Эссе
Романова Татьяна Михайловна,
Учитель английского языка МОУ СОШ № 31
Г. Комсомольск-на-Амуре
Эссе
Моя профессия – мой выбор!
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)
Когда я выбрала профессию учителя? Сегодня и не могу вспомнить, как это случилось. Я выбрала ее, или она выбрала меня? А, может, и выбора никакого не было – просто так случилось, как случается в жизни то, что не зависит от нас?
Моя мама и тетя – педагоги, работали в школе, в вузе, и с самого детства я слышала их разговоры о профессии, об учениках и студентах, о планах и программах, об олимпиадах и конференциях. Их работа и была их жизнью, и мне казалось это естественным. Я уже тогда понимала, что педагог – профессия круглосуточная, но никогда у меня не было мысли, что мама жертвует общением с нами (мной и сестрой, которая, кстати, тоже учитель иностранного языка) ради профессии – это воспринималось как нормальное явление. Там же ее ждали ученики…студенты! Там…, за стенами дома происходило что-то очень важное, такое, которое нельзя отодвинуть, к которому нельзя отнестись спустя рукава, которое требует сил, напряжения, дисциплины… Теперь я понимаю, что личный пример – самый эффективный воспитательный прием. Лучше любых слов и назиданий действует! Думаю, что именно поэтому про меня говорят, что я и ответственная, и дисциплинированная, и трудолюбивая, и настойчивая при достижении цели, и что открыта для общения, и что мне можно довериться, и что я никогда не подведу. Меня с детства научили отвечать за свои слова, дела и поступки.
Мне вообще очень повезло в жизни на учителей. Кроме самых близких людей, я благодарна Шеверде Людмиле Алексеевне, моей первой и самой любимой учительнице, Людмиле Андреевне Федоровой – моему классному руководителю и учителю немецкого языка, Ольге Юзефовне Токаревой, моему вузовскому педагогу. Именно благодаря им я знаю, что учитель – это не урокодатель, а друг, наставник, старший товарищ.
Учитель не только учит арифметике или иностранному языку, он помогает ребенку среди многих троп и дорог найти свою, он раскрывает в нем такие возможности, о которых, порой, и родители не подозревают. Мои учителя были и требовательными, и строгими, могли поругать кого-то за проделку, но никогда не позволяли себе унижать и обижать ученика, всегда относились к нему как к человеку, требующему уважения. Уроки гуманной педагогики я получила от своих любимых учителей – это были уроки не на словах, а на личных примерах. Верно говорят, что если ученик не любит своего учителя, то и не научится у него ничему, а я бы добавила – может быть, научится читать и писать, считать и решать уравнения, но забудет его имя, его уроки, его голос… Любимых учителей не забывают, потому что они всегда в сердце, они становятся частью души человека на всю жизнь. Я уже для своих учеников стала Татьяной Михайловной, но для них, моих учителей, я навсегда останусь Танюшкой, а они для меня – моими учителями, Учителями с большой буквы.
В одной восточной притче говорится, что однажды ученики спросили мудреца, какова его основная задача как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
- Завтра вы узнаете об этом. Ранним утром ученики вместе с Учителем отправились к подножию дальней горы. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка, всем хотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках источника. Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
- Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Но Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон. - Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
- Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно.
- Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? - спросили ученики.
- Нет, главная задача Учителя - воспитать в ученике человечность и доброту, - он улыбнулся и продолжил, - и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........
