Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроках английского языка
С 2011 года образовательные учреждения среднего и начального образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). ФГОС определяют самостоятельную работу обучающихся, как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса».
В этих условиях важным фактором профессиональной деятельности педагогического работника является обеспечение эффективной самостоятельной работы, которая будет направлена на развитие внутреннего потенциала самой личности обучаемого, формирование у учащегося таких необходимых жизненных навыков как: самоорганизация, самообразование, обеспечивающих возможность непрерывного личностного роста ученика.
В условиях стремительного развития общества, когда возникает явная потребность в полноценном сотрудничестве во всех сферах жизни со странами запада, все более актуальной становится проблема совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения нового поколения иностранному языку. Решение этой проблемы прямо связано с четко сформулированным требованием времени - повысить качество обучения и обучаемости.
Главная задача современной образовательной организации - научить детей учиться. Основным критерием достижения цели является способность работать самостоятельно, используя ранее полученные навыки и способности, а также способность самостоятельного поиска необходимой информации.
Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленной в задачи цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий.
Что касается изучения иностранного языка, то оно может быть успешным, полноценным и качественным, только если есть мотивация для его изучения. Одним из факторов, формирующих мотивацию, является проявление интереса к изучаемому объекту. На развитие этого интереса в основном влияет содержание изучаемого материала, его ориентации и способа представления и подачи. Чем больше возможностей учитель дает ученикам проявлять свою независимость и индивидуальность, тем больше они используют активные, новаторские и творческие методы в своей работе, заставляет их преодолевать трудности, создавая проблемные ситуации, для которых ученики должны полагаться на старые знания или на приобретение новых, тем больше интереса они могут вызвать в них и на эту вещь и на сам процесс. Независимую работу следует рассматривать как единую систему с четко прослеживаемой структурой, развивающейся от более простой к более сложной. Организованная в учебном процессе самостоятельная работа способствует формированию различных компетенций у учащегося. При разработке материалов для самостоятельной работы необходимо учитывать многофакторность образовательного процесса, включающего контентные, мотивационные, организационные и отражающие компоненты.
Активизация независимости школьников предполагает наличие определенной коммуникативно стимулирующей среды. Основными организационными компонентами такой среды являются: организация деятельности, организация взаимодействия, организация стимулов, организация учебного контента, организация мониторинга и оценки.
Управление самостоятельной работой учащихся на сегодняшний день по-прежнему связано с целым рядом трудностей. У учеников до сих пор недостаточно методов направленности самостоятельной работы, т. е. методов работы для чтения, письма, аудирования. Задача учителя - дать правильное направление самостоятельной работе учащимся, т.е. направление, основанное на знании физиологических и психологических характеристик организма. Поэтому необходимо учитывать те особенности внимания и памяти, которые необходимо учитывать при организации самостоятельной работы по изучению иностранного языка.
Тем не менее, работа на основе четкой рамочной основы занимает значительную часть урока, поэтому у самих учеников нет времени для самостоятельного поиска собственных ориентиров. В то же время, дети не мотивированы на необходимость независимо активировать свои знания и навыки, задуматься о своем собственном плане выражения, стремиться к индивидуальному замыслу.
Поэтому очень важным аспектом является обучение студентов самостоятельной работе на основе материала, полученного ими из самых оснований обучения. Учащиеся должны четко понимать, что знания и навыки, приобретенные модулем, могут полностью стать инструментами, которые помогают выполнить поставленную перед ними цель. Поиск необходимой информации сужается по границам материала, пройденного внутри модуля. Когда ученик четко знает границы своей сферы деятельности, ему легче и безопаснее найти рациональный подход к решению задачи. У ученика есть возможность обратиться к ранее выполненным аналогичным упражнениям и задачам, к лингвистическому материалу прошедшего параграфа, стремится создать образные ассоциации с лексическими единицами, развитие его собственных мнемонических приемов. Главное - унификация материала нового и ранее изученного, умение сочетать тематически близкую информацию.
Таким образом, задачей учителя иностранного языка является целенаправленное и постоянное воспитание учащихся в их самостоятельной работе по умению «задуматься». Если эта способность станет привычкой, она поможет рационализировать процесс обучения, чтобы минимизировать усилия и ускорить процесс обучения.