Метапредмет как точка опоры развития личности
Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением.
М.В. Ломоносов
Исторически все системы образования были нацелены на подготовку молодых людей к продуктивной деятельности в существующем обществе. Современное общество исключительно динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни. Готовы ли наши выпускники к жизни в таком мире? Способны ли они самостоятельно обозначать цели и достигать их? Закладываем ли мы, учителя, сегодня основу их успешной самореализации завтра? Эти и масса других вопросов волнуют современное учительство.
Учитель сталкивается с определёнными трудностями. Выбрав тот или иной профиль образования, наши социально адаптированные ученики, «ненужные» для поступления в вуз уроки просто отбывают, искренне считая их лишними. Другие, ловко держа под партой телефон, только делают вид, что внимательно слушают и выполняют задания на уроке.
Я хочу, чтобы каждый мой ученик в этой жизни состоялся. Многие видят эту цель, но как её достигнуть? Сделать так, чтобы каждый обрёл смысл и мотив своего пребывания на уроке и был способен реализовать себя в будущем.
Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, на мой взгляд, занимают метапредметные результаты, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися способы деятельности применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Авторы идеи Н.Громыко и М. Половков считают, что в основе метапредмета лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приёмами, то у него исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала, он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.
Как показывает мой опыт, наилучшие результаты формирования метапредметных умений и навыков даёт применение проектной методики в обучении.
Цель исследования– выяснить возможности проектной деятельности обучающихся, как ведущего средства формирования метапредметных результатов обучения.
Гипотеза исследования – если включить в процесс обучения проектную деятельность обучающихся, то создание практико – ориентированных ситуаций позволит сформировать у них метапредметные умения и навыки, что повысит качество образования и мотивацию учения.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:
· изучить опыт педагогов по теме проблемы;
· раскрыть и реализовать на практике возможности метода проектов;
· разработать программу формирования метапредметных результатов;
· разработать методику диагностики сформированности метапредметных умений и навыков;
· повысить мотивацию образования обучающихся.
Среди большого многообразия инновационных педагогических средств и методов, активно применяемых в настоящее время в обучении школьников, метод проектов занимает особое место. Ключевым в школе XXIв. становится вопрос: «Как учить?». Именно он определяет способы деятельности обучающихся, а значит – и характер опыта, которым им предстоит овладеть в процессе обучения. Сегодня проектная деятельность уже не экзотика. В России еще в 1905 году небольшая группа ученых под руководством С. Шацкого пыталась использовать проектные методики. В советское время проектные программы подверглись критике из-за сокращения объёма знаний по основным учебным предметам, в результате выпускники не имели достаточной подготовки для успешных занятий в вузах. Но этот метод постоянно развивается, не случайно «proect» в переводе с латыни означает «брошенный вперед». Кандидат педагогических наук И.С. Сергеев в своей работе «Освоили метод учебных проектов… что дальше?» говорит о возможном расширении масштабов проектной деятельности, о ее переходе на новую ступень. Автор работы предлагает расширить проектное пространство за счет интеграции предметов и различных образовательных областей, перейти от школьных проектов к внешкольным. Кандидат педагогических наук Н.Ю. Пахомова в своей работе «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» не только описывает систему работы по организации проектной деятельности, но и убеждает в необходимости такой работы для повышения качества образования.
У этого метода несколько преимуществ:
- он способствует соблюдению баланса между теорией и практикой;
- способствует формированию метапредметных результатов: интеллектуальных, оценочных, организационных, коммуникативных.
Следует выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние. К ним относятся:
· исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшие решения);
· социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности);
· оценочные (давать свою оценку событиям, личностям);
· информационные (самостоятельно искать нужную информацию, использовать современные источники информации);
· менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы и др.).
Этот метод я использую в своей педагогической практике на протяжении ряда лет. Такой подход соответствует целям и задачам образовательного процесса средней школы № 13 г. Пугачева, где я работаю.
В основе образовательного процесса МОУ СОШ №13 лежит технология личностно – ориентированного обучения, которая учитывает особенности каждого ученика и направляет на возможно более полное раскрытие его потенциала. В соответствие с этой технологией в программе развития школы обозначены следующие задачи:
- создать благоприятные условия для становления духовно-нравственной, творческой, развивающейся личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
- изучение и использование современных педагогических технологий, расширение и обновление информационной базы школы;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Решению этих задач способствует и метод проектов.
Основополагающими принципами педагогического проекта являются:
- принцип непрерывности формирования результатов обучения;
- принцип гуманитарности;
- принцип научности;
- принцип действенности и результативности;
- принцип сохранения здоровья участников проекта.
Цель проекта достигается через урочную и внеурочную форму работы (кружки, занятия курсов дополнительного образования).
