Личностно-ориентированное обучение на практике.

Учитель Степанова Г. А. МАОУСОШ №13 г.Улан-Удэ.

1.Тематический план.(Публикация №1).

Для того, чтобы осуществлять личностно-ориентированное обучение, нужно изучить каждого ребёнка в отдельности, как и особенности семьи и социальной сферы. Для этого провожу изучение при непосредственном участии родителей- через анкетирования; психолога- через тестирования и классного руководителя -через беседы. Таким образом, у меня складываются 3 аспекта изучения: индивидная, личностная и субъектная. По результатам данной работы составляется мониторинг учащихся (диагностики на каждого ученика). На основании данного мониторинга составляю учебный прогноз и далее индивидуально-тематический план карту, например:

 

Фамилия.

Учебный прогноз (на основании психологической характеристики)

Объект изуч-я

Диагности ка изуч-ия на д.момент.

Предпо-

лагаем.уровень изуч-я.

Способы проверки.

Результаты.

Язык. зн

Веприкова

Принятие инструкций затруднено, есть неуверенность. Всё время переспрашивает. Произвольное внимание развито. То, что нужно, запоминает, но навыки концент­рации, распределения внимания сформированы не совсем четко, не способна быстро включиться в мыслительную деятельность, возможны недостатки в сравнении, ана­лизе, классификации.

1.Прила­гатель­ные 2.Глагол

Ур-нъ под­становки

Ур-нъ

подстанов­ки

Ур-нь транфор-

мации

Тестиро­вание

+

+

Речевая деятельность

1.0

школе. 2.0 планах на буду­щее

3. 0 Ве­ликобри­тании

Уровень понимания

Уровень примене­ния в речи.

Вопросо-ответный

Монолог-ая речь.

+

+

Ясно что, работая с данной категорией уч-ся, учитель будет обращать больше внимания на чёткость инструкций, оказывать влияние на распределение и концентрацию их внимания, искать более яркие способы для развития анализа, синтеза, сравнения и т.д. Данная тематическая план - карта удобна для дополнительных занятий, с желающими заниматься индивидуально.

Как же проводить урок с учётом индивидуальных особенностей и личной ориентированности в классах, где присутствуют разные уч-ся? Для этого составляю специальный тематический план, по вертикали идут виды индивидуализации: индивидная, личностная и субъектная; которые также имеют несколько существенно важных разделов, по горизонтали: содержание, методы и способы совместной деятельности учителя и уч-ся, направленные к цели достижения уроков.

Виды ин-

дивидуали­зации.

Цикл уроков по теме: «Спорт»

Уроки по формированию навы­ков.

Уроки

работы над текстом.

Уроки по развитию речи.

Лексика.

Грамматика.

Монол. Речь.

Диал. Речь.

Л

и

Учёт

контекста

деят-ти.

Извести. Всем события прохо­дящего чемпио­ната по любому виду спорта, как основа для рече­вой зарядки, рас­сказа, семанти-зации лекс./ед.

Обсуждение итогов конкурса « Ученик года», как основа тренир. упр.для усвоения степеней сравнения.

Привлечь к работе над текстом материалы подготовки к след. сорев­нованиям.

Участие в школън. соревнованиях как стимул для выска­зываний уч-ся на английском.

Участие в

школьных

соревн.,как

средство для

вопросо-отв.

Упр-ий.

Ч н

0

с

т н.

Учёт

жизн-го

опыта.

Использование опыта участия отд. Уч-ся в спортивных соревнованиях при проведении тренировочных упр-ий.

Использ-ние в дом./з. фактов просмотра по ТV сп.сор.

Сообщение о личн. опыте участия в шк. или район, сор-ях или опыте друга или знакомого

Занятия спортом в секциях, как основа для обсуждения.

 

Учёт мотива­ций.

Использование предварительно выявленных мотивов к изучению ин-го языка в качестве допол­нительных воздействий при выполнении различных упр-ий, например для желающих поступить в спортколледж и стать тренерами ил спортсменами.

 

Учёт

сферы

интересов.

Упр-ия типа: «Совпадают ли наши интересы»

Сравнение интересов или спортивных воз­можностей.

Чтение текстов по интересам.

Рассказы уч-ся о своих любимых спортсменах /с исп. доп.мат-ла.

Ролевая игра: «Пресс-конфере­нция с любимым спортсменом.

С

У

б

ъ

е к т н.

Учёт опыта операцион­ного действия.

Работа с индивидуальными карточками с учётом пробелов уч-ся.

Орган-ция повторения и связь с изуч-мым материалом.

Систематизация с сопутствующ­им повторением. Обучение составлению алгоритмов действий при выполнении гр. упражнений.

Инструктаж «Как рабо-тать с незнакомым текстом.» Использование более сильного уч-ся в роли консультанта.

Обучение спо­собам передачи текста

(коллажирования, аккомодации и т.д.)

Для разн. групп-разн.уровни.

Объяснение техники работы в парах с раздаточным материалом.

И

н д и в и д

н.

Учёт мы­слительных спос-тей

Для уч-ся со слабо-разв. догадкой -метод логарифм, линейки

Раздат.упр-ия в зависимости от способн-тей к Абстрагированию.

Работать по уровням пони­мания текста.

Использование логико-

коммуникатив-ных схем.

Использование

функциональных

опор.

Учёт памяти.

Более частый вызов уч-ся с низкой аудитивной памятью при закреплении.

Игры для закреп­ления, обобщения и систематизации грамматического материала.

Сост-ние планов переск. опорных консп для плохо за­поминающих.

Аудиокассета или опорн.консп. для развития мо­нолог/речи.

Речевые клише, Образец -микродиалог.

(для развития памяти.)

Учёт

вниматель-

ностей.

Метод кроссвордов.

Тесты на внимательность при выполнении гр. упр-ний.

Чтение с

контролерами

внимательности.

Создание «ситу­аций отклика» при моновысказывании

Развитие оце­ночных суждений.

Как известно, тема на уроках английского языка охватывает цикл уроков, поэтому такой план составляется на каждую тему, а поскольку рабочая программа идёт по общим требованиям с календарным распределением на каждый урок, то тематический план (с учётом индивидуализации) и рабочая программа учителя существуют у меня параллельно.

Такой тематический план с учётом личностной ориентированности и индивидуальных возможностей уч-ся по желанию можно объединить с рабочей программой учителя и тогда рабочая программа будет содержать не только содержание уроков и методы работы, но и конкретно отобранный материал именно для «этих» ребят,а также конкретно отобранные методы.

Таким образом, рабочая программа учителя станет не только более творческой, но и оживится,станет более адресной.

Считаю, что индивидуализация обучения является единственным средством актуализации потенциальных возможностей каждого ученика. Она ведёт к мобилизации резервов его психического развития.

Но тематический план или суждения о рабочей программе ещё не в полной мере отражают работу учителя по личностно - ориенти­рованному обучению. Поэтому в следующей публикации предлагаю вашему вниманию один из уроков.