Метапредмет как точка опоры развития личности

Коняева Наталья Анатольевна

                               Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением.

М.В. Ломоносов

 

   Исторически все системы образования были нацелены на подготовку молодых людей к продуктивной деятельности в существующем обществе. Современное общество исключительно динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни. Готовы ли наши выпускники к жизни в таком мире? Способны ли они самостоятельно обозначать цели и достигать их? Закладываем ли мы, учителя, сегодня основу их успешной самореализации завтра? Эти и масса других вопросов волнуют современное учительство.

  Учитель сталкивается с определёнными трудностями. Выбрав тот или иной профиль образования, наши социально адаптированные ученики,  «ненужные» для поступления в вуз уроки просто отбывают, искренне считая их  лишними. Другие, ловко держа под партой телефон, только делают вид, что внимательно слушают и выполняют задания на уроке.

       Я хочу, чтобы каждый мой ученик в этой жизни состоялся. Многие видят эту цель, но как её достигнуть? Сделать так, чтобы каждый обрёл смысл и мотив своего пребывания на уроке и был способен реализовать себя в будущем.

     Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты  обучения. Особое место, на мой взгляд, занимают метапредметные результаты, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися способы деятельности применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Авторы идеи Н.Громыко и М. Половков считают, что в основе метапредмета лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приёмами, то у него исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала, он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.

Как показывает мой опыт, наилучшие результаты  формирования метапредметных умений и навыков даёт применение проектной методики в обучении.

Цель исследования– выяснить возможности проектной деятельности обучающихся, как ведущего средства формирования метапредметных результатов обучения.

Гипотеза исследования – если включить в процесс обучения проектную деятельность обучающихся, то создание практико – ориентированных ситуаций позволит сформировать у них метапредметные умения и навыки, что повысит качество образования и мотивацию учения.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:

·        изучить опыт педагогов по теме проблемы;

·        раскрыть и реализовать на практике возможности метода проектов;

·        разработать программу формирования метапредметных результатов;

·        разработать методику диагностики сформированности метапредметных умений и навыков;

·        повысить мотивацию образования обучающихся.

   Среди большого многообразия инновационных педагогических средств и методов, активно применяемых в настоящее время в обучении школьников, метод проектов занимает особое место.  Ключевым в школе XXIв. становится вопрос: «Как учить?». Именно он определяет способы деятельности обучающихся, а значит – и характер опыта, которым им предстоит овладеть в процессе обучения. Сегодня проектная деятельность уже не экзотика. В России еще в 1905 году небольшая группа ученых под руководством С. Шацкого пыталась использовать проектные методики. В советское время проектные программы подверглись критике из-за сокращения объёма знаний по основным учебным предметам, в результате выпускники не имели достаточной подготовки для успешных занятий в вузах. Но этот метод постоянно развивается, не случайно «proect» в переводе с латыни означает «брошенный вперед».  Кандидат педагогических наук И.С. Сергеев в своей работе «Освоили метод учебных проектов… что дальше?» говорит о возможном расширении масштабов проектной деятельности, о ее переходе на новую ступень. Автор работы предлагает расширить проектное пространство за счет интеграции предметов и различных образовательных областей, перейти от школьных проектов к внешкольным. Кандидат педагогических наук Н.Ю. Пахомова в своей работе «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» не только описывает систему работы по организации проектной деятельности, но и убеждает в необходимости такой работы для повышения качества образования.

У этого метода несколько преимуществ:

  •  он способствует соблюдению баланса между теорией и практикой;
  • способствует формированию метапредметных результатов: интеллектуальных, оценочных, организационных, коммуникативных.

Следует выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние. К ним относятся:

·        исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшие решения);

·        социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности);

·        оценочные (давать свою оценку событиям, личностям);

·        информационные (самостоятельно искать  нужную информацию, использовать современные источники информации);

·        менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы и др.).

   Этот метод я использую в своей педагогической практике на протяжении ряда лет. Такой подход   соответствует целям и задачам образовательного процесса  средней школы № 13 г. Пугачева,  где я работаю.

