Новые подходы к урокам английского языка в условиях реализации ФГОС
Новые подходы к урокам английского языка
в условиях реализации ФГОС
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельнойдеятельности и личной ответственности обучающихся,т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Кроме того, изучение ИЯ должно обеспечить приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами ИЯ, включение школьников в диалог культур. В современных условиях востребован человек, хорошо владеющий иностранным языком. Актуальность данной темы подвела меня к вопросу как научить школьников иноязычному общению, как сделать так, чтобы интерес учеников не пропадал ни на минуту, чтобы они понимали и принимали цели, поставленные учителем, чтобы они были активными участниками реализации этих целей.
Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, подходов, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации нового стандарта:
- создание на каждом уроке реальной возможности коммуникации
- проведение нестандартных уроков
- создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду
- применение личностно ориентированного подхода, где ученик- в центре учебного процесса,
- включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке
- сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной, самостоятельный поиск учащимися нужной информации,
- развитие творчества, умения работать с различными источниками информации
Важными принципами обучения ИЯ в современной школе, которыми я руководствуюсь в своей работе, являются:
1.Коммуникативная направленность в обучении ИЯ.
Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Уроки ИЯ - уроки общения. Но при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с сущностью предмета, что составляет огромную трудность для учителей ИЯ. На своих уроках я стараюсь создать естественные условия для общения, насколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток – всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал. Например, использую ситуации из жизни, реальные звуковые письма учащихся.
2.Соблюдение деятельностного характера учебного процесса.
Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, самостоятельности, интереса к предмету, повышению качества знаний, навыков и умений.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста – игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе и формировать метапредметные общеучебные умения и навыки. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Не случайно в новом ФГОС формирование универсальных учебных действий обеспечивающих школьникам умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, считается важнейшей ключевой задачей современной системы образования.
Этот принцип проявляется в ролевых играх и проектной деятельности.
На мой взгляд, основным требованиям современного образования в условиях реализации ФГОС на начальном и среднем этапе обучения иностранному языку отвечают игровые технологии. Иностранный язык как предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего и среднего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами и формировать общеучебные умения и межпредметные навыки.
Игра на занятиях по иностранному языку — это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и плодотворно сказывается на результатах обучения.
Мною применяются разные формы работы в классе: индивидуальные, парные, групповые, как способы подготовки к условиям реального общения. Что касается проектов, то выполняются они с большим желанием учащимися.
3.Личностно-ориентированный характер обучения проявляется в осознании школьниками их собственного участия в процессе общения за счет разнообразия заданий, их дифференциации по степени трудности. Если пропадает чувство уверенности в успехе, теряется интерес к языку. Настраиваю детей не бояться говорить на языке. Даже слабый может проявить себя, это все зависит от учителя. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. По окончании каждой триместра провожу тестирование, за хорошие результаты награждаю учащихся.
4.Учет ведущей деятельности (игровой) учащихся начальных классов. Включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления. Применяю также лексические, грамматические, фонетические игры. Данная технология является основой моей системы работы в младших классах. Именно она обеспечивает,во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся, во-вторых, способствует актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Игровым фоном урока могут быть обычные мягкие игрушки или зверюшки ,перевоплощаясь в которых, дети детям не скучно разыгрывать повседневные ситуации.
5. Использование различных видов наглядности - неотъемлемая составляющая моих уроков: игрушки, тематические картинки, плакаты, открытки, книжки-раскладушки, рисунки детей - вот, что затрагивает эмоции. Использую следующий прием введения лексики - ученик слово видит, слышит, произносит, читает, имитирует действие. А также – использование презентаций, видео материалов, символики англоговорящих стран, и смайлики для рефлексии, все это и многое другое присутствует у меня на том или ином на уроке.
6. Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку проявляется в использование в разумных пределах лингвострановедческие сведений и фактов, название страны изучаемого языка. Это содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», повышает их познавательную, творческую, коммуникативную активность на уроках. Урок должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком уровне.
7. Преобладание аутентичного материала происходит за счет отбора языкового материала, текстов, песен, ситуаций общения проигрываемых ролей, иллюстраций, звукозаписи, видеосюжетов и др. Я подбираю для чтения и аудирования тексты из аутентичных источников разных типов: диалоги, реальные письма детей из стран изучаемого языка. Приобщаю ребят к реальному общению через видео ресурсы.
8. Использование информационных технологий на уроках ИЯ.
Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Сейчас имеется большое разнообразие мультимедийных средств.
9. Формирование информационной компетентности учащихся.
