Словообразовательная зарядка
Формат экзамена ОГЭ/ЕГЭ предполагает достаточно уверенное владение учащимся навыками словообразования и словоизменения. Задания в экзамене, проверяющие эти умения (лексика и грамматика), весят 15 баллов, что немало.
Безусловно, грамматические упражнения занимают важное место в подготовке к экзамену. Тем не менее, хорошим подспорьем для освоения навыка, например, словообразования может стать словообразовательная зарядка. Она производится следующим образом.
В начале урока на доску выносятся слова, от которых учащимся предложено образовать дериваты. В течение определенного времени (как правило, 3-4 минут вполне достаточно) ребята строят новые слова при помощи аффиксов. При необходимости можно использовать словарь, чтобы проверить правомерность использования того или иного аффикса.
Wonder | wonderful |
|
|
|
Create | creative | creation | creativity |
|
Nature | natural | unnatural | naturally |
|
Use | useful | useless | usage |
|
Produce | producer | product | productive | productivity |
Замечу в скобках, что словообразовательная зарядка эффективна и помогает достичь поставленных целей тогда, когда учащиеся уже достаточно четко понимают разницу между словообразованием и словоизменением. Словоизменение – навык грамматического характера, который можно тренировать на обычных грамматических упражнениях, тогда как словообразование более ориентировано на расширение словарного запаса.
Слова для зарядки можно выбирать как произвольно, так и заимствовать из тренировочных упражнений в формате экзамена. В последнем случае можно предложить ребятам выполнить упражнение, обсудив, какие из составленных новых слов подойдут данному тексту.
Такие зарядки в начале урока помогают не только отработать необходимые навыки, но и мягко настроить учащихся на рабочий лад – например, в начале рабочей недели.