Данный проект был рассчитан на три года. Участники проекта: обучающиеся девятых – одиннадцатых классов и их родители, учитель истории и обществознания Коняева Наталья Анатольевна.
Проект состоит из трех этапов
№ п/п | Этапы проекта | Временные рамки |
1 | Iэтап Учимся работать с информацией | 2016 – 2017 уч.год Девятые классы |
2 | II этап Мы - исследователи | 2017 – 2018 уч.год Десятые классы |
3 | IIIэтап Я и мир | 2018 – 2019 уч.год Одиннадцатые классы |
Предполагаемые результаты:
· повышение уровня сформированности метапредметных умений и навыков обучающихся;
· повышение качества знаний, степени обученности по истории;
· участие в предметных олимпиадах, конкурсах и научных конференциях;
· успешное прохождение итоговой аттестации и сдача ЕГЭ выпускниками школы;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления исторического прошлого.
В начале работы над проектом, в 9-х классах была проведена входная диагностика с целью выявления уровня сформированности метапредметных умений и навыков .
№ | Ф. И. ученика | Метапредметные умения и навыки | ||||||||||
Интеллектуаль- ные | Оценочные | Организацион- ные | Коммуника- тивные | |||||||||
|
| Уметь составить план текста | Устанавливать причинно – следственные связи | Использовать различные источники информации | Давать оценку личностям | Давать оценку событиям | Объяснять своё отношение к значимым событиям | Уметь работать по плану | Уметь регулировать свою деятельность | Уметь исправлять ошибки | Представлять результаты своей деятельности | Владеть устной речью |
1 | Иванов А | + | 0 | + | + | - | + | + | - | - | - | + |
«+» -высокий уровень, «- » - средний уровень, «0» - низкий уровень
Результаты диагностики показали, что 15% девятиклассников имеют высокий уровень сформированности метапредметных умений и навыков, 48% показали средний результат и 37% - низкий уровень. Таким образом, по результатам диагностического обследования было выявлено, что необходимо продолжить работу по формированию метапредметных умений и навыков.
На первом этапе идёт обучение девятиклассников умениям и навыкам проектирования: постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, поиск нужной информации, практическое применение знаний, проведение исследований, презентация деятельности, самоанализ. На этом этапе особую роль играет умение работать с различной информацией. Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду. Чтобы информация превратилась в знания, надо научить их отбирать нужное, выделять главное, устанавливать связи. Необходимо научить и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Проектная деятельность девятиклассников в первом полугодии
2016-2017уч. г.
№ | Тема проекта | Тип проекта | Источники информации | Оформление результатов | ||
По количеству участников | По ведущему методу | По продолжи- тельности выполнения | ||||
1 | Изменения в социальной структуре российского общества в н.XXв. | парный (весь класс) | исследовательский | мини-проект | статистические данные
| диаграмма график |
2 | Можно ли было избежать Первой мировой войны? | парный | исследова тельский | краткосроч ный | воспоминания современни- ков | статья в газету |
3 | Реформы П.А.Столыпина –для народа или вопреки народу? | парный (весь класс) | исследовательский | мини-проект | исторические документы | эссе |
4 | Почему начало XXв.называют Серебряным? | групповой 4 группы | информационный | краткосроч- ный | энциклопедия интернет-ресурсы | презентация |
5 | Правда красных и правда белых. | групповой 2 группы | исследова тельский | краткосроч- ный | исторические документы | презентация |
6 | Коллективиза ция: рукотворная трагедия или великая реформа? | групповой 3 группы | исследова тельский | средней продолжи- тельности | архивные и музейные материалы | презентация |
7 | Цена первых пятилеток. | групповой и индивиду альный | исследова тельский и информа ционный | мини - проект | интернет-ресурсы | коллаж |
8 | Саратовская область в годы ВОВ. | парный и индивиду альный | исследова тельский | средней продолжи тельности | материалы краеведчес- кого музея | коллаж презентация |
Важно учесть, что в современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. В моей практике имеют место разнообразные уроки.
Выбор актуальных и дискуссионных тем проектов, индивидуальный темп работы, определение посильных и интересных задач создаёт положительный эмоциональный настрой на работу. Всё это отражает гуманные идеи сохранности здоровья обучающихся. В результате повышается качество знаний, возрастает интерес к преподаваемым мной предметам истории и обществознанию. Проектная деятельность обучающихся осуществляется под контролем и оценивается учителем. Это можно сделать при помощи таблицы.