     В  основе  образовательного процесса МОУ СОШ №13 лежит технология личностно – ориентированного обучения, которая учитывает особенности каждого ученика и направляет на возможно более полное раскрытие его потенциала. В соответствие с этой технологией в программе развития школы обозначены следующие задачи:

  •   создать благоприятные условия для становления духовно-нравственной, творческой, развивающейся личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
  •  изучение и использование современных педагогических  технологий, расширение и обновление информационной базы школы;
  •   сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Решению этих задач способствует и метод проектов.

Основополагающими  принципами педагогического проекта являются:

  • принцип непрерывности формирования результатов обучения;
  • принцип гуманитарности;
  • принцип научности;
  • принцип действенности и результативности;
  • принцип сохранения здоровья участников проекта.

Цель проекта достигается через урочную и внеурочную форму работы (кружки, занятия курсов дополнительного образования).

     Данный проект  был рассчитан на три года. Участники проекта: обучающиеся  девятых – одиннадцатых классов и их родители, учитель истории и обществознания Коняева Наталья Анатольевна.

Проект состоит из трех этапов

 

№ п/п

Этапы проекта

Временные рамки

1

Iэтап

Учимся работать с информацией

2016 – 2017 уч.год

Девятые классы

2

II этап

Мы - исследователи

2017 – 2018 уч.год

Десятые классы

3

IIIэтап

Я и мир

2018 – 2019 уч.год

Одиннадцатые классы

Предполагаемые результаты:

·         повышение уровня сформированности метапредметных умений и навыков обучающихся;

·         повышение качества знаний, степени обученности по истории;

·         участие в предметных олимпиадах, конкурсах и научных конференциях;

·         успешное прохождение итоговой аттестации и сдача ЕГЭ выпускниками школы;

·          расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления исторического прошлого.

     В начале работы над проектом, в 9-х классах была проведена входная диагностика с целью выявления уровня сформированности метапредметных умений и навыков .

Ф. И. ученика

Метапредметные умения и навыки

Интеллектуаль-

ные

Оценочные

Организацион-

ные

Коммуника-

тивные

 

 

Уметь составить план текста

Устанавливать причинно – следственные связи

Использовать различные  источники информации

Давать оценку  личностям

Давать оценку  событиям

Объяснять своё отношение к значимым событиям

Уметь работать по плану

Уметь регулировать свою деятельность

Уметь исправлять ошибки

Представлять результаты своей деятельности

Владеть устной речью

1

Иванов А

+

0

+

+

-

+

+

-

-

-

+

   «+» -высокий уровень, «- » - средний уровень,  «0» - низкий уровень

Результаты  диагностики показали, что 15% девятиклассников имеют высокий уровень сформированности метапредметных умений и навыков, 48% показали средний результат и 37% - низкий уровень. Таким образом, по результатам диагностического обследования было выявлено, что необходимо продолжить работу по формированию метапредметных умений и навыков.

      На первом этапе идёт обучение девятиклассников умениям и навыкам проектирования:  постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, поиск нужной информации, практическое применение знаний, проведение исследований, презентация деятельности, самоанализ. На этом этапе особую роль играет умение работать с различной информацией. Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду. Чтобы информация превратилась в знания, надо научить их отбирать нужное, выделять главное, устанавливать связи. Необходимо научить и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Проектная деятельность девятиклассников в первом полугодии

2016-2017уч. г.

Тема проекта

Тип проекта

Источники информации

Оформление результатов

По количеству участников

По ведущему методу

По продолжи-

тельности выполнения

1

Изменения в социальной структуре российского общества в н.XXв.

парный

(весь класс)

исследовательский

мини-проект

статистические данные

 

диаграмма

график

2

 Можно ли было избежать Первой мировой войны?

 парный

исследова

тельский

краткосроч

ный

воспоминания современни-

ков

статья в газету

 

3

Реформы П.А.Столыпина –для народа или вопреки народу?

парный

(весь класс)

исследовательский

мини-проект

исторические документы

эссе

 

4

Почему начало XXв.называют Серебряным?

групповой

4 группы

информационный

краткосроч-

ный

энциклопедия

интернет-ресурсы

презентация

5

Правда красных и правда белых.

