Статья "Игра на уроках иностранного языка"

Юдина Елена Николаевна

Игры на уроках иностранного языка

Автор: Юдина Елена Николаевна, учитель английского языка,  ГБОУ школа №500, Пушкинский район  г. Санкт-Петербург

Аннотация: Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В данной статье рассказывается о важности применения игр на уроках иностранного языка. Игра не только дает возможность создать приятную и оживленную атмосферу, но и играет важную роль при изучении языка. В написании статьи был использован личный опыт, которым я бы хотела поделиться.

 

 

Начать данную статью я бы хотела со слов великого и всеми известного педагога А.С. Макаренко. Он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Нельзя не согласиться с этим, ведь игра - это, на мой взгляд, самое интересное в мире занятие. Она не только развлекает человека, дарит ему радость и веселье, но и развивает его.

Нельзя  недооценивать роль игры в образовательном процессе, особенно при обучении младших школьников.  Игры на уроках иностранного языка в начальной школе помогают совместить, как говориться, приятное с полезным. Играя, дети имеют возможность подвигаться, отдохнуть от длительного сидения за партой, и, в тоже время, закрепить лексику или отработать произношение, например. Усвоение материала идет значительно быстрее, чем при пассивной работе.

 Также следует помнить тот факт, что в игре все равны. С любой игрой могут справиться даже слабые ученики, ведь чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости - все это дает возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я тоже могу и умею.

Роль игры на уроках иностранного языка огромна. Игры - это активный способ достичь многих образовательных целей.  Я считаю, стоит поговорить про это подробнее.

Для чего же нужна игра?

Исходя из личного опыта и использовав уже достаточно много видов игры на своих уроках, я бы хотела выделить несколько целей.

Прежде всего, игра является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Кроме того, после трудного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра – это замечательный способ расслабиться и снять напряжение.

Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, не давая им глубоко закрепиться в памяти.

На уроках у младших классов игры делают процесс обучения веселым, а это усиливает мотивацию к обучению и заставляет учеников активнее работать на уроках. Вызывая интерес и активность детей, игра дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, что способствует более быстрому и прочному запоминанию материала.

Из всего выше сказанного мы видим, что применение различных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. И учащиеся, которые захотят играть, обязательно захотят улучшить свои знания по иностранному языку.

Что же касается места игр на уроке, то одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. На мой взгляд, игры лучше всего использовать в середине или в конце урока с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу. Но также следует помнить, что при всей привлекательности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

В современной педагогике существует довольно много различных игр. Я хотела бы остановить на некоторых из них, которые я широко использую в личной практике.

Фонетические игры.

Цель: тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

Одни из моих любимых игр - «Назови слово по буквам» (произнести слово по буквам) и «Какой звук я задумала?» (учитель называет цепочку слов, в котором повторяется один и тот же звук, ученики угадывают звук. Например: cat, hat, rat, jacket, sat, fat, map).

Лексические игры

Цель: тренировать учащихся в употреблении лексики, развивать речевую реакцию.

Здесь существует огромное количество игр, но следует выделить игры «Пропущенные буквы» (в словах пропущены буквы, учащиеся должны их вставить) и «Рисуем человечка» (дети рисуют на доске или в тетради части тела/одежду, которые называет учитель).

Грамматические игры

Цель: научить учащихся употреблять речевые образцы, которые содержат определенные грамматические трудности.

Самой распространенной игрой является «Игра с картинкой» (для усвоения, например, структуры в Present Continuous учащимся нужно описать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке).

Игры для обучения говорению

Цель: помочь учащимся правильно выразить свое мнение, не бояться делать высказывания на иностранном языке.

Самой интересной игрой, я считаю, является игра «Составь предложение» (учитель называет слово и бросает мяч кому-либо из учащихся, ученик, поймавший мяч, должен придумать предложение с этим словом и бросить мяч учителю).

Коммуникативные игры

Цель: научить учащихся выражать мысли в их логической последовательности; обучать учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Среди коммуникативных игр следует отметить игру «Да и нет» (ученики по очереди задают своим оппонентам вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет»).

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игра дает возможность увидеть практическое использование знаний, умений и навыков. Она помогает учителю создать на уроке «языковую среду», то есть условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на иностранном языке в естественной обстановке. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к такому результату — трудности в изучении грамматики. Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс. Здесь и помогает игра.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно- образовательный процесс всех видов игр.

Применение различных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. И учащиеся, которые захотят играть, обязательно захотят улучшить свои знания по иностранному языку.