представление педагогического опыта

Работа учителя никогда не считалась легкой. В современном, постоянно изменяющемся, мире учитель должен идти в ногу со временем, постоянно совершенствоваться и находить новые пути обучения.

Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается повышение интереса к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Проектная деятельность как средство повышения мотивации к изучению английского языка».

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат). Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.  

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса.  Проектная  технология сочетается с любым УМК и другими учебными средствами.

Основные цели, которые преследует метод проектов:

·         научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;

·         научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;

·         сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

·         получить навыки обработки информации;

·         сформировать навыки проведения исследований;

·         сформировать навыки работы и делового общения в группе;

·         сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Когда я пришла работать в школу, первая проблема, с которой мне пришлось столкнуться, была мотивация учащихся. Я все чаще слышала вопрос: «А зачем мне нужен английский язык?». Обучающиеся должны видеть результаты своей работы, применять свои знания на практике. Таким образом, в процессе работы над проектом учащиеся ставят задачи, выдвигают идеи по решению проблемы, ведут поиск и анализ информации, делают выводы, но также воплощают свои задумки, реализуют свой потенциал, показывают и развивают способность к самостоятельной деятельности. В то время как учитель является куратором, помощником самостоятельной деятельности учащихся. Продукт, результат, который мы получаем, и является прекрасным показателем и наглядно демонстрирует для чего мы изучаем предмет.

Актуальность и перспективность опыта.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

При широком развитии сети Интернет и внедрения его в нашу  жизнь, появилась проблема низкого навыка общения, невозможность получить развернутый и полный ответ ученика, отстраненность учеников на уроке и, что самое главное, потеря интереса и мотивации в изучении иностранного языка в школе. Новые технологии поменяли необходимость ученика в запоминании материала на простое копирование материала, тем самым замедляя  развитие личности учащегося. Проектная деятельность же может заставить ученика думать, тем самым запоминая и осваивая материал.

              В концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем  в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования.

               Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Технология проектирования  является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов в образовании. Самое решающее звено этой новации — учитель. Из носителя знаний и информации, учитель становится организатором  деятельности, консультантом  по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации с помощью современных информационных  средств. Работа над учебным проектом  позволяет выстроить близкие отношения между учащимися и учителем, при этом достигнуть главной цели в изучении иностранного языка: языковой компетенции.

Так же использование метода проектов в учебной деятельности на уроках иностранного языка позволяет решить следующие задачи:

  • приобщение к культуре страны изучаемого языка;
  • реализация процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения ее ценностей;
  • расширение и углубление своих интересов, лексического запаса, обнаружение определенных пробелов в тех или иных областях знаний, развитие языковой догадки, но, прежде всего, расширение знаний в различных областях науки;
  • обучение навыкам совместного труда в коллективе (воспитание терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы);
  • развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации.

Теоретическая база опыта.

1.      Вагина С.Г. Исследовательская деятельность учащихся на уроках гуманитарного цикла и его внеурочное время/ С.Г.Вагина, О.В.Гливинская, Я.в. Михайлюк//Исследовательская работа школьников. – 2012.-№1.-С.102-106

2.      Жоголева Е.Е. Развитие у педагогов компетенций руководителя учебных исследований учащихся/ Е.Е.Жоголева //Исследовательская работа школьников. – 2012.-№2.-С.7-16

3.      Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся/ Л.С.Николаева // Исследовательская работа школьников.=- 2013. №1.-С.85-98

4.    Новый Федеральный закон . Об образовании в РФ. – М.: Проспект, 2013.-160 с..

5.        Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в     системе образования / Под ред. Полат Е.С.  – М., 2000. – 320 с.

6.      Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

7.      Структура типа урока по ФГОС. Открытый класс [Электронный ресурс].- Сетевые образовательные сообщества.- Режим доступа: http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/416175   Дата обращения 16.09.2014

8.      Фундаментальное ядро содержания общего образования: Проект / РАН, РАО. - М., 2007, с.32

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Организуя  работу  над  проектом, я стараюсь соблюдать несколько условий:

 1. Тематику проектов связываю как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания.

