ИКТ на уроках истории

Последние 8 лет работаю имея под рукой ПК и проектор. Еще не умея толком пользоваться всем этим начала делать презентации (по образованию я историк). 

На собственном опыте знаю, сколько времени надо затратить, чтобы подготовить хотя бы иллюстрации к уроку, не говоря уже о презентации с анимацией, гиперссылками и прочими «заморочками». Хочу поделиться с вами своими наработками. Надеюсь, что вам они пригодятся или хотя бы  сэкономят ваше время.

Если какие – либо из презентаций или их фрагменты Вам  покажутся знакомыми, не удивляйтесь, я их тоже видела и под чужими фамилиями (даже среди конкурсных работ). То что предлагаю вам я  - это 100% мои работы. Но по натуре я альтруист .

Удачи cheeky!!!!

P.S. Уважаемые коллеги, пожалуйста, потратьте на меня 1-2 минуту своего времени и прокомментируйте эти работы, ведь мнение единомышленников   - это важно.

Возникли проблемы.. Презентации слишком тяжелые даже в заархивированном виде. Будем думать…

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока: 

Художественная культура

XVIII века

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с такими направлениями в культуре XVIII века, как барокко и классицизм; с творчеством архитекторов В. Растрелли, В. Баженова и М. Казакова, художников Левицкого, Аргунова, Боровиковского, скульпторов – Шубина и Фальконе, Козловского.

2. Показать те изменения, которые произошли в культуре XVIII века.

Основные понятия: культура, барокко, классицизм, сентиментализм.

 Оборудование: 

-презентация;

- электронный учебник «История искусства». МО Российской Федерации, 2003; «Кирилл и Мефодий», 2003;

-  электронное наглядное пособие «Мировая художественная культура». МО Российской Федерации, 2003; ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2003.

План урока:

  1. Особенности развития художественной культуры.
  2. Архитектура.
  3. Скульптура.
  4. Живопись.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

(Новый материал преподносится на базе презентации.)

1. Религиозное искусство и фольклор – эти две составляющие вплоть до конца 17 века определяли характер русской культуры. Реформы Петра 1, ориентированные на европейские стандарты жизни, значительно изменили ее облик. Храмовое строительство и иконопись, душеспасительно духовное чтение и народные праздники и увеселения были изрядно потеснены бурным развитием светской литературы, живописи, музыки, театра. Однако с самого начала иностранные образцы претерпели на русской почве серьезные изменения. Так возник неповторимый облик русского искусства.

Слайд 4.

- Как вы понимаете термин «культура»?

Слайд 5 - 6.

Развитие художественной культуры в Западной Европе эпохи Просвещения.

        С развитием буржуазных отношений в Западной Европе появляются произведения, идеалом которого становится предприимчивый человек – буржуа. Период культуры характеризуется отходом от барокко и зарождением классицизма. Появляются произведения революционной тематики.

Слайд 5, 7-9.

Своеобразием отечественной культуры 18 века стал сплав «европеизма» и национального своеобразия. Весь 18 век можно условно разделить на 2 периода: барокко и классицизм. (Работа с терминами). На развитие худ. культуры России повлияли идеи Просвещения, которые привнесли стремление к возвышенным героям и нравственным идолам, свободомыслию.

        В нач. 18 века Россия заимствовала из Европы барокко. Но если в странах Запада этот стиль отразил крушение идеалов Возрождения, то в России, не знавшей Ренессанса, барокко «формализуется», эстетизируется, находя воплощение прежде всего в дворцовой архитектуре. Значительно более органичным для русского национального сознания 18 в. оказался классицизм. Требование поставить на первое место «общую пользу», гражданственные идеалы долга, разума, честного служения отечеству как нельзя лучше соответствовали преобразованиям в экономической, политической и идеологической жизни, происшедшим в России на рубеже 17-18 вв.

Слайды 10-24.

2. Архитектура.

Как уже отмечалось выше, культура России XVIII столетия была представлена 2 стилями - барокко и классицизмом, которые наиболее ярко проявились в архитектуре.

