Приемы технологии развития критического мышления у учащихся на уроках английского языка
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения прописан перечень рекомендованных для учителя педагогических технологий:
- развивающее обучение;
- коллективная система обучения (КСО);
- технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
- исследовательские и проектные методы;
- технология модульного и блочно-модульного обучения;
- технология “дебаты”;
- технология развития критического мышления;
- лекционно-семинарская система обучения;
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- обучение в сотрудничестве;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровье сберегающие технологии;
- система инновационной оценки “портфолио”;
- технологии интерактивного и дистанционного обучения
Они различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие — на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат этих технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию. В любой технологии подразумевается, что деятельность учителя направлена на управление процессом. В своей работе стараюсь использовать различные технологии, но одна из моих любимых – технология развития критического мышления, которая была предложена в 90-е годы ХХ века американскими учёными (К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил) как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: КАК НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ? Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Когда мы развиваем критическое мышление, мы учим ребят не принимать все на веру, учим задавать вопросы, анализировать, выяснять детали, сравнивать с тем, что он уже знает, ставить перед собой цели по поиску новой информации. В результате ребята учатся осмысленно относиться к реальности, различать факт от мнения, понимать причинно-следственные связи и выражать свое мнение.
В основе технологии критического мышления лежат три стадии учебного процесса: вызов, осмысление, размышление. На первой стадии «вызов» учащийся должен актуализировать, т.е. вспомнить то, что он знает по этой теме. В самом простейшем варианте это достаточно распространенный прием начала изучения какой-либо темы в учебниках иностранного языка: «вспомните все слова, которые вы помните по теме «…..». Затем приводится следующий аспект информации – либо текст, либо аудио, либо картинка, откуда ребенок может почерпнуть новую информацию и сопоставить ее с имеющейся. Затем переходим к третьей стадии «размышление», где происходит своеобразное накопление и расширение знаний. В учебниках иностранного языка это увеличение знаний с помощью “Quiz”, проверка true/false и др. Благодаря многочисленным приемам, технология развития критического мышления хорошо работает на всех уровнях изучения английского языка – от младших классов до старших, включая подготовку к ГИА. Рассмотрим некоторые из них, на мой взгляд, самые популярные.
Приём «верные или неверные утверждения».
В начале урока могут быть предложены высказывания, затем учащимся предлагается установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) учащиеся возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Прием «хорошо-плохо»
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. С его помощью ребята учатся находить положительные и отрицательные стороны в данной ситуации, а также учатся оценивать ситуацию или объект с разных позиций.
Прием «З-Х-У».
Этот прием обычно используется при работе с текстом. После определения темы урока ребятам предлагается заполнить трехграфную табличку «Знаю - Хочу узнать - Узнал». Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, размышление. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На стадии «вызова» ребята заполняют первый столбец таблицы и составляют список того, что они знают или думают, что знают, по данной теме. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.
Полученные знания выводятся на уровень осмысления. После обсуждения текста учащиеся заполняют третий столбец «Узнал». Эту табличку можно заполнять в группах, парами, индивидуально или частично в качестве домашнего задания. Можно добавить четвертый столбец «Куда я применю полученные знания».
Прием «Таблицы вопросов».
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
? «толстые» | ? «тонкие» |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? |
Прием «Инсерт» или «Вставка»
Это маркировка текста по мере его чтения, ещё один стандартный приём данной технологии, который часто используется при подготовке детей к экзаменам или когда надо, чтобы ребята читали длинные тексты.
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки «v» - уже знал; «+» - это новое, я не знал; «-» - думал иначе, не согласен; «?» - есть вопрос. Работа с большим текстом может проходить по следующему плану:
- brainstorming, что вы знаете по этой теме;
- задача: просканировать текст, расставив эти значки;
- обсуждение: что было новым, какие возникли вопросы, кто с чем не согласен.
Прием «Плюс – минус - интересно».
При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:
В графу «ПЛЮС» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «МИНУС» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «ИНТЕРЕСНО». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «ИНТЕРЕСНО» заменяется графой «ЕСТЬ ВОПРОСЫ».
При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
Прием «Эссе».
Эссе - очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма становятся все более и более популярными в последнее время. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного. Разнообразие форм эссе определяется тремя основными факторами:
- временем, которое на него тратится;
- умением строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы);
- литературным даром автора, выразительностью речи, богатством привлекаемого культурного контекста и т.д.
Для написания эссе можно предложить 5 и 10 минут, эссе может стать серьезным заданием для выполнения в свободное время. Для обучающегося создание эссе - задание, направленное на лучшее понимание текста, то для педагога эссе превращаются и в один из самых значительных инструментов диагностики в процессе сопровождения учащихся в образовательном процессе, а также стратегия для подготовки написания эссе на ЕГЭ.
Примеры использования технологии критического мышления в УМК Spotlight 8.
Модуль 2 Going Green Тема: Paper Bag vs Plastic Bag, статья экологического содержания, для более глубокого понимания текста используется прием «З-Х-У» или KWLH (know, want, learned, how). Учащимися составляется табличка:
What I already know |
|
What I want to know |
|
What I learned |
|
How I can learn more |
|
Примечание: последний столбец можно менять, например, «как я могу применить знания»
Примеры использования технологии критического мышления в УМК Spotlight 10, Модуль 3, Going Green, тема The Loggerhead Sea Turtle.
- Прием «З-Х-У».
После определения темы и цели урока (исчезающие виды на примере головастой морской черепахи) обучающиеся заполняют первые две графы таблицы «З-Х-У».
З – что мы знаем (know) | Х – что хотим узнать (want) | У – узнали (learned) |
|
|
|
После работы с текстом (аудирование, чтение, обсуждение) обучающиеся заполняют третью графу таблицы.
После анализа таблицы обучающиеся выясняют, что ряд вопросов из второй графы остались не раскрытыми, так как в тексте нет информации об этом. В качестве домашнего задания ребятам предлагается найти дополнительную информацию о головастой морской черепахе и написать эссе («эссе» - один из приемов технологии критического мышления) или приготовить мини-проект на эту тему.
Во время обсуждения текста можно применять прием «толстых» и «тонких» вопросов. Например:
- What ecological problems do you know?
- Is it true that the man is the main problem for the environment?
- What should people do to keep our Earth clean?
- What do you do to help our beautiful nature?
Таким образом, при работе с текстом “The Loggerhead Sea Turtle” были использованы следующие приемы технологии развития критического мышления: таблица «З-Х-У», «толстые» и «тонкие» вопросы, эссе.
Считаю, что данная технология направлена на формирование интеллектуальных качеств обучающегося, развитие способности творчески мыслить, анализировать информацию с позиций логики, выражать свои мысли ясно и уверенно, что в конечном счете отражается не только на качестве подготовки к ГИА, и качестве изучения иностранного языка в целом, но и на формировании современной креативной личности готовой к современным вызовам.
В заключение хочется отметить, что не смотря на то что УМК Spotlight существует уже более 10 лет, его структура настолько удачно выстроена, что учебник спокойно переживает новые ФГОСы, так как в нем уже заложен обширный разнообразный материал на основе которого можно на уроках английского языка применять различные современные педагогические технологии, помогающие формировать метапредметные компетенции учащихся и базовые знания.