Проектная деятельность на уроках английского языка
В последнее время на уроках английского языка очень часто учителя применяют проектную деятельность.
Проект – это интеллектуальная, практико- и личностно- ориентированная деятельность. Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д.
Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение);
- развивают индивидуальные творческие способности;
- повышают интерес к предмету и учебную мотивацию.
Авторами технологии проектной деятельности являются американские ученые Е.С.Полат, Джон Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:
- интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);
- творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);
- коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).
Все знают, что проект - это 5 П: проблема, планирование, поиск информации, продукт (итог деятельности), презентация (представление и защита). Количество этапов деятельности, направленной на создание проекта, определяется заданной проблемой, глубиной ее исследования, возрастными особенностями учащихся, уровнем их интеллектуального развития.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности, по завершению которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются уровень знания предмета, способность к самостоятельной работе, склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Работы обсуждаются, делаются замечания, добавления, корректировки. Все группы (или каждый учащийся индивидуально) выступают со своими проектами, демонстрируют, что было достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы.
Финальным продуктом проектно-исследовательской деятельности могут быть учебные пособия в помощь учителя, рефераты, видеофильмы, альбомы, мультимедийные презентации, сценарии, макеты, спектакли и прочее.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе, драматизация пьесы.
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение родного края», «Путеводитель по стране изучаемого языка».
Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса.
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык .
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Мои дети выполняют проектные работы с особой радостью. Это творческая работа каждого ученика, его способ проявить себя. У каждого моего ученика заведена папка для творческих работ по английскому языку. Первые два-три года изучения английского языка мои учащиеся выполняют мини- проекты: составляют тематические проекты, коллажи («My Family»), рисуют постеры и открытки.
Например, уже во 2 классе дети начинают работать над первым (1) своим проектом «The ABC». Они с удовольствием пишут буквы английского алфавита, красиво оформляют их в книжку любой формы, рисуют примеры слов к ним. Второй (2) проект – «My friend», в ходе которой дети «выпускают» свои книжки о друзьях.
В 3 классе:
1) составление «Menu» для одного из школьников Лесной школы. Учащиеся подбирают список блюд по дням недели.
2) изготовление новогодней игрушки и написание поздравления своим друзьям или родителям превращается в настоящий праздник с исполнением знакомой песни.
3) оформление поздравительной открытки в честь дня рождения Тайни, английского гномика.
4) написание письма другу из Лесной школы.
4 класс:
1) «My house» - рисунок дома с рассказом.
2) «My favourite animal» - загадка с иллюстрацией любимого животного.
3) «Let’s write a fairy tale!» - сочинение сказки в прошедшем времени – Past Simple.
4) «My family» - рассказ о своей семье.
5) «Diploma» - диплом об окончании первой ступени изучения английского языка, который подписывается учителем.
В старших классах предпочтение отдается творческим проектам, которые выполняются в форме издания совместной газеты («Russia is my country»), написания сочинений-рассуждений на разные изученные темы, создания мультимедийных презентаций («English-speaking countries», «My summer holidays»), проекта закона, правил для учащихся, придумывание школьной формы для мальчиков и девочек, справочника и т.д.
В начале этого учебного года я обсудила план рассказа о своих летних каникулах, свою используя презентацию. После обсуждения каждого пункта плана и записывания всевозможных вариантов ответов, дети получили задание на дом – рассказать о своих летних каникулах в любой произвольной форме – в форме плаката, сочинения, устного рассказа или презентации. Вот как это получилось…
(Показываю выставку работ детей на стенах моего кабинета, а также несколько презентаций на доске).
Обычно каждая изученная тема заканчивается какой-то проектной работой. Например, в 10 классе мы выполнили проект по теме «Одежда. Имидж. Школьная форма.» Недавно начали обсуждать тему «Спорт», которая также предоставит детям возможность рассказать о своих фаворитах в спорте и о своем любимом виде спорта. Дальше будет тема – «Музыка», в ходе которой школьники расскажут о своих кумирах через творческую работу.
Иногда я сама превращаю какое-то домашнее задание в творческое дело – например, описать знаменитых людей нашей местности или рассказать о погоде нашего края в личном письме другу по переписке.
Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других.
Проекты бывают не только групповые, но и индивидуальные. Каждый монопроект - часть души ребенка. Каждый школьник защищает свой проект.
Итак, используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения, этот метод очень эффективен. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера, так и старшего помощника. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости – аудио или музыкальное оформление.
В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию. Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:
1) значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
2) повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
3) повышение уровня самостоятельности учащихся (учащиеся самостоятельно планируют свою деятельность, соотносят результат деятельности и ее цель);
4) повышение уровня сплоченности коллектива (развивается взаимопомощь, желание и умение сопереживать);
5) развитие творческих способностей учащихся;
6) повышение общего интеллектуального развития учащихся (учащиеся работают с различными источниками информации, анализируют полученные сведения, выделяют главное);
7) приобретение учащимися опыта публичного выступления.
Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важным компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. Всем известно, какое разнообразие проектов существует, но любой из них позволяет расширить кругозор школьников, повысить познавательный интерес, расширить мировоззрение, активизировать коммуникативные способности.
Я считаю, что использование метода проектной деятельности на моих уроках позволяет заинтересовывать детей своим предметом, помогает им раскрыться и закрепить полученные знания, умения и навыки на практике.
Использованная литература:
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. – М., 2005.
- Метод учебных проектов: метод. пособие – М., 2006.
- Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа плюс До и После. 2004. №11.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_angliyskogo_yazyka.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулле-Киминская основная общеобразовательная школа
имени Сибгата Хакима»
Атнинского муниципального района Республики Татарстан
на тему:
«Проектная деятельность
на уроках
английского языка»
Подготовила: Хамидуллина Ирина Васильевна,
учительница английского языка
Кулле-Кими
В последнее время на уроках английского языка очень часто учителя применяют проектную деятельность.
Проект – это интеллектуальная, практико- и личностно- ориентированная деятельность. Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д.
Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение);
- развивают индивидуальные творческие способности;
- повышают интерес к предмету и учебную мотивацию.
Авторами технологии проектной деятельности являются американские ученые Е.С.Полат, Джон Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:
- интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);
- творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);
- коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).
Все знают, что проект - это 5 П: проблема, планирование, поиск информации, продукт (итог деятельности), презентация (представление и защита). Количество этапов деятельности, направленной на создание проекта, определяется заданной проблемой, глубиной ее исследования, возрастными особенностями учащихся, уровнем их интеллектуального развития.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности, по завершению которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются уровень знания предмета, способность к самостоятельной работе, склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Работы обсуждаются, делаются замечания, добавления, корректировки. Все группы (или каждый учащийся индивидуально) выступают со своими проектами, демонстрируют, что было достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы.
Финальным продуктом проектно-исследовательской деятельности могут быть учебные пособия в помощь учителя, рефераты, видеофильмы, альбомы, мультимедийные презентации, сценарии, макеты, спектакли и прочее.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе, драматизация пьесы.
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение родного края», «Путеводитель по стране изучаемого языка».
Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса.
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык .
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Мои дети выполняют проектные работы с особой радостью. Это творческая работа каждого ученика, его способ проявить себя. У каждого моего ученика заведена папка для творческих работ по английскому языку. Первые два-три года изучения английского языка мои учащиеся выполняют мини- проекты: составляют тематические проекты, коллажи («My Family»), рисуют постеры и открытки.
Например, уже во 2 классе дети начинают работать над первым (1) своим проектом «The ABC». Они с удовольствием пишут буквы английского алфавита, красиво оформляют их в книжку любой формы, рисуют примеры слов к ним. Второй (2) проект – «My friend», в ходе которой дети «выпускают» свои книжки о друзьях.
В 3 классе:
1) составление «Menu» для одного из школьников Лесной школы. Учащиеся подбирают список блюд по дням недели.
2) изготовление новогодней игрушки и написание поздравления своим друзьям или родителям превращается в настоящий праздник с исполнением знакомой песни.
3) оформление поздравительной открытки в честь дня рождения Тайни, английского гномика.
4) написание письма другу из Лесной школы.
4 класс:
1) «My house» - рисунок дома с рассказом.
2) «My favourite animal» - загадка с иллюстрацией любимого животного.
3) «Let’s write a fairy tale!» - сочинение сказки в прошедшем времени – Past Simple.
4) «My family» - рассказ о своей семье.
5) «Diploma» - диплом об окончании первой ступени изучения английского языка, который подписывается учителем.
В старших классах предпочтение отдается творческим проектам, которые выполняются в форме издания совместной газеты («Russia is my country»), написания сочинений-рассуждений на разные изученные темы, создания мультимедийных презентаций («English-speaking countries», «My summer holidays»), проекта закона, правил для учащихся, придумывание школьной формы для мальчиков и девочек, справочника и т.д.
В начале этого учебного года я обсудила план рассказа о своих летних каникулах, свою используя презентацию. После обсуждения каждого пункта плана и записывания всевозможных вариантов ответов, дети получили задание на дом – рассказать о своих летних каникулах в любой произвольной форме – в форме плаката, сочинения, устного рассказа или презентации. Вот как это получилось…
(Показываю выставку работ детей на стенах моего кабинета, а также несколько презентаций на доске).
Обычно каждая изученная тема заканчивается какой-то проектной работой. Например, в 10 классе мы выполнили проект по теме «Одежда. Имидж. Школьная форма.» Недавно начали обсуждать тему «Спорт», которая также предоставит детям возможность рассказать о своих фаворитах в спорте и о своем любимом виде спорта. Дальше будет тема – «Музыка», в ходе которой школьники расскажут о своих кумирах через творческую работу.
Иногда я сама превращаю какое-то домашнее задание в творческое дело – например, описать знаменитых людей нашей местности или рассказать о погоде нашего края в личном письме другу по переписке.
Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других.
Проекты бывают не только групповые, но и индивидуальные. Каждый монопроект - часть души ребенка. Каждый школьник защищает свой проект.
Итак, используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения, этот метод очень эффективен. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера, так и старшего помощника. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости – аудио или музыкальное оформление.
В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию. Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:
1) значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
2) повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
3) повышение уровня самостоятельности учащихся (учащиеся самостоятельно планируют свою деятельность, соотносят результат деятельности и ее цель);
4) повышение уровня сплоченности коллектива (развивается взаимопомощь, желание и умение сопереживать);
5) развитие творческих способностей учащихся;
6) повышение общего интеллектуального развития учащихся (учащиеся работают с различными источниками информации, анализируют полученные сведения, выделяют главное);
7) приобретение учащимися опыта публичного выступления.
Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важным компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. Всем известно, какое разнообразие проектов существует, но любой из них позволяет расширить кругозор школьников, повысить познавательный интерес, расширить мировоззрение, активизировать коммуникативные способности.
Я считаю, что использование метода проектной деятельности на моих уроках позволяет заинтересовывать детей своим предметом, помогает им раскрыться и закрепить полученные знания, умения и навыки на практике.
Использованная литература:
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. – М., 2005.
- Метод учебных проектов: метод. пособие – М., 2006.
- Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа плюс До и После. 2004. №11.