В этой притче сказаны главные слова о профессии учителя: пробуждать жажду знаний, указать ученикам путь к поиску истины и воспитывать в нем человека. Воспитание в ученике человечности и доброты? Это утверждение кажется таким общим, таким очевидным…но как же этого добиться? Что конкретно нужно для этого делать? Больше говорить о добрых поступках или привлекать детей к участию в тех или иных социальных, гражданско-патриотических акциях и проектах? Конечно, это делает любой педагог, любой классный руководитель, но почему же в нашем обществе отмечается дефицит доброты и человечности? Почему СМИ пестрят сообщениями о жестокости школьников, избивающих одноклассников, о равнодушии взрослых, не замечающих несправедливость и проявляющих хамство? Вопросов больше, чем ответов. Учитель не может заменить ребенку семью, в которой формируются основы человечности и доброты, но он может дать ученику пример – пример личной заинтересованности в его судьбе, пример сострадания, искренности и любви. Я всегда стараюсь помнить, что на меня смотрят дети, они оценивают мои слова и мои поступки, для них важно все: и что я говорю, и как я говорю, они проверяют не только мои знания, но и мою человечность каждый день. Я могу и рассердиться, и голос повысить, и строго отчитать, но, мне кажется, что ребята чувствуют, что не злоба и раздраженность вырываются в этот момент наружу, а моя заинтересованность в его поступке, мое беспокойство за его судьбу, мое желание видеть его другим – более ответственным, добрым, чутким к другим.
Можно быть отличным бухгалтером или прекрасным менеджером, но отвратительным и неприятным человеком, но нельзя быть хорошим учителем и плохим человеком! Хорошим урокодателем, даже профессионалом, но не учителем! Хороший учитель – это профессионализм плюс человечность, а остальные качества вытекают из названных.
Где реализует учитель свои лучшие качества? Конечно, на уроке. Урок для учителя – его сценическая площадка, на которой он и режиссер, и актер. Талантливый учитель никогда не следует образцам, он всегда ищет свой путь, поэтому каждый его урок непредсказуем, требует нестандартных решений и реакций, искусства импровизации. Подготовка к уроку требует много времени, учитель «выстраивает» урок, как архитектор выстраивает макет здания, которое будут возводить строители. Но учитель – и архитектор, и строитель, который в ходе работы может увидеть, что тот или иной элемент лишний, а какого-то элемента - именно для этого класса, именно в этой ситуации - не хватает. И тогда он убирает или вводит то, что не запланировал – и я считаю, что он имеет на это право, потому что только он отвечает за результат (от начала до конца) своего педагогического «проекта». Учитель свободен в выборе приемов и средств обучения и воспитания, но не свободен от ответственности за результат! Результат, как мне кажется, не в том, что все ученики в классе успевают только на «хорошо» и «отлично», а в том, что они идут в класс с желанием учиться, что они рады видеть учителя, что они могут задать ему вопрос, на который никто, кроме него, не ответит, что они не замечают, как звенит звонок, потому что им было интересно с этим человеком. Больше всего я ценю в своей работе те моменты, когда дети вместе со мной увлеченно занимаются делом, когда они занимаются с удовольствием, и когда видишь в их глазах любовь и признательность.
Профессия учителя предполагает постоянный рост и развитие. И мне это нравится! Не бывает одинаковых уроков, не бывает одинаковых учеников. Каждый день - отправная точка для собственного роста. Это получилось, а это нет - почему? А это надо было вот так, а если бы не…, то я бы сделала иначе… В этой профессии не заскучаешь от однообразия! Я человек любознательный и любопытный, мне интересны люди, меня окружающие, и события, происходящие вокруг, - думаю, мне это помогает в работе, потому что равнодушный учитель никому не интересен! Я видела учителей с потухшими глазами, скучными лицами, равнодушным голосом – я не хочу, чтобы со мной случилось такое!
Во все времена, при всех политических системах, во время войны и во время мира, настоящий учитель всегда выполняет свою миссию – «служит пророку, а не дьяволу», «глаголом жжет сердца людей», «отвечает за тех, кого приручил». Примеры учительских судеб Константина Ушинского, Антона Макаренко, Януша Корчака, Василия Сухомлинского – лучшее тому подтверждение.
Мой путь в профессию пока недолог – всего шесть лет, я понимаю, что мне многому нужно еще научиться, многое преодолеть, но у моих учеников уже есть некоторые успехи: они успешно сдают ЕГЭ по английскому языку, выигрывают в конкурсах и олимпиадах, стремятся самостоятельно расширять знания, - это меня вдохновляет и поддерживает, значит, что-то у меня получается, значит, я на верном пути, значит, я выбрала ту профессию, которая станет моей судьбой!