Таблица требований – инструмент контроля
Ф.И. ученика | Требования к выполнению работы над проектом | итог | ||||
Постановка цели и задач исследования | Выбор исторических источников | Обобщение полученных данных | Оформление результатов | Защита проекта | ||
Иван К. | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Артём Н. | 3 | 0 | 3 | 4 | 3 | 3 |
Ольга В. | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Работа над проектом является поводом для организации социальной практики старшеклассников, поэтому необходимо на всех этапах проекта организовать образовательную среду, выходящую за рамки образовательного учреждения ( работа в архиве, в музеях, библиотеках ). В 9 – х классах проекты чаще всего носят исследовательский и информационный характер. Метод проектов на данном этапе даёт возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Выбор темы проекта может быть сделан учителем, лучше, когда самими ребятами. При изучении темы « Коллективизация сельского хозяйства» в 9-м классе я предлагаю тему исследовательского проекта «Коллективизация: рукотворная трагедия или выдающаяся реформа?». Чтобы решить проблему проекта ребятам необходимо изучить разнообразный архивный материал: статьи газет, отчёты, протоколы заседаний, воспоминания современников, фотоальбомы. Одна проектная группа планирует свою работу так, чтобы доказать плюсы коллективизации, другая - минусы. Защита проекта происходит как внеклассное мероприятие и объединяет ребят из параллели девятых классов.
В ходе работы ученики могут предложить свою тему проекта в форме ретропрогнозирования « Каким был бы мой край, если бы не было Октябрьской революции 1917 г.?». Критерии реальности и логичности позволили ребятам делать ретропрогнозы, основываясь только на реальных фактах и событиях. Изучив экономический потенциал дореволюционного Николаевска, ученики пришли к выводу о возможном превращении маленького города в крупный, с развитой перерабатывающей промышленностью. Ведь по количеству и разнообразию промышленных предприятий город Николаевск превосходил современный Пугачёв. Такие проекты способствуют развитию творческого и критического мышления учащихся, позволяют по – новому раскрыть процессы исторического развития нашей страны, воспитывают чувство ответственности за принятые решения.
В связи со сложностью оценки надпредметных результатов в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных результатов не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляются те или иные умения и навыки в деятельности ученика. Для того, чтобы в полном объёме понять насколько эффективна проектная деятельность, в конце первого полугодия предлагаю девятиклассникам заполнить анкету:
|
Второй этап моего педагогического проекта охватывает деятельность десятиклассников. Значимой для старшеклассников является учебно – исследовательская деятельность, но уровень владения навыками этой деятельности недостаточно высок. Следовательно, основная работа на втором этапе проекта направлена на формирование навыков исследования. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Способствует формированию исследовательских навыков старшеклассников работа исторического кружка « Краевед». Изучая историю родного города ребята совершенствуют умения извлекать информацию из разных исторических источников, редактировать её, находить практическое применение полученным знаниям. На одном из первых занятий кружка вместе с ребятами мы составляем памятку « Как работать над исследовательским проектом», в которой определяем этапы создания такого проекта и его особенности. В образовании цель исследовательского проекта — это, прежде всего, приобретение обучающимися навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Учащимся, защитившим лучшие работы, предоставляется право выступать на школьных конференциях, таких как: "Интеллектуальное возрождение", "Ученые будущего" и др. После защиты проектов экспертная группа награждает участников дипломами I,II,III степени. Полученные дипломы пополняют портфолио учеников. Промежуточным итогом формирования метапредметных навыков можно считать работу учащихся по заполнению листов самооценки.
В старших классах проектная работа превращается в подлинно научное исследование, которое позволяет, например, установить связь между историей семьи и историей Отечества. Целью проекта « Обычные будни необычных людей» стало изучение вклада в историю нашего города Царёва А.М., прадеда учащейся 10 - го класса. Продуктом проекта стала интересная презентация и научная работа, получившая призовое место в региональной научной конференции « Инициатива молодых». Такие проекты имеют огромное воспитательное значение. Ведь не ясно, что позорнее: не знать дату Куликовской битвы или имя своего прадедушки.
Десятиклассники становятся активными организаторами и участниками ежегодной школьной научной конференции, которая проходит во время месячника истории. Исследовательская работа, проводимая в системе, даёт возможность моим ученикам уверенно участвовать в различных конкурсах и районных олимпиадах, где они занимают призовые места .
Считаю, что современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
История не заканчивается на последней странице учебника, эта удивительная наука дополняется и развивается каждый день. Изучая прошлое, мои ученики должны разбираться в настоящем, чтобы потом управлять будущим.
Как сделать, чтобы выпускники понимали окружающую реальность, наши национальные интересы и стратегию поведения России во внешней политике? Достижению этой цели посвящена работа на третьем этапе моего педагогического проекта. Этот этап имеет свои особенности:
- его участники – выпускники, которые заняты подготовкой к ЕГЭ и поступлением в вузы;
- только часть выпускников мотивирована на получение гуманитарного образования;
- рабочий день старшеклассника составляет 8-10 часов, поэтому особенно актуальны принципы здоровьесбережения;
- для успешной учебной деятельности и дальнейшей самореализации необходим высокий уровень сформированности метапредметных умений и навыков.