Барокко - художественный стиль, появившийся в Европе в результате эволюции Возрождения.

Целью нового стиля было поразить, потрясти зрителей, поэтому театральность, наличие неожиданных эффектов стали его неотъемлемыми чертами. Главными стилевыми признаками считались сопряжение неожиданного, сопоставление контрастного. Напряжение, грациозность, повышенная эмоциональность, замысловатые композиции форм и декора, преобладание криволинейных очертаний были присущи произведениям всех видов искусства. В архитектуре распространяются выпуклые и вогнутые фасады, декоративность.

Классицизм XVII - XVIII веков существовал рядом с барокко и рококо. Он явился своего рода "новым кругом" увлечения античностью после эпохи Возрождения. Архитектурные принципы классицизма: горизонталь преобладает над вертикалью, композиционно подчеркивается ось симметрии, строгое соблюдение правил модульной архитектуры эпохи Возрождения, ордерный лепной декор, играющий декоративную роль, связь здания с прилегающим парком.

Величайшими отечественными зодчими II половины XVIII века и ведущими мастерами русского классицизма были М. Ф. Казаков и В. И. Баженов.

Важнейший период творчества В.И. Баженова (1737-1799) связан с Москвой. Здесь он создает самые значительные свои произведения: проект Кремлевского дворца, Декоративный комплекс увеселительных строений на Ходынском поле, Дом И. И. Ушакова, Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно под Москвой.

Самой крупной постройкой Бажова является дом П.Е. Пашкова (1784-1786), ныне старое здание Государственной библиотеки СССР имени Ленина. Сооружение расположено над откосом крупного холма, спускающегося к Моховой улице, главный фасад обращен к Кремлю и Москве-реке. Зодчий предопределял роль здания в облике прилегающего городского района. На склоне холма был разбит сад, отделенный от улицы оградой, центральный корпус, объединенный с боковыми флигелями низкими, одноэтажными переходами, подчеркнут не только размерами и силуэтом, но и обработкой. Его коринфский портик, поднятый на уровень второго этажа, противопоставлен ионическим колоннадам боковых флигелей, начинающимся почти с земли. Центральный трехэтажный корпус увенчан круглой надстройкой - бельведером со скульптурной композицией наверху.

Вопросы для закрепления:

- Какие стили соседствуют в архитектуре XVIII века?

- Назовите отличительные черты этих архитектурных стилей.

- Назовите известные вам парковые ансамбли.

Слайды 25-32.

 

3. Скульптура.

В XVIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, свободнее выражавших новые, светские идеалы общества. Прежде всего начинает развиваться монументально - декоративная пластика, тесно связанная с архитектурой и продолжающая старые традиции. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского дворца. В Петровскую эпоху возникают и первые монументальные памятники. Собственно первым мастером скульптуры в России был Б. Растрелли. Он с сыном приехал из Франции в 1746 году по приглашению Петра I и нашел в России свою новую родину так как получил большие возможности для творчества. Самое лучшее, что он сделал, - это скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны арапчонком. Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, ее облик тоже устрашает, но устрашает по-другому: нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой женщины, которая важно движется не видя кругом себя ничего. Редкий пример разоблачительного парадного портрета.

Во второй половине XVIII века скульптура достигает больших успехов. Развиваются все виды ее и жанры. Русские скульпторы создают и монументальные памятники, и портреты, и садово-парковую пластику, работают над украшением многочисленных архитектурных сооружений.

Первым русским скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов. Павлову принадлежат барельефы 1778 года в интерьере Кунсткамеры.

Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало открытие в 1782 году памятника Петру I , так называемый «Медный всадник». В отличии от Б. Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо более глубокий по содержанию образ Петра, показав его законодателем и преобразователем государства. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу его утверждающего жеста правой руки. Памятник метафорически-емко выразил политический смысл деятельности Петра , прорубившего для России «окно в Европу». Русская Академия художеств выпустила из своих стен немало талантливых русских скульпторов - Ф. Шубин, Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Щедрин.