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя профессия – мой выбор!
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)
Когда я выбрала профессию учителя? Сегодня и не могу вспомнить, как это случилось. Я выбрала ее, или она выбрала меня? А, может, и выбора никакого не было – просто так случилось, как случается в жизни то, что не зависит от нас?
Моя мама и тетя – педагоги, работали в школе, в вузе, и с самого детства я слышала их разговоры о профессии, об учениках и студентах, о планах и программах, об олимпиадах и конференциях. Их работа и была их жизнью, и мне казалось это естественным. Я уже тогда понимала, что педагог – профессия круглосуточная, но никогда у меня не было мысли, что мама жертвует общением с нами (мной и сестрой, которая, кстати, тоже учитель иностранного языка) ради профессии – это воспринималось как нормальное явление. Там же ее ждали ученики…студенты! Там…, за стенами дома происходило что-то очень важное, такое, которое нельзя отодвинуть, к которому нельзя отнестись спустя рукава, которое требует сил, напряжения, дисциплины… Теперь я понимаю, что личный пример – самый эффективный воспитательный прием. Лучше любых слов и назиданий действует! Думаю, что именно поэтому про меня говорят, что я и ответственная, и дисциплинированная, и трудолюбивая, и настойчивая при достижении цели, и что открыта для общения, и что мне можно довериться, и что я никогда не подведу. Меня с детства научили отвечать за свои слова, дела и поступки.
Мне вообще очень повезло в жизни на учителей. Кроме самых близких людей, я благодарна Шеверде Людмиле Алексеевне, моей первой и самой любимой учительнице, Людмиле Андреевне Федоровой – моему классному руководителю и учителю немецкого языка, Ольге Юзефовне Токаревой, моему вузовскому педагогу. Именно благодаря им я знаю, что учитель – это не урокодатель, а друг, наставник, старший товарищ.
Учитель не только учит арифметике или иностранному языку, он помогает ребенку среди многих троп и дорог найти свою, он раскрывает в нем такие возможности, о которых, порой, и родители не подозревают. Мои учителя были и требовательными, и строгими, могли поругать кого-то за проделку, но никогда не позволяли себе унижать и обижать ученика, всегда относились к нему как к человеку, требующему уважения. Уроки гуманной педагогики я получила от своих любимых учителей – это были уроки не на словах, а на личных примерах. Верно говорят, что если ученик не любит своего учителя, то и не научится у него ничему, а я бы добавила – может быть, научится читать и писать, считать и решать уравнения, но забудет его имя, его уроки, его голос… Любимых учителей не забывают, потому что они всегда в сердце, они становятся частью души человека на всю жизнь. Я уже для своих учеников стала Татьяной Михайловной, но для них, моих учителей, я навсегда останусь Танюшкой, а они для меня – моими учителями, Учителями с большой буквы.
В одной восточной притче говорится, что однажды ученики спросили мудреца, какова его основная задача как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
- Завтра вы узнаете об этом. Ранним утром ученики вместе с Учителем отправились к подножию дальней горы. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка, всем хотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках источника. Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
- Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Но Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон. - Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
- Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно.
- Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? - спросили ученики.
- Нет, главная задача Учителя - воспитать в ученике человечность и доброту, - он улыбнулся и продолжил, - и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........
