Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка в старших классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему:
«Развитие творческого потенциала учащихся
на уроках английского языка в старших классах»
Актуальность:
Проект соответствует актуальным задачам развития образования, среди которых:
- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых творческих методов обучения и воспитания, образовательных технологий работы с различными категориями обучающихся.
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
- формирование обучающих программ повышения квалификации педагогических работников образовательных организациях на основе лучших практик, c целью повышения их личностного профессионального роста, и овладение опытом использования современных педагогических технологий в соответствии с ФГОС СОО.
На сегодняшний день в нашей стране, креативность рассматривают как показатель одаренности и неотъемлемый аспект образовательного процесса.
Иностранный язык как общеобразовательный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой кругозор, развивать свое креативное мышление, память, чувства, эмоции. Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет-это возможность путешествовать в межкультурном пространстве. Знание иностранного языка помогает детям стать полноценным сегментом развивающегося общества.
Проблемы:
Однако, опираясь на личный опыт и опыт своих коллег, можно выделить следующие проблемы в преподавании иностранных языков:недостаток активной устной практики, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения, слишком большой объем материала (лексического и грамматического). Все это отрицательно влияет на эффективность обучения иностранного языка в старшей школе, а отсюда отсутствие мотивации и интереса к изучению иностранных языков, отсутствие желания и заинтересованности работать на уроке и дома.
Каковы же причины этих проблем?
- В необходимости профессионального мастерства и компетентности учителя.
- В незнании приемов и методов, которые развивают творческий потенциал учащихся и влияют на эффективное усвоение иностранного языка.
- В отсутствии высокой материально-технической базы школы и таким образом, отсутствие условий для использования современных педагогических технологий.
А для того чтобы повысить мотивацию, качества знаний и коммуникативные универсальные учебные действия учащихся, развитие креативности должно осуществляться целенаправленно, систематически и поэтапно, с учетом возрастных особенностей старших школьников и особенностей содержания предмета в школе, используя разные творческие методы и формы урока с использованием современных средств обучения.
Цель проекта – создание условий для развития творческого потенциала на уроках английского языка целью повышения мотивации учащихся к изучению языка и формированию коммуникативной компетентности учащихся.
№ п/п | Показатель | Тип показателя | Базовое значение | Период, год | ||
2020 | 2021 | 2022 | ||||
1. | Повышение мотивации старших школьников к изучению английского языка | основной | 20 | 30 | 40 | 50 |
1.1 | Выявление уровня творческого потенциала старших школьников, % | аналитический | 10 | 20 | 30 | 40 |
1.2 | Выявление уровня качества знаний и развития коммуникативных УУД, % | аналитический | 30 | 40 | 60 | 80 |
1.3 | Освоение компьютерных технологий и интернета, преодоление языкового барьера % | косвенный | 20 | 30 | 50 | 70 |
Задачи проекта:
- Доказать необходимость творческих элементов на уроке английского языка;
- Описать основные методы и приемы, позволяющие ученикам реализовать свой творческий потенциал;
- Проанализировать влияние творчества на мотивацию учащихся;
- Продемонстрировать полученные результаты.
Результаты проекта:
- способствуют созданию условий для развития творческого мышления учащихся и эффективного усвоения английского языка,
- способствуют появлению у детей энтузиазма к изучению английского языка,
- творчество делает детей современнее, более подкованными к возникающим проблемам,
- учащиеся открывают в себе таланты перевода, склонность к поэзии,
- извлекают пользу из компьютерных технологий и интернета,
- используют новые образовательных программы, достоверные ресурсы и сайты,
- преодолевают языковой барьер.
Реестр заинтересованных сторон:
Учителя иностранных языков – участники проекта.
Учителя - авторы лучших практик и методик преподавания предмета в регионе.
Реестр возможностей проекта.
Возможности проекта: организация сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями, с целью создания стажировочных и экспериментальных площадок реализации проекта, привлечения специалистов к оказанию методической поддержки реализации проекта, обмена опыта в педагогическом сообществе.
