является его соответствие требованиям Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений при подготовке ЕГЭ по обществознанию. Перечень элементов содержания Кодификатора включает обязательный минимум содержания основных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) образования по обществознанию (базовый и профильный уровни).

Программа позволяет сформировать практическую деятельность школьников при подготовке к итоговой аттестации.

Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.

Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов

Программа курса (34 часа)

10 класс.

Тема 1. Введение (4 часа)  

 Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы.

Знакомство учащихся с структурой ЕГЭ и стандартами обществоведческого образования, кодификатором, спецификаций, демоверсией, структурой и содержанием письменной экзаменационной работы, принципами отбора и расположения заданий в экзаменационной работе,  уровнями сложности заданий.

Тема 2. Решение заданий различных типов (9  часов).

Основные типы заданий. Специфика заданий по уровню сложности. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на  установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Решение задач с выбором ответа.

Тема 3. Решение заданий части С (16 часов).

Работа с текстами документов. Задания С1-С4. Интерпретация и анализ текста документа Характер заданий к тексту документа Задание С5  (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса). Задание С6  (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения, понятия на примере) Решение познавательных задач (С7) Задание С8  (задание на составление сложного плана) Эссе.

Тема 4. Решение КИМов. Закрепление изученного за год(4 часа).

Решение тренировочных тестов.

Тема 5. Итоговое повторение (1 час).

Обобщение и систематизация  изученного в течение года

11 класс.

Тема 1. Введение (4 часа)

Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году, анализ  результатов экзамена прошлом учебном году. Демонстрационный вариант КИМ по обществознанию.

Тема 2. «Общество» (4 часа).

Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь сфер общественной жизни. Социальные институты. Многовариантность развития общества. Типы обществ. Прогресс. Глобализация. глобальные проблемы.

Тема 3. «Человек» (4 часа).

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции). Потребности человека. Деятельность. Цель и смысл жизни человека. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация. Внутренний мир человека. Самопознание. Свобода и ответственность.

Тема 4. «Познание» (3 часа).

Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Виды человеческих знаний.

Тема 5. «Экономика» (4 часа).

Экономика: наука и хозяйство.  Собственность. Экономические системы. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл. Экономический рост. Многообразие рынков. Разделение труда. Обмен, торговля. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика.

Тема 6. «Социальная сфера» (3 часа).

Социальные группы и их классификация. Социальный статус и социальная роль. Стратификация, мобильность, нормы и отклоняющееся поведение. Семья Социальный конфликт. Межнациональные отношения.

Тема7. «Политическая сфера» (4 часа).

Власть. Политическая система. Признаки, функции и формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы.  Многопартийность. Политическая идеология.

Тема 8. «Право»(4 часа).

Право, система права. Источники права. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Конституция РФ. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в РФ.

Тема 9. «Духовная сфера» (2 часа). Культура Формы и разновидности культуры. Искусство, наука, образование.

Тема10. Итоговое тестирование

Повторение и обобщение изученного в течение года.



Предварительный просмотр:

План занятий

10 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды

познавательной

деятельности

Знания и  умения

Использование ИКТ, оборудование

Примечание

Тема 1. Введение (4 часа)

1

Спецификация экзаменационной работы по обществознанию для выпускников 11 класса

1

Лекция с элементами беседы

Структура проверочной работы

Виды заданий

Критерии к оцениванию

Содержательные

линии

Спецификация, кодификатор экзаменационной работы по обществознанию,

презентация

2

Кодификатор экзаменационной работы по обществознанию для выпускников 11 класса

1

Лекция с элементами беседы

Структура проверочной работы

Виды заданий

Критерии к оцениванию

Содержательные

линии

Кодификатор экзаменационной работы по обществознанию,

презентация

3

Демонстрационный вариант КИМ по обществознанию

1

Лекция с элементами беседы

Структура работы

Виды заданий

Критерии к оцениванию

Содержательные

линии

Демоверсия

экзаменационной работы по обществознанию,

презентация

4

Демонстрационный вариант КИМ по обществознанию

1

Практическая работа

Выполнение КИМа

КИМ по обществознанию,

презентация

Тема2. Решение заданий различных типов (9  часов)

5

Основные типы заданий

1

Практическая работа

Выполнение заданий по характеру ответа; в зависимости от предлагаемого вида познава-тельной деятельности

Демоверсия

экзаменационной работы по обществознанию,

презентация

6

Специфика заданий по уровню сложности.