Ф. Шубин родился на севере в семье холмогорских крестьян. В детстве познакомился с резьбой по кости, тогда и зародилась его любовь к искусству. Творчество Шубина - преимущественно портретиста - развивалось, оставаясь необыкновенно цельным и единым. Он знал пластику барокко, но выше всего для него было античное искусство. Он творчески воспринял это наследие, оставаясь самобытным художником. Шубин мастерски исполнил бюст князя А. Голицина. За бюст Голицина Екатерина II наградила скульптора золотой табакеркой. Русская знать считала за честь портретироваться у Шубина. Шубин вписал блестящую страницу в историю русской скульптуры. М. Козловский тридцати лет поступил в Академию художеств. Здесь он выделился своим дарованием не только в скульптуре, но и в рисовании. За рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани» он был удостоен Большой золотой медали и послан пенсионером в Италию. В 1801 году Козловский исполнил свою знаменитую статую «Самсон разрывающий пасть льва». Этот образ библейского героя воспринимался как памятник неувядаемой славе русских в их борьбе за свою независимость и свободу. В конце своей жизни Козловский ярче всего проявил себя в памятнике А. Суворову. Порывистость движения, энергичный поворот головы в античном шлеме - все подчеркивает героический характер образа великого полководца. Последние произведения Козловского завершают поиски русских скульпторов XVIII века. Героический характер пластических образов, стремление к благородству и уравновешенности как бы предвосхищают особенности русского искусства первой четверти XIX века.

Вопросы для закрепления:

- Назовите мастеров скульптурного портрета XVIII века.

- Какие скульптурные памятники остались нам в наследство от Шубина, Фальконе, Козловского?

Слайды 33-37.

4.Живопись.

До н. XVIII века в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. Однако в XVIII веке живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, стремясь правильно изображать объем предмета с помощью светотени, изучали анатомию. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры. Особое место в русской живописи занял портрет.

Портретное искусство второй половины XVIII века достигает подлинного расцвета. В это время творят крупнейшие живописцы Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский, создавшие блестящую галерею портретов современников, произведения, полные глубокой мысли, воспевающие красоту и благородство стремлений человека. Эти портреты не только донесли до нас образы многих замечательных людей, но и явились свидетельством высокого артистизма русских художников, их оригинальности, а также зрелости живописно-пластической культуры. Художники умели воссоздавать реальный образ с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системой многослойного наложения красок.

В ряду крупнейших русских портретистов второй половины XVIII века наиболее своеобразным был Ф. Рокотов. Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный живописец. Его творческое наследие значительно. Рокотов уже в 1760 году ученик Академии художеств, а через три года - ее преподаватель и затем академик. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили. В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве, В его произведения отразилось характерное для того времени стремление лучшей, просвещенной части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Люди в поздних портретах Рокотова становятся более привлекательными в своей интеллектуальности и одухотворенности. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально, иногда загадочно глядят на зрителя. Их объединяет нечто общее, какая-то глубокая человечность и душевная теплота. По одухотворенности, живописности, общей изысканности многие портреты Рокотова имеют аналогию в портретной живописи лучших английских мастеров XVIII века.        Когда

