Эксперименты со звуком

Эксперименты со звуком в Лаборатории юных талантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 22r.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon 23r.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

22. Как увидеть и почувствовать звук.

 На 22 заседании Лаборатории  учитель поприветствовала юных исследователей необычно: без звука. Она только шевелила губами, обращаясь к учащимся с беззвучным вопросом «Was ist los?» («Что случилось?») и показывая табличку со знаком вопроса. Так что же произошло на самом деле? Так началось в Лаборатории знакомство со звуком.

Звуки окружают нас повсюду. Мы без труда можем определить по звуку (der Schall) движение поезда и рёв машины, шум дождя и журчание воды, звонок старого телефона и скрип двери, биение сердца и плач младенца. Звуки мы слышим. А можно ли увидеть и почувствовать звук?

Для этого проведём несколько  экспериментов с камертоном. Но прежде обратим внимание на это заимствованное слово: «камертон» - нем. Kammerton – «комнатный звук», по-немецки „die Stimmgabel“.

Если опустить камертон в таз с водой, ничего не будет слышно и видно. Но если вначале ударить по камертону, а  затем  опустить его в ёмкость с водой, то камертон начнёт вибрировать, и мы услышим звук и увидим на воде волны. А если прикрепить карандашик к камертону и ударить по нему, а затем попробовать нарисовать линию на бумаге, то получится не линия, а волна. Вот такие эксперименты, позволяющие увидеть и почувствовать действие звуковых волн, были проведены на заседании Лаборатории.

Кульминацией занятия стала «Музыкальная студия»: посмотрите фото-отчёт: какие замечательные музыкальные инструменты сделали юные исследователи из всего, что может вибрировать и звучать!



Предварительный просмотр:

23. Танцующий сахар.

23 заседание Лаборатории было посвящено распространению звуковых волн в воздухе. Вспомнив значение новых слов viebrieren, der Schall, der Gummi, сыграли в игру „Wer summt?“  (Кто жужжит?). В ходе игры познакомились с жужжащими насекомыми die Mücke, die Fliege, die Biene, der Maikäfer и выяснили, каким образом эти насекомые издают звуки. Оказывается, жужжание насекомых происходит, т.к. они неимоверно быстро машут крыльями и из-за этого возникают звуковые волны, которые распространяются в воздухе. Работая с текстом, выяснили удивительные факты: писк комара обуславливается 950 взмахами крыльев в секунду,  а муха делает 300 взмахов крыльями в секунду!

А как же возникает человеческий голос? С помощью видеоролика и эксперимента с воздушными шарами поняли принцип работы голосовых связок человека.

А затем началось самое интересное: шумовая атака! Кто нападал? – Звук. На кого? – На сахар! На кастрюлю с помощью воздушного шарика была натянута мембрана, на неё насыпан сахар. При ударе поварёшкой в большую кастрюлю сахар подпрыгивал. Почему? –Под воздействием звуковых волн он (от страха или от радости?) танцевал. Пустился в пляс и рис, и бумажки. Лишь «серьёзный» тяжёлый горох устоял под натиском звуковых волн.

В конце занятия обучающиеся сделали живую модель звуковой волны и сформулировали открытие: Der Schall bewegt sich in der Luft. Заседание было насыщено новыми словами, новыми экспериментами и новыми положительными эмоциями.