групповой

2 группы

исследова

тельский

краткосроч-

ный

исторические документы

презентация

6

Коллективиза

ция: рукотворная трагедия или великая реформа?

групповой

3 группы

исследова

тельский

средней продолжи-

тельности

архивные и музейные материалы

презентация

7

Цена первых пятилеток.

групповой и индивиду

альный

исследова

тельский и информа

ционный

мини - проект

интернет-ресурсы

коллаж

8

Саратовская область в годы ВОВ.

парный и индивиду

альный

исследова

тельский

средней продолжи

тельности

материалы краеведчес-

кого музея

коллаж

презентация

 

Важно учесть, что в современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. В моей практике имеют место разнообразные уроки.

Выбор актуальных и дискуссионных тем проектов, индивидуальный темп работы, определение посильных и интересных задач создаёт положительный эмоциональный настрой на работу. Всё это отражает гуманные идеи сохранности здоровья обучающихся. В результате повышается качество знаний, возрастает интерес к преподаваемым мной предметам  истории и обществознанию. Проектная деятельность обучающихся осуществляется под контролем и оценивается учителем. Это можно сделать при помощи таблицы.

 

Таблица требований – инструмент контроля

Ф.И.

ученика

Требования к выполнению работы над проектом

итог

Постановка цели и задач исследования

Выбор исторических источников

Обобщение полученных данных

Оформление результатов

Защита проекта

Иван К.

4

4

5

5

4

4

Артём Н.

3

0

3

4

3

3

Ольга В.

4

5

5

5

5

5

 

 Работа над проектом является поводом для организации социальной практики старшеклассников, поэтому необходимо на всех этапах проекта организовать образовательную среду, выходящую за рамки образовательного учреждения   ( работа в архиве, в музеях, библиотеках ). В 9 – х классах проекты чаще всего носят исследовательский и информационный  характер. Метод проектов на данном этапе даёт возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Выбор темы проекта может быть сделан учителем, лучше, когда самими ребятами. При изучении темы « Коллективизация сельского хозяйства» в 9-м классе я предлагаю тему исследовательского проекта «Коллективизация: рукотворная трагедия или выдающаяся реформа?». Чтобы решить проблему проекта ребятам необходимо изучить разнообразный архивный материал:  статьи газет, отчёты, протоколы заседаний, воспоминания современников, фотоальбомы. Одна проектная группа планирует свою работу так, чтобы доказать плюсы коллективизации, другая - минусы. Защита проекта происходит как внеклассное мероприятие и объединяет ребят из параллели девятых классов.

В ходе работы ученики могут предложить свою тему проекта в форме ретропрогнозирования  « Каким был бы мой край, если бы не было Октябрьской революции 1917 г.?». Критерии реальности и логичности позволили ребятам делать ретропрогнозы,  основываясь только на реальных фактах и событиях. Изучив экономический потенциал дореволюционного Николаевска, ученики пришли к выводу о возможном превращении маленького города в крупный, с развитой перерабатывающей промышленностью. Ведь по количеству и разнообразию промышленных  предприятий город Николаевск  превосходил современный Пугачёв. Такие проекты  способствуют развитию творческого и критического мышления учащихся, позволяют по – новому раскрыть процессы исторического развития нашей страны, воспитывают чувство ответственности за принятые решения.

В связи со сложностью оценки надпредметных результатов в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных результатов не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляются те или иные умения и навыки в деятельности ученика.

Для того, чтобы в полном объёме понять насколько эффективна проектная деятельность, в конце первого полугодия предлагаю девятиклассникам заполнить анкету:

№ п/п

Вопросы

Да

Нет

Частично

1

Вы поняли, что такое проект?

 

 

 

2

Вы научились определять достижимые цели?

 

 

 

3

Вы можете разбить общую цель на более мелкие задачи, позволяющие получить результат?

 

 

 

4

Вы умеете составлять план действий по реализации проекта?

 

 

 

5

Вы научились находить нужную информацию?

 

 

 

6

Вы получили навыки работы с компьютером, ксероксом?

 

 

 

7

Вы можете сделать презентацию проекта?

 

 

 

8

Вы получили удовлетворение от его выполнения?