В этой притче сказаны главные слова о профессии учителя: пробуждать жажду знаний, указать ученикам путь к поиску истины и воспитывать в нем человека. Воспитание в ученике человечности и доброты? Это утверждение кажется таким общим, таким очевидным…но как же этого добиться? Что конкретно нужно для этого делать? Больше говорить о добрых поступках или привлекать детей к участию в тех или иных социальных, гражданско-патриотических акциях и проектах? Конечно, это делает любой педагог, любой классный руководитель, но почему же в нашем обществе отмечается дефицит доброты и человечности? Почему СМИ пестрят сообщениями о жестокости школьников, избивающих одноклассников, о равнодушии взрослых, не замечающих несправедливость и проявляющих хамство? Вопросов больше, чем ответов. Учитель не может заменить ребенку семью, в которой формируются основы человечности и доброты, но он может дать ученику пример – пример личной заинтересованности в его судьбе, пример сострадания, искренности и любви. Я всегда стараюсь помнить, что на меня смотрят дети, они оценивают мои слова и мои поступки, для них важно все: и что я говорю, и как я говорю, они проверяют не только мои знания, но и мою человечность каждый день. Я могу и рассердиться, и голос повысить, и строго отчитать, но, мне кажется, что ребята чувствуют, что не злоба и раздраженность вырываются в этот момент наружу, а моя заинтересованность в его поступке, мое беспокойство за его судьбу, мое желание видеть его другим – более ответственным, добрым, чутким к другим.
Можно быть отличным бухгалтером или прекрасным менеджером, но отвратительным и неприятным человеком, но нельзя быть хорошим учителем и плохим человеком! Хорошим урокодателем, даже профессионалом, но не учителем! Хороший учитель – это профессионализм плюс человечность, а остальные качества вытекают из названных.
Где реализует учитель свои лучшие качества? Конечно, на уроке. Урок для учителя – его сценическая площадка, на которой он и режиссер, и актер. Талантливый учитель никогда не следует образцам, он всегда ищет свой путь, поэтому каждый его урок непредсказуем, требует нестандартных решений и реакций, искусства импровизации. Подготовка к уроку требует много времени, учитель «выстраивает» урок, как архитектор выстраивает макет здания, которое будут возводить строители. Но учитель – и архитектор, и строитель, который в ходе работы может увидеть, что тот или иной элемент лишний, а какого-то элемента - именно для этого класса, именно в этой ситуации - не хватает. И тогда он убирает или вводит то, что не запланировал – и я считаю, что он имеет на это право, потому что только он отвечает за результат (от начала до конца) своего педагогического «проекта». Учитель свободен в выборе приемов и средств обучения и воспитания, но не свободен от ответственности за результат! Результат, как мне кажется, не в том, что все ученики в классе успевают только на «хорошо» и «отлично», а в том, что они идут в класс с желанием учиться, что они рады видеть учителя, что они могут задать ему вопрос, на который никто, кроме него, не ответит, что они не замечают, как звенит звонок, потому что им было интересно с этим человеком. Больше всего я ценю в своей работе те моменты, когда дети вместе со мной увлеченно занимаются делом, когда они занимаются с удовольствием, и когда видишь в их глазах любовь и признательность.
Профессия учителя предполагает постоянный рост и развитие. И мне это нравится! Не бывает одинаковых уроков, не бывает одинаковых учеников. Каждый день - отправная точка для собственного роста. Это получилось, а это нет - почему? А это надо было вот так, а если бы не…, то я бы сделала иначе… В этой профессии не заскучаешь от однообразия! Я человек любознательный и любопытный, мне интересны люди, меня окружающие, и события, происходящие вокруг, - думаю, мне это помогает в работе, потому что равнодушный учитель никому не интересен! Я видела учителей с потухшими глазами, скучными лицами, равнодушным голосом – я не хочу, чтобы со мной случилось такое!
Во все времена, при всех политических системах, во время войны и во время мира, настоящий учитель всегда выполняет свою миссию – «служит пророку, а не дьяволу», «глаголом жжет сердца людей», «отвечает за тех, кого приручил». Примеры учительских судеб Константина Ушинского, Антона Макаренко, Януша Корчака, Василия Сухомлинского – лучшее тому подтверждение.
Мой путь в профессию пока недолог – всего шесть лет, я понимаю, что мне многому нужно еще научиться, многое преодолеть, но у моих учеников уже есть некоторые успехи: они успешно сдают ЕГЭ по английскому языку, выигрывают в конкурсах и олимпиадах, стремятся самостоятельно расширять знания, - это меня вдохновляет и поддерживает, значит, что-то у меня получается, значит, я на верном пути, значит, я выбрала ту профессию, которая станет моей судьбой!
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.