Рабочая программа элективного курса "Дни воинской славы России"
Рабочая программа элективного курса "Дни воинской славы России" для учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Elektiv_po_istorii.zip | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Матвеевка»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР: М.О. Козина «___»___________2010г. | «Утверждаю» Директор школы: Н.В. Качкина «___»___________2010г. |
Рабочая программа
по элективному курсу
«Дни воинской славы России»
для учащихся 9 класса.
Базовый уровень.
Адаптирована учителем: Е.В.Бирюковой
Категория: высшая
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №___ от «___»______2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в сегодняшнем мире становится снова одним из актуальных вопросов в воспитании молодёжи.
Основными целями и задачами военно-патриотического воспитания является развитие гражданственности и патриотизма, важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование качеств защитников Отечества, воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.
Содержание программы дополнительного образования элективного курса военно-патриотического направления «Дни воинской славы России» направлено на решение этих задач в воспитании учащихся.
Программа элективного курса «Дни воинской славы России» может быть использована и для подготовки ребят к игре «Зарница-Орленок». Она даёт возможность подготовить ребят, которые не только выступают за школу в данной игре на разных этапах, но и вырастить хороших помощников-профессионалов в организации и проведении школьных мероприятий и игр военно-патриотической направленности, что увеличивает эффективность данных мероприятий.
Активное участие детей, в военно-патриотических мероприятиях даёт возможность преподавателю добиваться глубокого понимания учащимися верности воинскому долгу, воинской чести, храбрости, стойкости, доблести, мужества, места и роли по защите Отечества, формированию убежденности в необходимости защиты своей Родины.
Цель и задачи курса
Цель курса: Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, готовности служить в Вооружённых силах Российской Федерации, профессиональная ориентация учащихся.
Задачи курса:
Воспитательные:
- Воспитание гордости за свою страну, уважение к Вооружённым Силам, их боевым традициям, военной профессии.
- Раскрыть роль исторической личности в судьбах народа и страны в разные исторические эпохи.
- Дать учащимся конкретные рекомендации по поступлению в военные учебные учреждения.
- Воспитание гуманного отношения к людям.
Образовательные:
- Формирование знаний о назначении Вооружённых сил Российской Федерации, их характере и особенностях.
- Формирование знаний по безопасности и защите человека в чрезвычайных ситуациях.
Развивающие:
- Развитие физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- Формирование у молодёжи социальной активности.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы элективного курса «Дни воинской славы» Н.А.Дунаевой.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Дни воинской славы России»
на 2010-2011 учебный год,
учитель Бирюкова Елена Васильевна.
Класс – 9
Количество часов: 8
Пояснительная записка.
План составлен в соответствии с учебным планом школы и расписанием уроков.
Перераспределение часов по отдельным темам произведено, исходя из особенностей класса
№ п/п | Дата
| Название темы | Уроки с ИКТ | Коррек- Тировка плана |
1 2 3 4 5 6 7 8
| 5.11 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 16.12 23.12
| Дни воинской славы России. Ледовое побоище. Александр Невский. Куликовская битва. Дмитрий Донской. День народного единства и согласия. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Великие победы Северной войны. Петр Великий. Победы русского оружия. Ф.Ф. Ушаков, А.В.Суворов, П.С.Нахимов. Бородинское сражение. М.И.Кутузов. Великие победы Великой отечественной войны.Г.К.Жуков. Зачетное занятие. | + + + + + + + + |
Требования к уровню ЗУН в результате обучения
Учащиеся должны знать:
- Историю и боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации.
- Законодательную базу Российской Федерации в области военной службы. Обязанности и ответственность граждан Российской Федерации по защите Отечества.
- Требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина России.
- Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования и правилах приёма в них.
Учащиеся должны уметь:
- Владеть приёмами строевой подготовки.
- Организовать управление отделением, расчётом, экипажем.
- Выполнять марш - бросок 4-5 км.
Развитие компетентности
Эффективная деятельность педагога в предложенном курсе по развитию учебно-познавательной компетентности основывается на овладении учащимися ценностями познавательной культуры в области школьного курса «История», целостного видения приоритетных компонентов данного курса и освоении школьниками теоретических и технологических позиций их осуществления.