 2. Учащихся ориентирую на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран (англо-говорящих).

 3. В работу над проектом вовлекаю всех учащихся класса, предлагаю каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

 4. Предлагаемую проблему формирую так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний (литература, музыка, природа и т.д.)

Характерной чертой проектной деятельности является многократная применяемость. Эта методика может быть использована на каждом уровне обучения.  Например, на младшей ступени обучения, прорабатываю тему с глаголом «can» (мочь), дети могут принести игрушку или нарисовать героя мультфильма и рассказать, что может делать этот персонаж или по теме «Семья» ребёнок просто делает подписи на семейной фотографии. На средней ступени обучения он может написать рассказ о жизни своих родителей, а на старшей ступени ему по силам провести исследование по теме «The origin of my name».

При подготовке к заданию важно доступно объяснить цель и задачи проекта, можно дать план выполнения. Современные УМК уделяют достаточное внимание проектной деятельности. Приведу несколько проектов, которые мы выполняли по УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой «Английский язык».

1.      Описать фотографию своей семьи. (6 класс)

2.      Описание животного. (6 класс)

3.      Глобальные проблемы: загрязнение окружающей среды, голод, неграмотность. (8 класс)

4.      Права и обязанности ученика. (8 класс)

5.      Решение семейных проблем. (9 класс)

6.      Войны и конфликты в современном мире. (9 класс)

7.      Представление любимого фильма. (10 класс)

Работу над проектом можно разделить на несколько этапов:

1 этап - подготовительный. Продумать, какие материалы и источники могут быть использованы, обсудить иллюстрации к слайдам, выбрать оптимальную форму презентации результатов, составить и обсудить примерный план работы.

2 этап - сбор информации. Один из самых важных этапов создания проекта. Обучающийся должен собрать информацию, выбрать нужную, скорректировать.

3 этап - оформление работы. Это может быть рисунок, презентация или макет, отражающий тему проекта.

4 этап – презентация и защита проектов. Заключительный этап работы, где ученики представляют и защищают свои работы.

Таким образом, несмотря на некоторые трудности, метод проектов весьма эффективен. Школьники приобретают навык вести исследовательскую работу. Во время подготовки проекта группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения. Школьник превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении. На мой взгляд, проектная деятельность является одним из важнейших методов стимулирования учебной активности ребёнка.

Анализ результативности.

Проектная деятельность в совокупности с другими видами работы дает хорошие результаты подготовки, развивает творческие способности учащихся и позволяет увеличить интерес к иностранному языку. Так же, учащиеся показывают хорошие результаты в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских работ:

2014-2015 учебный год

Муниципальный уровень:

Ионова Яна (призер)

2015-2016 учебный год

Муниципальный уровень:

Бочкина Ксения (призер)

Ионова Яна (призер)

2015-2016 учебный год

Муниципальный уровень:

Волкова Владлена, 9А класс (призер)

Пронина Анастасия, 11 А класс (призер)

Республиканский уровень:

Пронина Анастасия, 11А класс (призер)

Ионова Яна (III место) – Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия 2015 г.

Бочкина Ксения (II место) – Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия .

Пронина Анастасия (I место) - Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия.

Диков Сергей – Диплом первой степени. Участник IX Всероссийской научно- исследовательской конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность».

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При создании проектов возникают трудности:

- материал в учебнике не всегда может быть интересен всем учащимся, поэтому нужно обязательно корректировать его;

- данный тип работы может быть недоступен некоторым категориям учащихся (работа с детьми с ОВЗ)

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Распространение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на педагогических советах, школьном методическом объединении учителей иностранного языка. Я считаю, чтобы быть хорошим учителем, нужно, прежде всего, совершенствоваться самому, поэтому регулярно посещаю семинары, посещаю курсы повышения квалификации, читаю статьи по методике преподавания иностранного языка. С моими наработками вы можете познакомиться на моем сайте http://nsportal.ru/polina-chudaykina

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_proekt.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя никогда не считалась легкой. В современном, постоянно изменяющемся, мире учитель должен идти в ногу со временем, постоянно совершенствоваться и находить новые пути обучения.

Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается повышение интереса к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Проектная деятельность как средство повышения мотивации к изучению английского языка».

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат). Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.  

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса.  Проектная  технология сочетается с любым УМК и другими учебными средствами.

Основные цели, которые преследует метод проектов:

  • научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
  • научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;
  • сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
  • получить навыки обработки информации;
  • сформировать навыки проведения исследований;
  • сформировать навыки работы и делового общения в группе;
  • сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Когда я пришла работать в школу, первая проблема, с которой мне пришлось столкнуться, была мотивация учащихся. Я все чаще слышала вопрос: «А зачем мне нужен английский язык?». Обучающиеся должны видеть результаты своей работы, применять свои знания на практике. Таким образом, в процессе работы над проектом учащиеся ставят задачи, выдвигают идеи по решению проблемы, ведут поиск и анализ информации, делают выводы, но также воплощают свои задумки, реализуют свой потенциал, показывают и развивают способность к самостоятельной деятельности. В то время как учитель является куратором, помощником самостоятельной деятельности учащихся. Продукт, результат, который мы получаем, и является прекрасным показателем и наглядно демонстрирует для чего мы изучаем предмет.

Актуальность и перспективность опыта.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

При широком развитии сети Интернет и внедрения его в нашу  жизнь, появилась проблема низкого навыка общения, невозможность получить развернутый и полный ответ ученика, отстраненность учеников на уроке и, что самое главное, потеря интереса и мотивации в изучении иностранного языка в школе. Новые технологии поменяли необходимость ученика в запоминании материала на простое копирование материала, тем самым замедляя  развитие личности учащегося. Проектная деятельность же может заставить ученика думать, тем самым запоминая и осваивая материал.

              В концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем  в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования.

               Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Технология проектирования  является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов в образовании. Самое решающее звено этой новации — учитель. Из носителя знаний и информации, учитель становится организатором  деятельности, консультантом  по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации с помощью современных информационных  средств. Работа над учебным проектом  позволяет выстроить близкие отношения между учащимися и учителем, при этом достигнуть главной цели в изучении иностранного языка: языковой компетенции.

Так же использование метода проектов в учебной деятельности на уроках иностранного языка позволяет решить следующие задачи:

  • приобщение к культуре страны изучаемого языка;
  • реализация процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения ее ценностей;
  • расширение и углубление своих интересов, лексического запаса, обнаружение определенных пробелов в тех или иных областях знаний, развитие языковой догадки, но, прежде всего, расширение знаний в различных областях науки;
  • обучение навыкам совместного труда в коллективе (воспитание терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы);
  • развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации.

Теоретическая база опыта.

  1. Вагина С.Г. Исследовательская деятельность учащихся на уроках гуманитарного цикла и его внеурочное время/ С.Г.Вагина, О.В.Гливинская, Я.в. Михайлюк//Исследовательская работа школьников. – 2012.-№1.-С.102-106
  2. Жоголева Е.Е. Развитие у педагогов компетенций руководителя учебных исследований учащихся/ Е.Е.Жоголева //Исследовательская работа школьников. – 2012.-№2.-С.7-16
  3. Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся/ Л.С.Николаева // Исследовательская работа школьников.=- 2013. №1.-С.85-98
  4. Новый Федеральный закон . Об образовании в РФ. – М.: Проспект, 2013.-160 с..
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в     системе образования / Под ред. Полат Е.С.  – М., 2000. – 320 с.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
  7. Структура типа урока по ФГОС. Открытый класс [Электронный ресурс].- Сетевые образовательные сообщества.- Режим доступа: http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/416175   Дата обращения 16.09.2014
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования: Проект / РАН, РАО. - М., 2007, с.32

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Организуя  работу  над  проектом, я стараюсь соблюдать несколько условий:

 1. Тематику проектов связываю как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания.