1

Практическая работа

Выполнение заданий по уровню сложности, на сравнение, на классификацию

Демоверсия

экзаменационной работы по обществознанию,

презентация

7

Специфика заданий на сравнение, на классификацию.

1

Практическая работа

Выполнение заданий по уровню сложности, на сравнение, на классификацию

Демоверсия

экзаменационной работы по обществознанию,

презентация

8

Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия

1

Практическая работа

Выполнение заданий на распределение позиций по группам и установления соответствия; на выбор признака указанного понятия

Презентация «ЕГЭ по обществознанию»

9

Задания на  установление соответствия

1

Практическая работа

Выполнение заданий на распределение позиций по группам и установления соответствия; на выбор признака указанного понятия

Презентация «ЕГЭ по обществознанию»

10

Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию.

1

Практическая работа

Выполнение заданий на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Как правильно выбрать признак указанного понятия? Как по признаку установить понятие? Задания на конкретизацию

Презентация «ЕГЭ по обществознанию»

11

Разновидности заданий-задач.

1

Практическая работа

Решение заданий-задач Умения, необходимые для правильного решения задач

Презентация «ЕГЭ по обществознанию»

12

Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом.

1

Практическая работа

Решение заданий-задач Алгоритм выполнения заданий-задач с открытым ответом

Презентация «ЕГЭ по обществознанию»

13

Решение задач с выбором ответа.

1

Практическая работа

Решение заданий-задач

Презентация «ЕГЭ по обществознанию»

Тема 3. Решение заданий части С (16 часов).

14-15

Работа с текстами документов.

Задания С1-С4.

2

Практическая работа

Работа с текстами документов, характер заданий к тексту Интерпретация и анализ текста Умение интерпретировать  и анализировать  текст документа

Презентация «ЕГЭ по обществознанию»

16-17

Интерпретация и анализ текста документа

2

Практическая работа

Умение интерпретиро-вать  и анализировать  

Презентация «ЕГЭ по обществознанию»

Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему.

Важно в процессе предварительного чтения четко опреде лить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст.

18-19

Характер заданий к тексту документа

2

Практическая работа

Умение анализировать текст

Презентация «ЕГЭ по обществознанию»

20-21

Задание С5  (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).

2

Практическая работа

Задание С5. – задание повышенного уровня. Оно дает возможность оценить знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий.

Встречаются две модели этого задания:

  1. первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.): вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные

22-23

Задание С6  (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения, понятия на примере)

2

Практическая работа

Рассматриваемый тип заданий – задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности.

В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.

24-25

Решение познавательных задач (С7)

2

Практическая работа

26-27

Задание С8  (задание на составление сложного плана)

2

Практическая работа

Данное задание нацелено на проверку умения ученика составлять сложный план рассказа по обществоведческой тематике.

28

Эссе.

1

Практическая работа

Эссе по обществознанию и его особенности Типы эссе по обществознанию Как выбрать тему эссе на экзамене? Требования к структуре эссе

29

Эссе.

1

Практическая работа

Эссе по обществознанию и его особенности Типы эссе по обществознанию Как выбрать тему эссе на экзамене? Требования к структуре эссе

Тема 4. Решение КИМов. Закрепление изученного за год(4 часа).

30-31

Тренировочный тест 1

2

Практическая работа

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

КИМы

32-33

Тренировочный тест 2

2

Практическая работа

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

КИМы

Тема 5. Итоговое повторение (1 час).

34

Итоговое занятие

1

Практическая работа

Обобщение и систематизация  изученного в течение года

11 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды

познавательной

деятельности

Знания и  умения

Использование ИКТ, оборудование

Примечание

Тема 1. Введение (4 часа)

1-2

Особенности ЕГЭ по обществозна-нию в данном учебном году, анализ  результатов экзамена прошлом учебном году.

2

Лекция с элементами беседы

Структура проверочной работы

Виды заданий

Критерии к оцениванию

Содержательные

линии

Спецификация, кодификатор экзаменационной работы по обществознанию презентация

3-4

Демонстрационный вариант КИМ по обществознанию

2

Лекция с элементами беседы

Структура проверочной работы

Виды заданий

Критерии к оцениванию

Содержательные

линии

Демоверсия

экзаменационной работы по обществознанию презентация

Тема 2. «Общество» (4 часа).