расцветало творчество Рокотова началась деятельность другого крупнейшего живописца - Дмитрия Левицкого, создавшего серию правдивых, глубоких по характеристике портретов. Он родился, вероятно, в Киеве и вначале учился изобразительному искусству у своего отца - известного украинского гравера. В 1770 году на выставке в Академии художеств Левицкий выступил с рядом портретов, представ сразу же зрелым и крупным мастером. За один из них - архитектора А. Кокоринова - он был удостоен звания академика. Художник еще опирается на традиции барочного портрета. Вскоре Левицким была создана знаменитая серия портретов смолянок - воспитанниц Смольного института. Выполненная по заказу императрицы Екатерины II она принесла ему подлинную славу. Художник изобразил каждую из воспитанниц этого привилегированного дворянского учебного заведения за любимым занятием, в характерной позе. Левицкий прекрасно передал очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры. Интимные портреты Левицкого эпохи расцвета его творчества, который приходится на 1770-1780-е годы, представляют вершину достижений художника. В Петербурге он написал посетившего русскую столицу французского философа Дени Дидро, нарочито изобразив его в домашнем халате и без парика. Исполнены грации, женственности в своих портретах М. Львова, пустой светской красавицей представляется Урсула Мнишек, расчетливая кокетливость присуща примадонне итальянской комической оперы певице А. Бернуцций. Левицкий по-разному относился к моделям своих портретов: к одним - с теплотой и сочувствием, к другим - как бы безразлично, третьих осуждал. Как и многие русские художники того времени, Левицкий получал за свои портреты намного меньше, чем заезжие иностранные живописцы. Он умер в тяжелой нужде глубоким стариком, до последних дней не оставляя кисти.

При объяснении данного раздела лучше всего использовать электронные учебные пособия, в которых полно представлена галерея картин художников 18 века с озвученными комментариями.

  1. Итоги урока.

XVIII столетие – это развитие в России художественной культуры в стиле барокко и классицизма. Были сделаны значительные успехи в архитектуре, скульптуре и живописи. Россия обогатилась художественными произведениями Рокотова и Аргунова, Боровиковского и Антропова, архитектурными памятниками Растрелли, Баженова и Казакова, скульптурными творениями Фальконе и Шубина.

 



Предварительный просмотр:

Тема: «Общественные движения 1830-1850гг.»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся со взглядами славянофилов, западников, консерваторов, революционных демократов;
  • Развитие навыков работы с документами, выделение главного, обобщение и систематизации материалов;
  • Учиться доказывать и опровергать, на примерах споров о дальнейших путях развития России.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Направления русской общественной мысли.
  3. Первые кружки.
  4. Западники и славянофилы.
  5. Первые социалисты в России.
  6. Закрепление материала.

Новые термины и даты: западники, славянофилы, консерваторы, либерально-оппозиционное, радикально-демократическое направления общественной мысли, социализм.

Оборудование: ПК, м/м проектор, экран, презентация.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

- Назовите причины Кавказской войны. С кем она велась?

- Каков был уровень развития народов Северного Кавказа?

-Что послужило основой для объединения народов Кавказа?

-Когда закончилась Кавказская война? Каковы ее результаты?

-Каковы были причины Крымской войны? Кто в ней участвовал? Каковы были цели России в этой войне?

-Что послужило поводом к войне?

- Каково было состояние русской армии накануне Крымской войны?

- Расскажите о решении Парижского конгресса. Каковы были потери России?

- Почему Россия проиграла Крымскую войну? Какие последствия для России имело это поражение?

2. Направления русской общественной мысли

Запись в тетради:

Направления русской общественной мысли:

- консервативное;

- либерально – оппозиционное;

- радикально – демократическое.

 Как вы понимаете названия направлений русской общественной мысли?

Консервативное направление – отстаивающее неизменность политического строя, быта и т.д.

Либерально – оппозиционное направление – сторонники демократических свобод.

Радикально – демократическое направление – сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства. Причем эти изменения часто планировалось проводить крайними, насильственными мерами.

(Если ученики не могут объяснить значение терминов, то определения необходимо записать в тетрадь.)

Учитель:

Главными вопросами общественной мысли России второй  четверти19 века были : «Каково настоящее и будущее России?», «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»

После разгрома декабристов общественная жизнь проходила в обстановке государственного надзора и преследования.

        Первые годы после восстания декабристов были временем деятельности кружков, основанных студентами. Они были малочисленны по своему составу и разнообразны по характеру – литературные, философские, радикального и умеренного направления.

        Сословный состав студенчества был чрезвычайно пестрым: здесь были и сыновья дворян, чиновничества, разночинцев. За стенами университета социальные перегородки отодвигались на задний план, главными становились товарищеские отношения и дух корпоративности.