С внедрением в школы компьютеров, Интернета, я стараюсь идти в ногу со временем. Интернет помогает в этом: я подбираю видео материалы к урокам и использую на разных этапах урока. Аутентичный материал Интернета языковой, культуроведческий, страноведческий - неоценимая основа практики языка. Основная задача учителя – направлять ученика, учить выбирать необходимый материал в огромной сети Интернет.
Одним из самых неприятных и трудно устранимых недостатков учительского труда является скука на уроке. На начальном этапе иностранный язык берутся учить с огромным энтузиазмом все учащиеся, а затем появляется усталость и скука. Но, несмотря на это, цель образовательного процесса остаётся неизменной – формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
10. Творческая деятельность на уроке английского языка как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата, устраняя скуку на уроке и положительно влияя на развитие коммуникативных умений школьника. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей многократно увеличивает эффективность самого урока, создавая условия для раскрытия личности учащегося Созданию творческой атмосферы на уроке помогают мне специальные приемы. Так, например, элементы неожиданности или сюрпризы на уроке могут развивать творческую активность обучающихся. Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, неожиданности, новизны.
Я использую в своей практике следующие формы работы над развитием творческих способностей:
- фонетическая зарядка
- игровые технологии
- практические задания с применением пословиц и поговорок
- защита рефератов и проектов
- использование песен и стихов
- домашние задания с творческой направленностью
- применение компьютерных технологий
- внеклассная работа
- участие в творческих конкурсах
Кроме того, уделяю большое внимание практике письменной речи. Составляем свои высказывания по разным темам, пишем письма разного характера зарубежным друзьям, делаем переводы английских стихотворений, заполняем анкеты, поздравительные открытки к праздникам, и т.д. Включаю в итоговый контроль по изученным разделам одно задание творческого характера.
11. Внеклассная работа по предмету - развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких уроков-праздников, как День Святого Валентина или Рождество требуется детальная проработка соответствующих тем.
Такие английские праздники как “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’sDay” все больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.
12. Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
Организация уроков обучения иностранному языку должна проходить с привлечением большого количества игровых моментов, двигательных упражнений. Смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока.
Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил в непринужденной обстановке. Как известно, эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся положительную мотивацию к урокам иностранного языка .
Современный урок английского языка в свете требований ФГОС.
Итак, он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий.
Урок – это работа души и чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.
Требования к технике проведения урока
- урок должен быть эмоциональным;
- вызывать интерес к учению;
- воспитывать потребность в знаниях;
- темп и ритм урока должны быть оптимальными;
- действия учителя и учащихся завершёнными;
- необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
- педагогический такт.
Критерии эффективности современного урока
- Обучение через открытие.
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам.
- Развитие личности.
- Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
- Демократичность, открытость.
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.
Таким образом, современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие работы.
Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий .
Применяются следующие методы обучения.
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные
Практические: выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
На всех этапах обучения предлагаются учащимся различные виды и различные формы учебных занятий. Организация учебной деятельности детей выполняется в различных формах: фронтальной (совместные действия всех учеников под руководством учителя), индивидуальной (самостоятельная работа каждого ученика), групповой (работа по 3-4 человека, задания для групп могут быть одинаковыми или разными).
Формы проведения уроков разнообразные: урок-лекция, урок-дискуссия, урок-семинар, урок-консультация, практическая работа, зачетные уроки и т.д.
Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_angliyskogo_yazyka_v_ramkah_fgos.pptx | 714.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Системно- деятельностный подход методологическая основа стандартов общего образования нового поколения; нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок , то необходимо знать принципы построения урока, структуру урока и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода. Системно- деятельностный подход
Подходы для развития коммуникативной компетенции : 1) создание на каждом уроке реальной возможности коммуникации 2) проведение нестандартных уроков создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду 3) применение личностно ориентированного подхода, где ученик- в центре учебного процесса, 4) включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке 5) сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной, самостоятельный поиск учащимися нужной информации, 6) развитие творчества, умения работать с различными источниками информации
1.Коммуникативная направленность в обучении ИЯ. 2.Соблюдение деятельностного характера учебного процесса. 3.Личностно-ориентированный характер обучения 4.Учет ведущей деятельности (игровой) учащихся начальных классов . 5. Использование различных видов наглядности - неотъемлемая составляющая уроков ИЯ. 6. Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку. 7. Преобладание аутентичного материала . 8. Использование информационных технологий на уроках ИЯ. 9. Формирование информационной компетентности учащихся. 10. Творческая деятельность 11. Внеклассная работа по предмету - развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся. 12. Здоровьесберегающие технологии на уроках. Принципы обучения ИЯ в современной школе
Атмосфера общения ( учитель – речевой партнер ). Воспитательный потенциал – специфическая черта урока ИЯ (содержание используемых материалов, методическая система обучения, личность учителя). Требования к уроку ИЯ
Цель урока ученик должен понять и принять как свою (мы должны вывести цель вместе с детьми; цель должна быть перефразирована для детей; ведущая цель – логический стержень урока (35 мин.). Вся работа на уроке должна соотноситься с целью, которую ученик понял и принял как свою. Требования к уроку ИЯ
Аспекты цели : учебный (формирование лексических навыков по теме…); социокультурный (знакомство с культурными реалиями стран изучаемого языка в диалоге с родной культурой); воспитательный (формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, к познанию…); развивающий (формирование УУД). Задачи ставятся только к учебному аспекту (ознакомить с лексикой по теме…). Количество задач – не более трех. Требования к уроку ИЯ
Адекватность упражнений Упражнения строго соответствуют цели урока; речевой деятельности , которая развивается на уроке; характеру формируемого навыка (грамматического, лексического, орфографического). Последовательность упражнений Требования к уроку ИЯ
Речевая направленность - практическая ориентация урока и обучения в целом. Практической деятельности следует посвящать почти все время урока. Все упражнения на уроке должны носить речевой характер. При обучении речевой деятельности необходимы речевые действия. Перед учеником должна ставиться речевая задача. Не должны преобладать упражнения на уровне слов и словосочетаний. Требования к уроку ИЯ
Речь – как цель и как средство обучения . Цель обучения – научить общению. Средство обучения– речь (общение ). Требования к уроку ИЯ
Комплексность урока взаимосвязанность и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при ведущей роли одного из них . Требования к уроку ИЯ
Урок контроля без контроля преобладает скрытый контроль : не давать установку контроля; не выделять отдельный этап урока ( в плане урока не должно быть слова контроль ); не должен проводиться открытый контроль. Требования к уроку ИЯ
Урок повторения без повторения Ротация (повторяемость) –ученик повторно использует речевой материал в новых речевых ситу ациях или варьирует компоненты речевой ситуации речевая задача, собеседник, число собеседников, взаимоотношения собеседников, характеристика собеседников. Требования к уроку ИЯ
Позиция ученика на уроке Ученик – субъект учебной деятельности: активность, творчество, самостоятельность: планируют работу сами учащиеся; уровни самостоятельности ученика: выполняет по образцу, самостоятельно применяет ЗУН для решения задач по аналогии, самостоятельно решает новые задачи. ФГОС: самостоятельная познавательная деятельность должна быть разнообразна. Требования к уроку ИЯ
1.Оргмомент (1-1,5 мин.). Настрой учащихся. 2. Речевая зарядка (3-5 мин.). Погружение в атмосферу иноязычного общения. Возможно включение домашнего задания. 3. Целеполагание (до 3 мин.). Сообщение не темы, сообщение чему и для чего научимся ( мотивировать на изучение темы, где нам это пригодится) цели урока задачи урока ожидаемый результат Структура урока ИЯ
4. Введение нового материала (5-7 мин.). Возможно включение домашнего задания. Преобладает на уроках формирования навыков. 4.1. Lead-in – вспомнить то, что важно. 4.2. Context – подать новый материал в ситуации (аудио, видеофрагмент, рисунок, картина, текст…) должен соответствовать возрасту должны быть задействованы разные каналы восприятия 4.3. В ыделение Is he do ing ? Структура урока ИЯ
4.4. О бъяснение Правило выводят учащиеся. 4.5.Фонетическая отработка 4.6. П ервичное закрепление, употребление в речи 5. Практика в использовании (10 – 25-30 мин.) 6. Развитие умений речевой деятельности (5-35 мин.) 4-6й этапы могут варьироваться, могут отсутствовать на уроке. Структура урока ИЯ
7. Результативно / Рефлексивно-оценочный этап Итоги урока , выставление отметок Домашнее задание Рефлексия: - рефлексия настроения и эмоционального состояния - рефлексия деятельности (что делал, как делал, было ли трудно) - рефлексия результат а (новые знания; не умел, а теперь умею; не понимал, а теперь понимаю; так и осталось непонятым…) Структура урока ИЯ
Пауза-релаксация (до 1,5 мин.) Фонетическая зарядка (1-2 мин.) только в начальной школе только перед этапом говорения, значимом по времени Структура урока ИЯ