Статья на тему: "Использование проектной методики при обучении иностранному языку."

Авраменко Екатерина Дмитриевна

 Give a person a fish and you feed him for a day. Teach the person how to fish and you feed him for a life.

 I hear and I forget. I see and I remember. I do and I understand.I hear and I forget. 

 Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

 Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную  деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл  рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским я я  языком.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1.Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

2.Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.

3.Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

 
4.Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
 
Необходимые условия при организации работы над проектом:
1.Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка,  так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
2.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
3.Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка:
1.Разнообразие - это необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе: разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), разнообразие типов упражнений.
2.Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речи, и когда он постигает ее как систему.
3.Важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенностей проекта. Часто задания  могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.
4.Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения нужно стараться в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. В данной системе обучения широко используется:
• Непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач;
стимулируется:
• развитие творческого мышления, воображения.
создаются условия:
• для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Проектная методика помогает достичь сразу нескольких целей:
• расширить словарный запас детей,
• закрепить изученный лексико-грамматический материал,
• создать на уроке атмосферу праздника,
• украсить кабинет английского языка красочными работами детей.
В процессе работы над своим проектом овладение иностранным языком доставляет школьникам истинную радость познания и приобщения к новой культуре.

    Проектная работа может быть выполнена в устной и письменной форме.
Рекомендации при выполнении проекта:
1. Важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников т.к. проект дает возможность им выражать собственные идеи. Желательно поощрять их самостоятельность.
2. Проектные работы являются открытыми, поэтому нет и слишком четкого плана их выполнения. Во время работы над проектом можно вводить и некоторый дополнительный материал.
3. Большинство проектов может выполняться отдельными учащимися. Однако, проект будет максимально творческим, если его выполняет группа ребят. Это подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

Схема осуществления проекта:

1.Подготовка к проекту.

Заранее изучить индивидуальные особенности, интересы, жизненный опыт учащихся. Выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

      Вначале формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Нужно учесть склонности учащихся: к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. В группе должны быть учащиеся разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, ее обсуждением и документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). 

4. Презентация проекта.   Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Здесь важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.  Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.   Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Здесь важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например включая, такие простейшие как «Генеалогическое древо» (Family Tree), «Мое любимое время года» (My favourite season) и другие. (5-6 классы) У детей  должно создастся  впечатление, что английский язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие. Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы,  особенно, когда мы делаем  какие-либо практические проекты, коллажи. Незаметно для себя, начинаем говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

 Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
 Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики),  драматизация пьесы  (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
 Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу по  страноведению, например в 11 классе по теме «Австралия»
 Сценарные проекты  - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса
 Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы  страны изучаемого языка (см. приложение №2)..
 Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
  Удачи в выполнении новых проектов!