3.Первые кружки (работа с презентацией)

4. Западники и славянофилы (работа с презентацией)

- В чем было сходство позиций западников и славянофилов?

- В чем заключались основные противоречия между западниками и славянофилами?

- Как вы понимаете слова Герцена А.И. об отношениях западников и славянофилов: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»? Согласны ли вы с высказыванием А.И. Герцена?

5. Первые социалисты (работа с презентацией)

Учитель: В 1840-50-е гг. в России начинаю распространяться различные социалистические теории.

 - Какие социалистические теории вы знаете? Попытайтесь сформулировать, что такое социализм? (Теории утопического социализма Ш.Фурье, А. де Сен-Симона, Р. Оуэна.)

 Социализм – учение, выдвигающее в качестве цели  и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость.

 Учитель:  В России появляются поклонники этих идей – В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, М.В. Буташевич – Петрашевский. Считалось, что основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределением земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе.

        Герцен исходил из идеи, что Россия в результате своего уникального пути развития придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому было необходимо не допустить развития капитализма  и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом. Однако сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическими правами.

 К какому направлению общественной мысли можно отнести взгляды А.И. Герцена? (Радикально – демократическому направлению)

4. Закрепление материала

 Беседа с учащимися

  • Определите основные направления общественной мысли России во второй четверти 19 века.
  • Назовите основных представителей каждого направления.

Работа с документом

 Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

  1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском рама».
  2. «Прошедшее в России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе  самое смелое воображение».
  3. «Наша древность представляет на пример и начало всего доброго … Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить….»
  4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность… поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли».
  5. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами.»

(Ответы: 1 – «западники», 2,5 – сторонники «теории официальной народности», 3- славянофилы, 4- сторонники социалистических идей)

 Домашнее задание: § 13, заполнить таблицу.

Общественная мысль России 1830-1850-х гг.

«Официальная народность»

Славянофилы

Западники

Революционеры - демократы

Представители

Отношение к самодержавию

Наилучший государственный строй

Отношение к крепостному праву

Отношение к преобразованиям Петра 1

Отношение к крестьянской общине

Отношение к влиянию Запада



Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Древнерусское государство в 9 – 12 веках»

«Откуда есть пошла Русская земля?» (Нестор)

Задачи урока:

  • Показать место Руси в 9-12 веках в общеисторическом  процессе.
  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о зарождении и развитии Древнерусского государства, о его характерных чертах.
  • Способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, познавательного интереса к истории, обобщить исторические факты.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма: урок – игра.

Оборудование:

  1. На доске эпиграф: «Отъкуду есть пошла Русьская земля?  (Нестор)».
  2. Карта «Русь 9-12 века».
  3. ПК, м/м проектор, презентация
  4. Кроссворд.
  5. Карточки с индивидуальными вопросами.
  6. Карточки с заданиями.
  7. Берестяное лукошко.
  8. Лапти.
  9. Оценочный лист.
  10. Таблички с названиями команд.
  11. Цветной мел.

У детей:

1. Карточки с датами.

2. Творческие работы – «Путешествие по Древнерусским городам».

Опережающее домашнее задание:

подготовить творческую работу по теме «Древнерусские города».

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

  1. Вступительное слово учителя.

История – увлекательная, интересная наука о судьбах народов. В этом году мы с вами начали изучение истории нашей Родины. Сегодня на уроке мы вспомним события из истории России 9-12 веков. Скажите, а откуда мы узнаем о прошлом? (определение «исторические источники»).(Слайд 3)

Три века. Сколько значимых событий произошло за этот период времени. И у каждого события есть своя дата. Давайте вспомним некоторые из них?

(У детей на партах разложены карточки с датами, работает весь класс.)

Проверка на экране (Слайд4 )

- Правление князя Олега в Киеве                (882-912 гг.)

- Крещение Руси                                        (988 г.)

- Правление князя Владимира Мономаха        (1113-1125 гг.)

- Правление княгини Ольги                        (945 – 957 гг.)

