Приемы формирования критического и креативного мышления
Как понять суть нового материала и проверить самого себя?
Памятка для работы с текстовой информацией
На основе прочитанного или услышанного текста предлагается сочинить короткие стихотворения, отражающие основные положения и свойства изученного явления.
1) Синквейн («пятистишие»)
- 1 строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
- 2 строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- 3 строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- 4 строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- 5 строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.
Пример синквейна:
Occupation
Favourite, interesting
Develop, help, improve
An activity we usually do
Work
2) Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, где первая и последняя, вторая и шестая, третья и пятая строки — понятия с противоположным значением.
Пример диаманты:
· строчка 1: тема (существительное)
· строчка 2: определение (2 прилагательных)
· строчка 3: действие (3 глагола)
· строчка 4: ассоциации (4 существительных, характеризующих тему)
· строчка 5: действие (3 глагола, стоящих в оппозиции к глаголам в строчке № 3, т.е. раскрывающих тему с другой стороны)
· строчка 6: определение(2 прилагательных, стоящих в оппозиции к прилагательным в строчке № 2, т.е. раскрывающих тему с другой стороны)
· строчка 7: тема (существительное, противоположное теме или стоящее в оппозиции к теме)
Пример:
Winter
Cold, snowy
Ski, skate, play snowballs
Season, long nights, New Year, holidays
Sleep, stay indoors, wake up late
beautiful, wonderful
Summer
Данный прием можно также использовать при изучении новой лексики или повторении уже изученного вокабуляра. Является способом формирования критического и креативного мышления и действенным приемом системно-деятельностного подхода.
·
·