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | ||
№ п/п | Перечень видов запланированных учебно-методических работ по реализации проекта | Контрольные точки реализации проекта (сроки выполнения) |
2.1. | Разработка содержания дистанционных учебных занятий, семинаров, педагогических ситуаций для участников проекта. | май – октябрь 2020 г. |
Разработка и составление сценариев семинаров для учителей иностранных языков. | ежегодно май-сентябрь в течение 2 лет | |
Разработка электронных образовательных ресурсов для дистанционного обучения участников проекта. | сентябрь 2020 г. | |
Разработка материалов для диагностики уровня методической компетенции участников проекта. | июнь 2020 г. | |
Разработка диагностических средств для проведения мониторинга эффективности реализации проекта на каждом из этапов проекта. | в течение 2 лет | |
Организация деятельности отделения учителей иностранных языков регионального УМО в системе общего образования Курской области с целью оказания методической помощи в реализации проекта. | в течение 2 лет | |
Составление и сопровождение индивидуальных маршрутов участия учителей-предметников в проекте. | в течение 2 лет | |
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | ||
Сбор и анализ сведений об учителях иностранного языка, готовых поделиться своим опытом педагогической деятельности по теме проекта. | апрель 2020 г. | |
Регистрация участников проекта. | ежегодно в мае в течение 2 лет | |
Подготовка мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов) для участников проекта. | в течение 2 лет | |
3.4 | Составление отчетов, информации о ходе и результатах реализации проекта. | в течение 2 лет |
Разработка паспорта проекта. | июнь 2020 г. | |
Научное руководство проектом. | в течение 2 лет | |
Проведение мониторингов эффективности реализации проекта. | в течение 2 лет | |
Формирование банка лучших практик и методик преподавания предметов «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях Курской области | в течение 2 лет | |
Разработка рекомендаций по внедрению проекта в деятельность педагогических сообществ региона | октябрь 2022 г. | |
Написание статей о реализации проекта с целью распространения опыта научного и методического сопровождения проекта. | 2022-2023 гг. |
Задача 1.
Развитие творческих способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане.
12 стратегий развития творческого потенциала:
- быть примером для подражания;
- поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;
- разрешать делать ошибки;
- поощрять разумный риск;
- включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность их применения;
- поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;
- поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
- предоставлять время для творческого мышления;
- поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;
- подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;
- стимулировать дальнейшее развитие;
- найти соответствие между творческой личностью и средой.
Задача 2.
Принципы реализации творческих заданий:
1. Принцип доступности заданий
2. Принцип учета возрастных особенностей
3. Принцип индивидуального подхода и свободы выбора
4. Принцип прочности и сознательности
5. Принцип коммуникативности
6. Принцип наглядности
7. Принцип преемственности уроков иностранного языка с внеклассной работой.
Задача 3.
Нетрадиционные формы урока творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Снимается напряжение, оживляется мышление, проявляются творческие способности, повышается интерес к предмету в целом.
- предусматривается минимальное участие учителя.
1.Урок-проект - направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
2.Урок-спектакль - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
3.Урок-праздник - расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
4.Урок-интервью - своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме.
5.Урок-мюзикл - содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Он служит и разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.
6.Интернет-уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера.
7.Урок-эссе - Современный подход к изучению иностранного языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному, к обсуждаемой проблеме.
8.Видеоурок - помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти.
Задача 4.
Методы и приемы, позволяющие ученикам реализовать свой творческий потенциал:
1.Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности
Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к учащимся. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также эксплицитно моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат.
2. Переписка учеников с их английскими сверстниками
Переписка учеников с их английскими сверстниками — ненавязчивый, опосредованный вариант, который реально работает.
3.Встречи и дискуссии с носителями языка
Встречи и дискуссии с носителями языка — еще один стимул, который повышает интерес учащихся к изучению английского.
4.Работа с газетными материалам
Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же являясь частью культуры страны изучаемого языка.
5. Применение новых информационных технологий
Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
6. Внеурочная деятельность
Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.
7. Дистанционные олимпиады
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала.
8. Музыка
Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран.
9. Художественный перевод стихотворений
Художественный перевод стихотворений формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка.
10. Игра
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса
№ п/п | Мероприятия для реализации проекта: |
1. | Разработка и организация городского конкурса проектов для учащихся 10-11 классов, изучающих английский язык. |
2. | Разработать мини проект «Друзья по переписке». |
3. | Организация встреч с носителями языка. |
4. | Организовать выход в библиотеку, чтобы вызвать естественный интерес учащихся поработать с газетными материалами. |
5. | Разработка и организация мастер-классов и открытых уроков с применением новейших информационных технологий (обучающие программы, учебные интернет ресурсы, создание фильмов и т.д.) |
6. | Разработка и организация городских творческих конкурсов для старшеклассников на базе образовательных учреждений (конкурс чтецов, музыкальные конкурсы, конкурс мини спектаклей и мюзиклов и т.д.) |
7. | Разработка и организация городской квест-игры для старшеклассников на базе образовательных учреждений. |
8. | Разработать список обязательных дистанционных олимпиад для старшеклассников с целью повышения мотивации учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. |
9. | Участие в неделях языка (на базе образовательных учреждений). |
Вывод:
Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию креативного мышления и творческих способностей учащихся, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления.
У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.