- Первое упоминание о Москве                        (1147 г.)

  1. Повторение ранее изученного материала.

(Для детей, которые часто пропускают занятия,  предлагается работа с индивидуальными карточками для контроля за уровнем знаний учащихся.)

Ученикам класса предлагается организовать две команды и выбрать старшего. (Чтобы не терять время, лучше  это сделать заранее).

        Учитель читает текст на экране:

«Отъкуду есть пошла Русьская земля?» этот вопрос волновал нашего первого историка, жившего в сер. 11 – нач. 12 в., монах главного русского монастыря – Киево-Печерского, автора «Повести временных лет», Нестора. (Слайд 5).

Так мы и назовем нашу игру.

«История России для детей» Александра Ишимова.  (1841г.)

«Назад тому лет без малого тысячу на той земле, где ныне Русское царство, таких городов, как Петербург или Москва, не было… Известно, что такое семья. Родные между собой семьи составляют род; роды, которые произошли от одного человека, составляют племя, а родные племена составляют народы. В Русской земле каждый народ жил в старину особо… Главный народ, который жил на нынешней Русской земле, назывался славянами…»  

        Названия восточнославянских племен часто были связаны с местностью, где они жили. Например: «живущие в полях», «живущие в лесах», «живущие на болотах» и т.д.

        

        Каждой команде мы дадим название восточнославянского племени.

        

(Ребятам на выбор предлагаются конверты с буквами, из которого они  должны составить слово (древляне и поляне).

Первое задание. Разгадайте кроссворд.

Командам выдаются кроссворды на больших листах ватмана, цветной мел  и вопросы кроссворда. Результаты оценивает жюри. Проверка на экране.

 (Слайд 7)

Второе задание. Блиц – турнир.

(Старший команды из берестяного короба вынимает вопрос, возвращается к команде. Ребята все вместе находят ответ. Результат передается в жюри. Берется следующий вопрос. Побеждает тот, кто правильно ответил на большее количество вопросов.)

Третье задание. Найди историческую ошибку.

(Учащимся предлагается текст, в котором есть исторические несоответствия. Дети должны подчеркнуть ошибку, а старший команды дать пояснения жюри.) Конкурс может оцениваться как командный и как конкурс капитанов.

Проверка с экрана (Слайд 9-10)

Итог игры. Слово предоставляется членам жюри для подведения итогов конкурсов.

  1. «Путешествие по Древнерусским городам» (Слайд 11)

Путешествовать очень интересно! А путешествовать во времени и пространстве еще более увлекательно.

Все народы удивительно по-разному строят города. В самом этом разнообразии заключается красота мира.

Искусство каждого народа – это единый, цельный мир, где всё взаимосвязано и неповторимо.

Особенности искусства нашей Родины складывались в древности вместе с историей народа, в гармонии его жизни с природой.

Сегодня наши экскурсоводы проведут нас по древним городам России, расскажут о неповторимости  этих городов, а может быть, раскроют их тайны.

Слово предоставляется учащимся. Дети представляют свои творческие проекты  «Путешествие по Древнерусским городам» (опережающее домашнее задание).

После выступления учащихся классу предлагается дать анализ – оценку проделанной работе.

  1. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы с вами вспомнили события 9-12 веков. Это были интересные времена, интересные личности в истории России. На следующем уроки мы продолжим наше увлекательное путешествие в прошлое, и возможно оно нам откроет будущее.

  1. Выставление оценок за урок
  2. Домашнее задание: повторить § 1-11, закончить работы в  контурных картах.

 

Комментарии

Тихонова Юлия Александровна

спасибо за готовую разработку к уроку "Дворцовые перевороты", теперь можно не тратить время на разработку!!!!

Бобейко Татьяна Степановна

По поводу оформления презентаций могу посоветовать обратиться на сайт фестиваля "Открытый урок": там размещена брошюра, в которой даны разъяснения, как сделать презентацию по всем правилам. Надеюсь, пригодится, есть очень полезные указания.