5

Общество- сложная, динамично развивающиеся система.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Характеризовать с научной позиции основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества как целостной системы

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», КИМы

6.

Общество и природа. Общество и культура.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Характеризовать с научной позиции основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества как целостной системы

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», КИМы

7.

Взаимосвязь сфер общественной жизни. Социальные институты.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Характеризовать с научной позиции основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества как целостной системы

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», КИМы

8.

Многовариантность развития общества. Типы обществ. Прогресс. Глобализация. глобальные проблемы.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Характеризовать с научной позиции основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества как целостной системы

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», КИМы

Тема 3. «Человек» (4 часа).

9

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Извлекать необходимую социальную информацию из различных источников

Систематизировать и классифицировать представленные данные по предложенным критериям

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», КИМы

10

Потребности человека. Деятельность.

Цель и смысл жизни человека.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Извлекать необходимую социальную информацию из различных источников

Характеризовать проблемы человека в современном мире

Систематизировать и классифицировать представленные данные по предложенным критериям

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», КИМы

11

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Извлекать необходимую социальную информацию из различных источников

Систематизировать и классифицировать представленные данные по предложенным критериям

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», КИМы

12

Внутренний мир человека. Самопознание. Свобода и ответственность.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Извлекать необходимую социальную информацию из различных источников

Систематизировать и классифицировать представленные данные по предложенным критериям

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», КИМы

Тема 4. «Познание» (3 часа).

13

Познание мира. Формы познания.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Анализировать и интерпретировать социальную информацию

Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», КИМы

14.

Истина и ее критерии.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Анализировать и интерпретировать социальную информацию

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», КИМы

15.

Виды человеческих знаний.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Анализировать и интерпретировать социальную информацию

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», КИМы

Тема 5. «Экономика» (4 часа).

16

Экономика: наука и хозяйство.  Собственность.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Электронные учебные пособия «Обществознание, 8-11 класс», «Экономика и право. 10-11 классы», КИМы

17.

Экономические системы. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл. Экономический рост.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Электронные учебные пособия «Обществознание, 8-11 класс», «Экономика и право. 10-11 классы», КИМы

18.

Многообразие рынков. Разделение труда. Обмен, торговля.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Электронные учебные пособия «Обществознание, 8-11 класс», «Экономика и право. 10-11 классы», КИМы

19.

Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Электронные учебные пособия «Обществознание, 8-11 класс», «Экономика и право. 10-11 классы», КИМы

Тема 6. «Социальная сфера» (3 часа).

20

Социальные группы и их классификация. Социальный статус и социальная роль.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Выявлять внутренние и внешние связи (причинно-следственные, логические, функциональные) изученных социальных объектов

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс»,

презентация с тестами, КИМы

21

Стратификация, мобильность, нормы и отклоняющееся поведение.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Выявлять внутренние и внешние связи (причинно-следственные, логические, функциональные) изученных социальных объектов

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс»,

презентация с тестами, КИМы

22

Семья Социальный конфликт. Межнациональные отношения.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Выявлять внутренние и внешние связи (причинно-следственные, логические, функциональные) изученных социальных объектов

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс»,

презентация с тестами, КИМы

Тема7. «Политическая сфера» (4 часа).

23

Власть. Политическая система.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия.

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», презентация с тестами, КИМы

24

Признаки, функции и формы государства. Государственный аппарат.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия.

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», презентация с тестами, КИМы

25

Избирательные системы.  Многопартийность. Политическая идеология.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия.

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», презентация с тестами, КИМы

26

Политический режим. Гражданское общество и правовое государство.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия.

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс», презентация с тестами, КИМы

Тема 8. «Право»(4 часа).

27

Право, система права. Источники права.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Оценивать реальные явления и тенденции общественного развития, действия субъектов социальной жизни, различные суждения о социальных объектах с позиций научного знания, социальных норм, принципов гуманизма

Электронные учебные пособия «Обществознание, 8-11 класс», «Экономика и право. 10-11 классы», «Консультант Плюс», КИМы

28

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Оценивать реальные явления и тенденции общественного развития, действия субъектов социальной жизни, различные суждения о социальных объектах с позиций научного знания, социальных норм, принципов гуманизма

Электронные учебные пособия «Обществознание, 8-11 класс», «Экономика и право. 10-11 классы», «Консультант Плюс», КИМы

29

Конституция РФ

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Электронные учебные пособия «Обществознание, 8-11 класс», «Экономика и право. 10-11 классы», «Консультант Плюс», КИМы

30

Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в РФ.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Оценивать реальные явления и тенденции общественного развития, действия субъектов социальной жизни, различные суждения о социальных объектах с позиций научного знания, социальных норм, принципов гуманизма

Электронные учебные пособия «Обществознание, 8-11 класс», «Экономика и право. 10-11 классы», «Консультант Плюс», КИМы

Тема 9. «Духовная сфера» (2 часа).