В процессе курса учащиеся получают опыт:
- освоения системы знаний о необходимости обеспечения обороноспособности и безопасности государства, о специфике взаимоотношений военнослужащих, выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего высшего, в том числе и военного профессионального образования или для самообразования;
- воспитания гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной и физической подготовки молодежи к выполнению конституционного долга, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
- развития личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, физической, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации в контексте проблем безопасности личности и общества;
Формы и методы контроля
Контроль при проведении элективного курса «Дни воинской славы России» спланирован таким образом, чтобы:
- Использовались различные стратегии контроля;
- Контроль проводился постоянно в ходе всего элективного курса;
- Контролировалось решение наиболее важных задач при изучении учебных тем:
- Учащиеся вовлекались в процессы контроля.
Цели контроля:
- Оценить потребности учащихся;
- Актуализация знаний по теме, субъектного опыта;
- Вызов интереса к теме;
- Предотвращение неправильного понимания вопросов.
Мотивирующий контроль
- Оценивание первоначальных знаний учеников, их умений (анкета 1);
- Понимания предстоящей деятельности;
- Выявление потребностей и интересов (анкета 2).
Анкета 1. Знания и умения учащихся
№ п/п | Критерии | Оценка критерий | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | ||
1 | Как вы оцениваете свою общеобразовательную подготовку | ||||
2 | Оцените вашу нравственную подготовку | ||||
3 | Считаете ли вы себя психологически готовым к службе в ВС | ||||
4 | Как вы владеете знаниями по ГО | ||||
5 | Как вы владеете стрельбой | ||||
6 | Оцените свою строевую подготовку |
Анкета 2. Потребности и интересы учащихся
№ п/п | Вопросы | Ответы учащихся |
1 | Почему ты выбрал занятия по программе элективного курса? | |
2 | Что ты ожидаешь от предложенной программы элективного курса? | |
3 | Какие разделы, темы занятий тебе больше всего интересны и почему? | |
4 | Какие разделы и темы занятий ты бы заменил на более интересующие тебя и почему? | |
5 | Считаешь ли ты, что программа занятий по элективному курсу поможет тебе не только овладеть специальными знаниями и повысить твое физическое здоровье, но и поможет лучше овладевать знаниями в учебном процессе? | |
6 | Можешь ли ты сказать про себя: «Я патриот своей Родины!», - и почему? | |
7 | Повлияет ли твои занятия по программе элективного курса на твои отношения со сверстниками и как? |
Таблица 1. Определение опыта и потребностей учащихся - мотивирующий контроль
№ п/п | Фамилия и имя | Критерии контроля | |||
Базовый опыт | Начальные знания и навыки | Наличие ошибочных представлений и ложных концепций у учащихся | Интересы к изучению нового материала | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 |
Формирующий контроль
- Анализ понимания, поощрение метапознания, формирование у учащихся осознания того, что он изучает, как он может это делать результативно и зачем ему это нужно сейчас и в будущем;
- Мониторинг прогресса
Таблица 2. Контроль учеников в процессе занятий элективного курса
№ п/п | Фамилия и имя | Активность | Взаимодействие в группе | Сформированность понимания |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Таблица 3. Самооценка отчетности учащихся
во время прохождения элективного курса
(Используется учениками для оценивания собственной отчетности. Он может быть изменен и использован учащимися или учителями для обеспечения обратной связи. Критерии оценки: активное обучение, отношение, участие, слушание, подготовка, вовлеченность)
1 | 2 | 3 | 4 | |
Активное обучение | Я всегда занимаю серьезную и активную позицию во время обучения, требователен к себе в повседневной работе и нацелен на содействие успеху всей группы. | Я постоянно занимаю активную позицию в собственном обучении и таким образом вношу свой вклад в успех группы. | Иногда я занимаю активную позицию в собственном обучении, делюсь значимыми идеями и задаю подходящие вопросы. | Я редко занимаю активную позицию в собственном обучении. Я часто не принимаю участия и редко обмениваюсь идеями или задаю вопросы. |
Отношение | Я последовательно демонстрирую искреннее желание учиться и делиться своими идеями с моими одноклассниками. | Я обычно выказываю искреннее желание учиться и делиться своими идеями. | Иногда я выказываю желание учиться, но зачастую просто выполняю то, что мне сказали сделать без энтузиазма и особого интереса. | Я не выказываю никакого желания учиться и обычно выполняю минимум заданного без всякого энтузиазма. |
Участие | Я начинаю обсуждение, задаю значимые вопросы и веду себя как лидер внутри группы. Я задаю продуманные, серьезные вопросы и защищаю свою точку зрения. | Я регулярно участвую в обсуждении и зачастую выношу свои идеи на обсуждение. Я задаю вопросы и защищаю свою точку зрения. | Иногда я вношу свой вклад в обсуждение. | Я участвую только, если меня об этом просят. |
Итоговый контроль
- Возможность представления своего результата (таблица 3);
- Оценивание презентаций учащихся (таблица 4)
- Итоговая таблица результатов элективного курса (таблица 5);
- Формирование готовности аргументировано защищать свою позицию.