Учитывая эти особенности проектную деятельность выпускников нужно организовывать как работу над интегрированными проектами. Как же построить работу в этом направлении? Какие приёмы выбрать, чтобы она была наиболее эффективной?
Предпосылкой создания интегрированных проектов стал положительный опыт педагогов нашей школы в проведении интегрированных уроков (литература и история, биология и история, география и история) Именно интеграция позволяет дать всестороннее, целостное представление об изучаемом предмете или явлении. Она способствует развитию критического мышления учащихся, формирует творческий подход к процессу обучения, как у учителя, так и учащихся, активизирует навыки самостоятельной работы школьников.
Рассматривая определенную тему в рамках одного учебного предмета, трудно заинтересовать всех учащихся одновременно, так как среди них есть и ребята, склонные к изучению предметов естественно - научного цикла и гуманитарных дисциплин. Здесь интеграция оказывает педагогам неоценимую услугу, так как в рамках одной темы равные возможности для самореализации получают учащиеся со склонностями к различным предметным областям.
С этой целью были проанализированы рабочие программы по предметам и выявлены линии сопряжения в различных предметных областях. Следует отметить сложность в указанном процессе: несоответствие времени изучения объектов интеграции в различных предметах.
Наиболее благоприятной средой для интеграции являются история, обществознание, география, литература, информатика. Интегрированные проекты способствуют созданию в школе атмосферы сотрудничества, единого коллектива учащихся и педагогов. При этом нужно отметить, что проектная деятельность – не самоцель, а средство достижения поставленных задач.
В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Особенно это актуально для выпускников, которым не только необходимо сдать экзамены, но и продолжить учёбу.
В начале учебного года среди учеников формируются рабочие группы, но кто – то может работать индивидуально. Тема для всех одна « Россия вчера, сегодня, завтра…».
В одиннадцатых классах вместе с ребятами мы собираем и освещаем материал по современным значимым событиям российской и международной жизни в форме мини-проектов. Именно на этом этапе проекта наиболее активно формируются и применяются метапредметные умения и навыки. Для того, чтобы ученики обрели смысл в своей проектной деятельности, возможно предложить им проанализировать формулировки требований к кандидатам на занятие вакансий. Эту информацию можно встретить на соответствующих интернет-сайтах и убедиться в том, что они указывают на конкретные метапредметные результаты, которые успешно формируются в ходе проектной деятельности. Вот несколько подобных примеров:
- « умение работать в команде» (Web-мастер);
- «умение индивидуально планировать работы» (референт-администратор);
- « опыт организации и проведения презентаций» (менеджер по работе с общественностью);
- « умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения» (региональный торговый представитель);
- « умение структурировать информацию» (ведущий специалист в банке).
В течение года старшеклассники из СМИ собирают интересный материал на темы, которые актуальны сегодня, например:
- роль нефти в современном мире;
- успехи и трудности программы «сбережения народа»;
- проблемы бедности в современной России;
- влияние газового кризиса на российско – украинские отношения.
В течение учебного года такая работа завершается уроками защиты проектов, где ребята представляют свой вариант современной России, опираясь на собранный материал.
Эффективность моей работы находит отражение в повышении качества знаний обучающихся, успешной сдаче выпускниками ЕГЭ по истории и обществознанию, ежегодных призовых местах в районных олимпиадах , участии и победах моих учеников в различных конференциях и конкурсах и, что немаловажно, поступлении выпускников в престижные высшие учебные заведения.
В результате реализации моего педагогического проекта удалось достигнуть поставленных задач. Изучение опыта педагогов по данной теме позволило обратить внимание на преимущества и недостатки метода проектов в формирование метапредметных умений и навыков. Использование проектной методики позволило более детально и глубоко изучить отдельные темы курса истории, научить работать с разными источниками информации, обратить внимание учеников на изложение различных точек зрения (версий, оценок, мнений). Такая работа способствовала не только повышению уровня сформированности метапредметных результатов, но и повышению качества знаний, степени обученности по истории. Но эта методика не идеальна, поэтому наряду с успехами нужно отметить и возникшие трудности. В нашей школе нет гуманитарных профильных классов, более того значительная часть выпускников девятых классов уходит из школы в техникумы и ПТУ. Не все выпускники одиннадцатых классов мотивированы на получение высшего образования. Особенно актуальными на современном этапе стали проблемы сохранения здоровья школьников, поэтому необходимо избежать перегрузки. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снижают их творческую активность. Но, несмотря на отдельные трудности, проектная деятельность реализует своё главное назначение – способствует формированию личностного опыта ребёнка, опыта «быть личностью». Современная школа должна развить в ребёнке то доброе и важное, чем одарила его природа, не только подготовить его к жизни, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас, ибо обогащённая ценностным личным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня». Это и есть главная задача современной школы, успешно решаемая применением проектной методики.