 2. Учащихся ориентирую на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран (англо-говорящих).

 3. В работу над проектом вовлекаю всех учащихся класса, предлагаю каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

 4. Предлагаемую проблему формирую так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний (литература, музыка, природа и т.д.)

Характерной чертой проектной деятельности является многократная применяемость. Эта методика может быть использована на каждом уровне обучения.  Например, на младшей ступени обучения, прорабатываю тему с глаголом «can» (мочь), дети могут принести игрушку или нарисовать героя мультфильма и рассказать, что может делать этот персонаж или по теме «Семья» ребёнок просто делает подписи на семейной фотографии. На средней ступени обучения он может написать рассказ о жизни своих родителей, а на старшей ступени ему по силам провести исследование по теме «The origin of my name».

При подготовке к заданию важно доступно объяснить цель и задачи проекта, можно дать план выполнения. Современные УМК уделяют достаточное внимание проектной деятельности. Приведу несколько проектов, которые мы выполняли по УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой «Английский язык».

  1. Описать фотографию своей семьи. (6 класс)
  2. Описание животного. (6 класс)
  3. Глобальные проблемы: загрязнение окружающей среды, голод, неграмотность. (8 класс)
  4. Права и обязанности ученика. (8 класс)
  5. Решение семейных проблем. (9 класс)
  6. Войны и конфликты в современном мире. (9 класс)
  7. Представление любимого фильма. (10 класс)

Работу над проектом можно разделить на несколько этапов:

1 этап - подготовительный. Продумать, какие материалы и источники могут быть использованы, обсудить иллюстрации к слайдам, выбрать оптимальную форму презентации результатов, составить и обсудить примерный план работы.

2 этап - сбор информации. Один из самых важных этапов создания проекта. Обучающийся должен собрать информацию, выбрать нужную, скорректировать.

3 этап - оформление работы. Это может быть рисунок, презентация или макет, отражающий тему проекта.

4 этап – презентация и защита проектов. Заключительный этап работы, где ученики представляют и защищают свои работы.

Таким образом, несмотря на некоторые трудности, метод проектов весьма эффективен. Школьники приобретают навык вести исследовательскую работу. Во время подготовки проекта группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения. Школьник превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении. На мой взгляд, проектная деятельность является одним из важнейших методов стимулирования учебной активности ребёнка.

Анализ результативности.

Проектная деятельность в совокупности с другими видами работы дает хорошие результаты подготовки, развивает творческие способности учащихся и позволяет увеличить интерес к иностранному языку. Так же, учащиеся показывают хорошие результаты в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских работ:

2014-2015 учебный год

Муниципальный уровень:

Ионова Яна (призер) 

2015-2016 учебный год

Муниципальный уровень:

Бочкина Ксения (призер) 

Ионова Яна (призер)

2015-2016 учебный год

Муниципальный уровень:

Волкова Владлена, 9А класс (призер)

Пронина Анастасия, 11 А класс (призер) 

Республиканский уровень:

Пронина Анастасия, 11А класс (призер)

Ионова Яна (III место) – Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия 2015 г. 

Бочкина Ксения (II место) – Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия .

Пронина Анастасия (I место) - Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия.

Диков Сергей – Диплом первой степени. Участник IX Всероссийской научно- исследовательской конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность».

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При создании проектов возникают трудности:

- материал в учебнике не всегда может быть интересен всем учащимся, поэтому нужно обязательно корректировать его;

- данный тип работы может быть недоступен некоторым категориям учащихся (работа с детьми с ОВЗ)

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Распространение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на педагогических советах, школьном методическом объединении учителей иностранного языка. Я считаю, чтобы быть хорошим учителем, нужно, прежде всего, совершенствоваться самому, поэтому регулярно посещаю семинары, посещаю курсы повышения квалификации, читаю статьи по методике преподавания иностранного языка. С моими наработками вы можете познакомиться на моем сайте http://nsportal.ru/polina-chudaykina