 

 

 

 


Таким образом, большинство девятиклассников считают, что обучились основным умениям и навыкам проектной деятельности. Нелегко даётся умение составлять план, самостоятельно сделать презентацию проекта, находить нужную информацию, владеть устной речью. Поэтому работа по формированию метапредметных умений и навыков продолжилась.

   Второй этап моего педагогического проекта охватывает деятельность десятиклассников. Значимой для старшеклассников является учебно – исследовательская деятельность, но уровень владения навыками этой деятельности недостаточно высок. Следовательно,  основная работа на втором этапе проекта направлена на формирование навыков исследования. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Способствует  формированию исследовательских навыков  старшеклассников  работа исторического кружка « Краевед».  Изучая историю родного города ребята совершенствуют умения извлекать информацию из разных исторических источников, редактировать её, находить практическое применение полученным знаниям.  На одном из первых занятий кружка вместе с ребятами мы составляем памятку « Как работать над исследовательским проектом»,  в которой определяем этапы создания такого проекта и его особенности. В образовании цель исследовательского проекта —  это, прежде всего, приобретение обучающимися навыка исследования,  как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Учащимся, защитившим лучшие работы, предоставляется право выступать на школьных конференциях, таких как: "Интеллектуальное возрождение", "Ученые будущего" и др. После защиты проектов экспертная группа награждает участников дипломами I,II,III степени. Полученные дипломы пополняют портфолио учеников. Промежуточным итогом формирования метапредметных навыков можно считать работу учащихся по заполнению листов самооценки.
 

  В старших классах проектная работа превращается в подлинно научное исследование, которое позволяет, например,  установить связь между историей семьи и историей Отечества. Целью проекта « Обычные будни необычных людей» стало изучение вклада в историю нашего города Царёва А.М.,  прадеда учащейся 10 - го класса. Продуктом проекта стала интересная презентация и научная работа, получившая призовое место в региональной научной конференции « Инициатива молодых».  Такие проекты имеют огромное воспитательное значение. Ведь не ясно, что позорнее: не знать дату Куликовской битвы или имя своего прадедушки.

Десятиклассники становятся активными организаторами и участниками ежегодной школьной научной конференции, которая проходит во время месячника истории. Исследовательская работа, проводимая в системе, даёт возможность моим ученикам уверенно участвовать в различных конкурсах и районных олимпиадах, где они занимают  призовые места .

Считаю, что современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

История не заканчивается на последней странице учебника, эта удивительная наука дополняется и развивается каждый день. Изучая прошлое, мои ученики должны разбираться в настоящем, чтобы потом управлять будущим.

 Как сделать, чтобы выпускники понимали окружающую реальность, наши национальные интересы и стратегию поведения России во внешней политике? Достижению этой цели посвящена работа на третьем этапе моего педагогического проекта. Этот этап имеет свои особенности:

  •   его участники – выпускники, которые заняты подготовкой к ЕГЭ и поступлением в вузы;
  •   только часть выпускников мотивирована на получение гуманитарного образования;
  •  рабочий день старшеклассника составляет 8-10 часов, поэтому особенно актуальны принципы здоровьесбережения;
  •  для успешной  учебной деятельности и дальнейшей самореализации необходим высокий уровень сформированности метапредметных умений и навыков. 

Учитывая эти особенности проектную деятельность выпускников нужно организовывать как работу над интегрированными проектами.  Как же  построить  работу в этом направлении? Какие приёмы выбрать, чтобы  она была наиболее эффективной?

Предпосылкой создания интегрированных проектов стал положительный опыт педагогов нашей школы  в проведении интегрированных уроков (литература и история, биология и история,  география и история)    Именно  интеграция позволяет дать всестороннее, целостное представление об изучаемом предмете или явлении. Она способствует развитию критического мышления учащихся, формирует творческий подход к процессу обучения,  как у учителя, так и учащихся, активизирует навыки самостоятельной работы школьников.

