Приемы технологии развития критического мышления у учащихся на уроках английского языка

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения прописан перечень рекомендованных для учителя педагогических технологий:

  • развивающее обучение;
  • коллективная система обучения (КСО);
  • технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
  • исследовательские и проектные методы;
  • технология модульного и блочно-модульного обучения;
  • технология “дебаты”;
  • технология развития критического мышления;
  • лекционно-семинарская система обучения;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • система инновационной оценки “портфолио”;
  • технологии интерактивного и дистанционного обучения

 

Они различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие — на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат этих технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию. В любой технологии подразумевается, что деятельность учителя направлена на управление процессом.   В своей работе стараюсь использовать различные технологии, но одна из моих любимых – технология развития критического мышления, которая была предложена в 90-е годы ХХ века американскими учёными (К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил) как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: КАК НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ? Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

 

 

 

 

 

Когда мы развиваем критическое мышление, мы учим ребят не принимать все на веру, учим задавать вопросы, анализировать, выяснять детали, сравнивать с тем, что он уже знает, ставить перед собой цели по поиску новой информации. В результате ребята учатся осмысленно относиться к реальности, различать факт от мнения, понимать причинно-следственные связи и выражать свое мнение.

В основе технологии критического мышления лежат  три стадии учебного процесса: вызов, осмысление, размышление. На первой стадии «вызов» учащийся должен актуализировать, т.е. вспомнить то, что он знает по этой теме. В самом простейшем варианте это достаточно распространенный прием начала изучения какой-либо темы в учебниках иностранного языка: «вспомните все слова, которые вы помните по теме «…..». Затем приводится следующий аспект информации – либо текст, либо аудио, либо картинка, откуда ребенок может почерпнуть новую информацию и сопоставить ее с имеющейся. Затем переходим к третьей стадии «размышление», где происходит своеобразное накопление и расширение знаний. В учебниках иностранного языка это увеличение знаний с помощью “Quiz”, проверка true/false и др. Благодаря многочисленным приемам, технология развития критического мышления хорошо работает на всех уровнях изучения английского языка – от младших классов до старших, включая подготовку к ГИА. Рассмотрим некоторые из них, на мой взгляд, самые популярные.

 

Приём «верные или неверные утверждения».

В начале урока могут быть предложены высказывания, затем учащимся предлагается установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) учащиеся возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

 

Прием «хорошо-плохо»

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. С его помощью ребята учатся находить положительные и отрицательные стороны в данной ситуации, а также учатся оценивать ситуацию или объект с разных позиций.

Прием «З-Х-У».

Этот прием обычно используется при работе с текстом. После определения темы урока ребятам предлагается заполнить трехграфную табличку «Знаю - Хочу узнать - Узнал». Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, размышление. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На стадии «вызова» ребята заполняют первый столбец таблицы и составляют список того, что они знают или думают, что знают, по данной теме. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.

Полученные знания выводятся на уровень осмысления. После обсуждения текста учащиеся заполняют третий столбец «Узнал». Эту табличку можно заполнять в группах, парами, индивидуально или частично в качестве домашнего задания. Можно добавить четвертый столбец «Куда я применю полученные знания». 

 

Прием «Таблицы вопросов». 

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

 

? «толстые»

 ? «тонкие»

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто? Что? Когда?

Может…? Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

 

Прием «Инсерт» или «Вставка»

Это маркировка текста по мере его чтения, ещё один стандартный приём данной технологии, который часто используется при подготовке детей к экзаменам или когда надо, чтобы ребята читали длинные тексты.

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки «v» - уже знал; «+» - это новое, я не знал; «-» - думал иначе, не согласен; «?» - есть вопрос. Работа с большим текстом может проходить по следующему плану:

- brainstorming, что вы знаете по этой теме;

- задача: просканировать текст, расставив эти значки;

- обсуждение: что было новым, какие возникли вопросы, кто с чем не согласен.

 

 Прием  «Плюс – минус - интересно».

 При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:

В графу «ПЛЮС» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «МИНУС» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «ИНТЕРЕСНО». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «ИНТЕРЕСНО» заменяется графой «ЕСТЬ ВОПРОСЫ».

При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

 

Прием «Эссе».

Эссе - очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма становятся все более и более популярными в последнее время. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного. Разнообразие форм эссе определяется тремя основными факторами:

  • временем, которое на него тратится;
  • умением строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы);
  • литературным даром автора, выразительностью речи, богатством привлекаемого культурного контекста и т.д.

 

 

Для написания эссе можно предложить 5 и 10 минут, эссе может стать серьезным заданием для выполнения в свободное время. Для обучающегося создание эссе - задание, направленное на лучшее понимание текста, то для педагога эссе превращаются и в один из самых значительных инструментов диагностики в процессе сопровождения учащихся в образовательном процессе, а также стратегия для подготовки написания эссе на ЕГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры использования технологии критического мышления в УМК Spotlight 8.

Модуль 2 Going Green Тема: Paper Bag vs Plastic Bag, статья экологического содержания, для более глубокого понимания текста используется прием   «З-Х-У» или KWLH (know, want, learned, how).  Учащимися составляется табличка:

What I already know

 

What I want to know

 

What I learned

 

How I can learn more

 

 Примечание: последний столбец можно менять, например, «как я могу применить знания»

 

Примеры использования технологии критического мышления в УМК Spotlight 10, Модуль 3, Going Green, тема The Loggerhead Sea Turtle.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Прием «З-Х-У».

После определения темы и цели урока (исчезающие виды на примере головастой морской черепахи) обучающиеся заполняют первые две  графы таблицы «З-Х-У».

 

 

З – что мы знаем (know)

Х – что хотим узнать (want)

У – узнали (learned)

 

 

 

 

После работы с текстом (аудирование, чтение, обсуждение) обучающиеся заполняют третью графу таблицы.

             После анализа таблицы обучающиеся выясняют, что ряд вопросов из второй графы остались не раскрытыми, так как в тексте нет информации об этом. В качестве домашнего задания ребятам предлагается найти дополнительную информацию о головастой морской черепахе и написать эссе («эссе» - один из приемов технологии критического мышления) или приготовить мини-проект на эту тему.

Во время обсуждения текста можно применять прием «толстых» и «тонких» вопросов. Например:

- What ecological problems do you know?

  • Is it true that the man is the main problem for the environment?
  • What should people do to keep our Earth clean?
  • What do you do to help our beautiful nature?

Таким образом, при работе с текстом “The Loggerhead Sea Turtle” были использованы следующие приемы технологии развития критического мышления: таблица «З-Х-У», «толстые» и «тонкие» вопросы, эссе.

Считаю, что данная технология направлена на формирование интеллектуальных качеств обучающегося,  развитие способности  творчески мыслить, анализировать информацию с позиций логики, выражать свои мысли ясно и уверенно, что в конечном счете отражается не только на качестве подготовки  к ГИА, и  качестве изучения иностранного языка в целом, но и на формировании современной креативной личности готовой к современным вызовам.

 

В заключение хочется отметить, что не смотря на то что УМК Spotlight существует уже более 10 лет, его структура настолько удачно выстроена, что учебник спокойно переживает новые ФГОСы, так как в нем уже заложен обширный разнообразный материал   на основе которого  можно на уроках английского языка применять различные современные педагогические технологии, помогающие формировать метапредметные компетенции учащихся и базовые знания.