Таблица 4. Критерии оценивания презентаций учащихся
Критерии | Оценка критерий | ||
«3» | «4» | «5» | |
Содержание | Не раскрыта и не ясна тема. Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Отсутствует творческий подход к изложению темы | Сформулирована и раскрыта тема. Ясно изложен материал. Наблюдаются некоторые элементы творчества. | Сформулирована и раскрыта тема. Полностью изложены основные аспекты темы. Тема раскрыта творчески, интересно. |
Корректность текста | Информация дана неточно. Информация частично изложена. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. Наличие орфографических и пунктуационных ошибок. | Достаточно точная информация. Небольшое количество орфографических и пунктуационных ошибок. | Данная информация кратка и ясна. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. |
Дизайн презентации | Оформление презентации противоречит ее содержанию. Изображения в презентации мешают восприятию текста, не соответствуют содержанию | Использованы некоторые эффекты и фоны. Оформление не противоречит содержанию. Изображения в презентации редко не соответствует содержанию. | Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации. Оформление полностью соответствует содержанию. Изображения привлекательны, интересны, не накладываются на тест, соответствуют содержанию. |
Коллективная работа | Не спланирована работа в группе. Несколько членов в группе отвечают за работу всей команды. Большинство членов команды участвуют, но продуктивность деятельности очень разнообразна. | Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды. | Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды. |
Таблица 5. Итоговая таблица результатов учащихся
№ п/п | Фамилия и имя | Критерии | Итоговая оценка | |||||||
Презен тации | Нравствен ная подготовка | Психологи ческая готовность | Общеобразо вательная подготовка | Строевая подготовка | Огневая подготовка | Тактическая подготовка | Физическая подготовка | |||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 |
Приложение 1
Список используемой литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Закон РФ «Об образовании».
- Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007.
- Основы военной службы: Учебное пособие / А.Т.Смирнов, В.А.Васнёв. – М.: Дрофа, 2004.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /авт.-сост. И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Интернет ресурсы.(WWW.IT-N.RU, «Сеть творческих учителей» сообщество учителей истории)
Приложение 2
Мультимедийные ресурсы
- Научно-популярный фильм «300 лет Полтавской битве» (© ВГТРК «Россия», 2009).
- Научно-популярный фильм «Александр Невский» (© Ленинградский комитет по телевидению и радиовещанию, Гостелерадио СССР, 1989).
- Научно-популярный фильм «Александр Суворов» (© ВГТРК «Россия», 2007).
- Научно-популярный фильм «Бородино» (© ФГУП «ЕТРС ВС РФ», 2008).
- Научно-популярный фильм «Неизвестная война. Битва за Москву» (© SOVINFILM, 1978).
- Научно-популярный фильм «Парад века. Знамя Победы» (© ФГУП «ЕТРС ВС РФ», 2009).
- Научно-популярный фильм «Поле Куликово» (Творческое объединение «Экран»).
- Научно-популярный фильм «Танки. Курская битва» (© Cromwell Productions, 1999).
- Научно-популярный фильм «Черные береты» («Центрнауфильм», 2005).
- Серия видеофильмов «Дорогами войны» (ТВ «Экспресс», г.Балаково, 2005)
- Коллекция ЦОР преподавателя.
Приложение 3
Примерные темы проектных работ по окончании курса
- «С чего начинается Родина!»
- История армии – история страны.
- Поля великих битв.
- Великие полководцы Российской армии.
- Неизвестная высота.
- Полтавской битве - 300 лет.
- Реликвии воинской славы России.
- «Мы верим в тебя, солдат!».