31

Культура Формы и разновидности культуры.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс»,

презентация с тестами, КИМы

32

Искусство, наука, образование.

1

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

Основные понятия и категории содержательной линии

Формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Электронное учебное пособие «Обществознание, 8-11 класс»,

презентация с тестами, КИМы

Тема10. Итоговое тестирование

33-34

Итоговое тестирование

2

Практическая работа

Основные понятия и категории курса

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

Осмысливать собственный социальный опыт и использовать его при анализе, интерпретации и оценке социальной информации

КИМы

                                Памятки для ученика. Этапы работы над эссе.[1]

1. Познакомьтесь с предложенными темами

2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема

3. Определите смысл предложенных высказываний, ответив  на вопрос: Что хотел сказать автор?

4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:

  1. С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?
  2. Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

  1. имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
  2. ясно понимаете смысл высказывания ( что хотел сказать автор);
  3. можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
  4. владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);
  5. сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

  1. Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?

7. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

  1. Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?
  2. Какие теоретические обобщения вы должны учесть?

8. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:

  1. Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?

  1. Аргументированное эссе[2]
  2. Цели аргументированного эссе:
  3. 1) убедить оппонента в правильности своей точки зрения и склонить его на свою сторону
  4. 2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.
  5. Примерная структура эссе:        
  6. Введение.    Формулировка темы, ее актуальности, значимости; расхождение линий относительно предложенного суждения, взгляда; переход к основному суждению.
  7. Основная часть.  Суждения (аргументы), которые выдвигает автор, определение основных понятий, использованных при выдвижении тезисов; доказательства и поддержки – факты или примеры, поддерживающие суждения, точку зрения; рассмотрение и опровержение контраргументов. Необходимо показать, почему автор считает их слабыми, а собственные утверждения – предпочтительными.
  8. Заключение.    Повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.

Литература для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

1) Человек и общество. Обществознание / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Ч. 1. 10 кл. Просвещение.

2) Человек и общество. Обществознание / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Ч. 2. 11 кл. Просвещение.
 

3) СалыгинЕ.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание. 10 кл. Вентана-Граф, 2001-2006.

4) Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание. 11 кл. Вентана-Граф, 2002-2006.

5) Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл. Дрофа, 2005-2006.

6) Никитин А.Ф. Обществознание. 11 кл. Дрофа, 2005-2006.

7) Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. Русское слово, 2001-2006.

8) Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. Русское слово, 2001-2006

. Для подготовки к экзамену можно также порекомендовать использовать следующие издания:

1) Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Обществознание / сост.: Лискова Т.Е.. Рутковская Е.Л., Котова О.А.. М.: Интеллект-Центр, 2007.

2) ЕГЭ. Обществознание: Репетитор/ Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Брандт М.Ю. и др. М.: Просвещение, Эксмо, 2005-2007.

3) ЕГЭ. Обществознание: Сборник заданий / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Т.Е. Лискова и др. М.: Просвещение, Эксмо, 2005-2007.

4) ЕГЭ: Обществознание: Методика подготовки / Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. и др. М.: Просвещение, Эксмо, 2005-2007.

6) ЕГЭ. Обществознание. Тренировочные задания / Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Котова О.А. и др. М.: Просвещение, Эксмо, 2006-2007.

7) ЕГЭ. Обществознание: задания для подготовки / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт и др. М.: Просвещение, 2006.


[1] Лазебникова А.Ю. ЕГЭ – 2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007

[2] О.Н.Журавлева, Т.И.Пашкова. История России с древнейщих времен до середины ХIХ века. – М.: Вентана-граф, 2007


 

Комментарии

Ерофеева Ирина Евгеньевна

Экзамен по обществознанию остается одним из наиболее массовых, которые сдаются по выбору. Он востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности. Но следует отметить, что этот экзамен по выбору и его сдают не все учащиеся в классе и поэтому подготовку к ЕГЭ следует вынести на дополнительные занятия или элективные курсы.