Рассматривая определенную тему в рамках одного учебного предмета, трудно заинтересовать всех учащихся одновременно, так как среди них есть и ребята, склонные к изучению предметов естественно - научного цикла и гуманитарных дисциплин. Здесь интеграция оказывает педагогам неоценимую услугу, так как в рамках одной темы равные возможности для самореализации получают учащиеся со склонностями к различным предметным областям.

 С этой целью  были проанализированы  рабочие программы по предметам  и   выявлены  линии сопряжения в различных предметных областях.  Следует отметить сложность  в указанном  процессе:  несоответствие времени изучения объектов интеграции в различных предметах.      

Наиболее благоприятной средой для интеграции являются история, обществознание, география, литература, информатика. Интегрированные проекты способствуют созданию в школе атмосферы сотрудничества, единого коллектива учащихся и педагогов. При этом нужно отметить, что проектная деятельность – не самоцель, а средство достижения поставленных задач.

В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Особенно это актуально для выпускников, которым не только необходимо сдать экзамены, но и продолжить учёбу.

В начале учебного года среди учеников формируются рабочие группы, но кто – то может работать индивидуально. Тема для всех одна « Россия вчера, сегодня, завтра…».

В одиннадцатых классах вместе с ребятами мы собираем и освещаем материал по современным значимым событиям российской и международной жизни в форме мини-проектов. Именно на этом этапе проекта наиболее активно формируются и применяются метапредметные умения и навыки. Для того, чтобы  ученики обрели смысл в своей  проектной деятельности, возможно предложить им проанализировать формулировки требований к кандидатам на занятие вакансий. Эту информацию можно встретить на соответствующих интернет-сайтах и убедиться в том, что они указывают на конкретные метапредметные результаты, которые успешно формируются в ходе проектной деятельности. Вот несколько подобных примеров:

  • « умение работать в команде» (Web-мастер);
  • «умение индивидуально планировать работы» (референт-администратор);
  • « опыт организации и проведения презентаций» (менеджер по работе с общественностью);
  •  « умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения» (региональный торговый представитель);
  • « умение структурировать информацию» (ведущий специалист в банке).

В течение года старшеклассники из СМИ собирают интересный материал на темы, которые актуальны сегодня, например:

- роль нефти в современном мире;

- успехи и трудности программы «сбережения народа»;

- проблемы бедности в современной России;

- влияние газового кризиса на российско – украинские отношения.

В течение учебного года такая работа завершается уроками  защиты проектов, где ребята представляют свой вариант современной России, опираясь на собранный  материал.

 Эффективность моей работы находит отражение в повышении качества знаний обучающихся, успешной сдаче  выпускниками ЕГЭ по истории и обществознанию, ежегодных призовых местах в районных олимпиадах , участии и победах моих учеников в различных конференциях и конкурсах и, что немаловажно, поступлении выпускников в престижные высшие учебные заведения.

В результате реализации моего педагогического проекта удалось достигнуть поставленных задач. Изучение опыта педагогов по данной теме позволило обратить внимание на преимущества и недостатки метода проектов в формирование метапредметных умений и навыков. Использование проектной методики позволило более детально и глубоко изучить отдельные темы курса истории, научить работать с разными источниками информации, обратить внимание учеников на изложение различных точек зрения (версий, оценок, мнений). Такая работа способствовала не только повышению уровня сформированности метапредметных результатов, но и повышению качества знаний, степени обученности по истории. Но  эта методика не идеальна, поэтому наряду с успехами нужно отметить и возникшие трудности. В нашей школе нет гуманитарных профильных классов, более того значительная часть выпускников девятых классов уходит из школы в техникумы и ПТУ. Не все выпускники одиннадцатых классов мотивированы на получение высшего образования. Особенно актуальными на современном этапе стали проблемы  сохранения здоровья школьников, поэтому необходимо избежать перегрузки.  Кризисные явления в обществе способствуют  изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снижают их творческую активность. Но, несмотря на отдельные трудности, проектная деятельность реализует своё главное назначение – способствует формированию личностного опыта ребёнка, опыта «быть личностью». Современная школа  должна развить в ребёнке то доброе и важное, чем одарила его природа, не только подготовить его к жизни, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас, ибо обогащённая ценностным личным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня». Это и есть главная задача современной школы, успешно решаемая применением проектной методики.